Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

13.04.2021 09:37 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 14.04.2021 г.

Вопреки обстоятельствам

Сотрудники "Облкоммунэнерго" обеспечивают потребителей энергией, невзирая на погоду, расстояния и бюрократов

В Иркутской области вновь решают, что делать с «Облкоммунэнерго» — второй по величине и единственной государственной в регионе электросетевой компании. Уточним: не что делать с изношенными энергосетями, а как быть с предприятием, которое вынуждено эксплуатировать это ветхое наследство предыдущих 50 лет.

Поводом к очередной дискуссии вокруг компании стали декабрьские аварии в Мамско-Чуйском и Усть-Кутском районах. Напомним, В Усть-Куте вечером 24 декабря автомобиль врезался в железобетонную опору высоковольтной линии 6 кВ, идущей от подстанции «Лена». Упавшая опора повредила теплотрассу и водопровод. Энергетикам, прежде чем приступить к ремонту сетей и установке опоры, пришлось ждать, пока починят тепло- и водомагистрали. На это ушло полтора суток. Все это время потребители находились на резервных схемах электроснабжения. Только утром 26 декабря ремонтная бригада «Облкоммунэнерго» смогла приступить к установке новой опоры. Работы заняли всего четыре часа, в полдень линию запустили.

25 декабря в Мамско-Чуйском районе рано утром произошло аварийное отключение воздушной линии 35 кВ на участке Мусковит – Мама. Без центрального электроснабжения остался поселок Мама. Эта линия почти на всем своем протяжении проходит по труднодоступной местности вдоль реки Витим. Место повреждения искали сразу несколько бригад Мамско-Чуйского филиала ОГУЭП «Облкоммунэнерго», энергетики осматривали линию на снегоходе, а на особо сложных участках — на лыжах.

Спустя почти 10 часов одна из бригад обнаружила место обрыва — в 18 километрах от поселка Мама. К месту поломки выдвинулась ремонтная бригада со всем необходимым оборудованием. 18 километров только на бумаге не кажется расстоянием, а по снегу и бездорожью, на морозе -47 градусов — это колоссальная дистанция. В 2 часа ночи ремонтные работы завершились, электроснабжение поселков было восстановлено.

Надо сказать, что аварии с отключением электроснабжения в Мамско-Чуйском районе случаются регулярно. Почему так происходит? Ответ прост: капремонт линий электроснабжения не проводился более тридцати лет.

Это беда не только Мамско-Чуйского района, износ сетей — главная проблема коммунальной энергетики всего региона, да в общем-то и всей страны. Многие линии электропередач находятся в аварийном состоянии, а срок их эксплуатации давно истек.

Так, по Иркутской области износ сетей напряжением 35 кВт и ниже – в среднем 80%. В Мамско-Чуйском районе еще выше — примерно 97%. Государство забыло про электроэнергетику, уповая на "невидимую руку рынка".

Однако эта рука так и не дотянулась до северного района, где живут чуть более 3,5 тысяч человек. И неудивительно: содержать и обновлять десятки километров ЛЭП 110 кВ , три линии по 35 кВ, сети 0,4-6 кВ с тем полезным отпуском, который могут дать 3,6 тысяч потребителей, — заведомо убыточное занятие. Частные компании на это не пойдут, потому что им потребуется вливать собственные средства без надежды когда-нибудь окупить расходы. Крупный бизнес потеряет прибыль, а мелкий просто обанкротится. По большому счету, кроме государства это делать некому. Дотационному муниципалитету это тем более не по карману.

В свое время сети Мамско-Чуйского района перешли в областную собственность после закономерного банкротства ОАО «Импульс», преемника Мамского энергетического управления. А в декабре прошлого года, как раз 25 декабря и внутрипоселковые сети Витимского и Луговского были переведены из муниципальной собственности в областную и отданы в хозяйственное ведение "Облкоммунэнерго".

Правда передать-то сети передали, а вот денег на их обновление выделить из бюджета региона забыли. Сейчас работники областного предприятия проводят их обход, готовят дефектные ведомости. Капитально ремонтировать их придется, видимо, из общих средств предприятия.

Между тем, чтобы понять состояние Мамского филиала, можно посмотреть выручку и затраты за последние пару лет. За передачу электроэнергии по Мамско-Чуйскому району за 2020 год предприятие получило 26 миллионов рублей. А затраты на содержание сетевого хозяйства превысили 140 миллионов. Причем львиная доля, почти 100 миллионов — это расходы на амортизацию. Сложность еще и в том, что укомплектовать штат специалистами при экстремальных условиях труда и сокращающемся населении района непросто. Приходится приглашать специалистов из других территорий, завозить на работу вахтами. А это снова расходы.

Убытки – порядка 120 миллионов в год — покрываются из средств, заработанных другими филиалами "Облкоммунэнерго" в других территориях.

