Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

03.12.2021 13:51 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 90 от 03.12.2021 г.

Мамчане с Потсдамской конференции и Нюрнбергского процесса

Автор: А. Карпов

(Окончание. Начало в № 89)

*****

В шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия, количество ветеранов войны, проживающих в нашем районе, было немалым. Но в посёлке Мама лишь один из них смотрелся настоящим военным – за версту была видна его выправка, всегда подтянутый, офицерская форма с майорскими погонами чиста и отглажена, хромовые сапоги до блеска начищены, ордена и медали блестят. И многие жители посёлка знали, что Сан-Саныч – Александр Александрович Плахотнюк, не только прошёл фронт с 41-го по 45-й от ваньки-взводного до командира пулемётной роты, но и принимал непосредственное участие в охране гитлеровской верхушки на Нюрнбергском процессе. Много позже я узнал, что он был ранен на Курской дуге, потом контужен, от чего до конца жизни не чувствовал запахов, потеряв обоняние. И ещё, как многие из тех, кто по-настоящему прошёл передовую, не мог вспоминать войну. От чего никогда не ходил на встречи со школьниками – боялся, что эти воспоминая у него обязательно вызовут слёзы. А этого, как офицер, он допустить на глазах других не мог.

29 октября сего года, исполнилось 75 лет, как закончился Нюрнбергский процесс, в котором принимал участие наш земляк А.А.Плахотнюк. О том, что такой суд необходим, в СССР заговорили на уровне министров иностранных дел Антигитлеровской коалиции ещё в октябре 1942года, а окончательное решение было принято на конференции «Большой тройки» в Ялте.

Но оказывается, Сталин не без труда уговорил Черчилля и Рузвельта устроить показательный суд над нацистами. По началу премьер Великобритании Черчилль был категорически против такого суда, а Рузвельт предлагал устанавливать у всего взрослого населения Германии личности, и при малейшем подозрении на связь с нацистами расстреливать каждого на месте. Потом внёс предложение кастрировать всё мужское население и из Германии сделать чисто аграрное государство, запретив иметь промышленность. Но в конечном итоге все согласились со Сталиным, что подобные меры только обозлят в будущем немецкий народ с непредсказуемыми последствиями. А вся «Большая тройка» станет выглядеть банальными мстителями за злодеяния немцев. В то время как справедливый суд, с правом подсудимых защищаться с адвокатами, надолго (если не навсегда) остудит в дальнейшем любого, кто посмеет что-либо подобное в мире развязать.

Все обвинения в отношении нацистских преступников, представших перед Нюрнбергским трибуналом, относились к одному из четырех разделов. Первый был связан с планами нацистской партии и ведением агрессивных войн, второй касался преступлений против мира с формулировкой об участии подсудимых в «планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств». Третий раздел именовался «Военные преступления» и включал в себя все преступления, совершенные в нарушение военных законов и обычаев в ходе Второй мировой войны. Четвертый — «Преступления против человечности» — касался деяний нацистов в отношении собственного народа и всех тех, кто согласно нацистской идеологии относился к «недочеловекам».

Процесс начался с выступлений обвинителей от Великобритании и США, где все без исключения подсудимые избрали для себя самую логичную форму защиты. Обвиняя в тех же самых грехах, что вменяли им, самих же обвинителей. Обстрелы ракетами ФАУ и бомбардировки того же Лондона и иных городов Англии по потерям мирного населения в сущности были ничтожны по сравнению с тем, что наделали своими бомбардировками англичане и американцы на территории Германии в ответ. Подсудимые торжествовали, особенно главный обвиняемый Герман Геринг, считавший этот суд фарсом победителей. Но только до того момента пока не пришло время прокурора от СССР. На обвинения генерал-лейтенанта юстиции Романа Руденко, Геринг по началу реагировал одними смешками, но только до тех пор, пока Советский Союз не предъявил своего главного свидетеля на этом процессе – фельдмаршала Паулюса, пленённого в Сталинграде. Одного из авторов плана Барбаросса, по коему гитлеровская Германия напала на СССР. Что было оглушительным ударом для всех присутствующих. Поскольку они считали, что командующий 6-й армией в Сталинградской битве погиб или же застрелился, как подобает военачальнику подобного ранга. Под Берлином была даже могила Паулюса, где в гробу покоился один только фельдмаршальский жезл.

При перекрёстном допросе высших чинов Третьего Рейха и Паулюса, последний не стал юлить и отпираться, как его оппоненты, и не отказался от всех своих прежних показаний, уже до этого данных советскому правосудию. Разложив по полочкам всё, что творилось в Германии при правлении Гитлера. Эти показания не оставили ни единого шанса на помилование большинству обвиняемых.

Международный военный трибунал в Нюрнберге работал 11 месяцев – с 20 ноября 1945 года по 29 октября 1946 года. 30 сентября того же года трибунал начал оглашение приговора, которое и завершилось 1 октября. За неполный год успели пройти 403 открытых заседания трибунала и 216 судебных слушаний, на которых выступили 240 свидетелей, оглашено около 300 000 письменных показаний. Все прозвучавшее и состоявшееся в ходе работы трибунала было зафиксировано в протоколе, и его общий объем составил 16000 страниц.

Из 24 подсудимых 1 октября 1946 года 12 человек, в том числе заочно Мартин Борман, были приговорены к смертной казни через повешение (самая позорная смерть для власть имущих). Многие осужденные ходатайствовали о замене ее на расстрел, но им в этом было отказано. Три человека получили пожизненное заключение, два человека были приговорены к 20 годам тюрьмы, один — к 15 годам и один — к 10 годам. Еще троих подсудимых в конечном счете оправдали, хоть представители Советского Союза и пытались опротестовать это решение трибунала. Глава Германского трудового фронта Роберт Лей не дожил до приговора: он покончил с собой меньше чем за месяц до начала процесса. А промышленник Густав Крупп был признан неизлечимо больным, в связи с чем его дело было приостановлено, а затем и прекращено из-за смерти обвиняемого. Кроме того, СС, СД и гестапо, а также руководящий состав НСДАП были признаны виновными в преступной деятельности, а вот кабинет министров и военное командование Германии — нет (что тоже вызвало протест со стороны СССР).

Но как сегодня отмечают многие, со стороны Советского Союза была допущена огромная ошибка, которая икается нам и сегодня. Признав СС Германии преступной организацией, в неё не были включены Прибалтийские Ваффен-СС, зверствовавшие возможно даже более жестоко, чем СС немецкие. Как и такие формирования фашисткой Германии, как добровольческая дивизия СС «Галиция», в которую за полтора месяца 1943 года записалось более 80 тысяч (!) добровольцев из Галичины на Украине. Как и многочисленные шуцманшафт-батальоны типа известного «Нахтигаль», набранные в основном из украинцев, что использовались в карательных операциях против партизан (в основном в Белоруссии) и были связаны с многочисленными военными преступлениями в отношении мирного населения и особенно евреев.

И только благодаря тому, что об этих преступных подразделениях на Нюрнбергском процессе не было сказано ни слова, они сегодня в фаворе. Как в странах Прибалтики, так и на Украине.

Разыскивая в интернете (и не только) материал для этой статьи, постоянно ловил себя на мысли, что, к огромному сожалению, даже у нас – людей теперь старшего поколения, знания об истории нашей страны во многом поверхностны – чего уж там говорить о молодых?

ВЕЧНАЯ СЛАВА ВСЕМ,

КТО ПОБЕДИЛ ФАШИЗМ!!!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

20