Но "Облкоммунэнерго" — государственное предприятие, и его работа оценивается по тому, насколько надежно оно обеспечивает электроэнергией потребителей, в первую очередь, население и социальную сферу. Это его главное отличие от коммерческих компаний, чья цель — прибыль.

Поэтому сотрудникам районного филиала приходится работать в буквальном смысле в экстремальных условиях. Ночь, день, зима, лето — если случается поломка, бригады отправляются на поиски места аварии. Добавим сюда обязательные обходы ЛЭП для наблюдения за текущим состоянием линии и ее трассы.

ЛЭП 110кВ Мамакан-Мусковит, которая питает поселки района, проходит по горной и болотистой местности вдоль Витима. Зимой здесь нередки наледи — подобраться к опорам непросто. Добраться сюда и доставить материалы можно по воде или "Уралами", а иные участки доступны лишь пешком, а зимой на лыжах.

Надо ли говорить, что львиная доля поломок случается зимой, когда нагрузка на сети возрастает в разы? А это еще и морозы, и короткий световой день...

Чтобы облегчить обходы и поиски обрывов, "Облкоммунэнерго" приобрело для своего филиала в Мамско-Чуйском районе современную аэролодку. Изготавливали её на заводе по тех. заданию областного предприятия, процедуру закупки начали ещё в октябре, к концу декабря лодка была готова. Подобные суда подходят для любого времени года, могут перемещаться по воде, по льду, во время шуги, по болотам. Кабина лодки изготовленной для областных энергетиков вмещает до пяти человек, также есть грузовая платформа, способная принять до полутора тонн груза.

"Облкоммунэнерго" несмотря ни на что постепенно обновляет проблемную ЛЭП 110 кВ. Из 81 километров протяженности линии 50 километров уже обновили. Летом 2020 года провели тендер на ремонтные работы аварийной линии — почти на 50 миллионов рублей. Это средства на реконструкцию 9 километров от Мусковита.

Тем временем, чтобы выровнять ситуацию в целом по предприятию и иметь возможность "вытягивать" проблемные филиалы "Облкоммуэнерго" делает все возможное, чтобы сокращать потери электроэнергии, нерациональные расходы, выполнять инвестиционную программу.

Так, предприятию удалось доказать свою правоту в спорах с Региональной службой по тарифам. Напомним, РСТ утверждает тарифы на передачу электроэнергии для сетевых организаций. Но с 2015 года РСТ стала "обрезать" инвестиционную составляющую в тарифах "Облкоммунэнерго". А нет ее, нет денег на капитальные ремонты. "Облкоммунэнерго» судилось с региональной службой по тарифам и ему удалось отстоять свою позицию во всех инстанциях. Средства, которые не были доведены до предприятия на инвестиционную программу, составили порядка 3,5 миллиардов рублей.

«Облкоммунэнерго» много работает над сокращением потерь в сетях. Задача не из простых, учитывая, что предприятие постоянно принимает на баланс бесхозные, самые изношенные сети в регионе, от которых частники или муниципалитеты отказываются. Пару лет назад ему удалось довести показатели потерь до нормативных — а это экономия в расчетах со сбытовыми компаниями. Ведь "сетевики" обязаны заплатить за все сверхнормативные потери в своих сетях причем по тарифам, куда более высоким, чем установлены для потребителей. Например, если население в Иркутской области платит чуть больше 1 рубля за киловатт/час, то цена потерь порядка 2 рублей.

С 2017 года "Облкоммунэнерго" ведет установку интеллектуальных приборов учета. Для потребителей они бесплатны, средства на них выделяет учредитель предприятия — правительство Иркутской области. Продолжается работа по истребованию дебиторской задолженности. Одно из немногих предприятий в Иркутской области и пока единственное в энергетическом секторе "Облкоммунэнерго" вошло в федеральную программу повышения производительности при поддержке АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда».

Предприятие прилагает все усилия для повышения надежности и качества электроснабжения. Сейчас усилия и средства направляются в зоны максимального риска.

Ведутся ремонты, исполняется инвестиционная программа, исходя из имеющихся средств и материалов. Областное предприятие намерено продолжать работу со Службой по тарифам по установлению ему экономически-обоснованного тарифа. А в перспективе — инициировать переход на прямые отношения с гарантирующим поставщиком без такого посреднического звена как держатель «общего котла».

И нет сомнений, что мало-помалу предприятие справится с ситуацией. Если ему не будут мешать. Например, нагружать новыми ветхими сетями в то время, как частные сетевые компании получают и рук области новехонькие линии, восстановленные за госсчет. Или не будут резать тариф, якобы в интересах потребителей. Потому что главный интерес потребителей — в бесперебойном энергоснабжении.

Егор Демидов

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

46