Я за всё благодарна судьбе
«Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,
Боль стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой…»
Поэт-фронтовик Иосиф Уткин
Октябрьским морозным днём 1936 года в посёлке Большой Северный в семье Таисии Ивановны и Петра Яковлевича Петровых появилась на свет третья дочка, пятый ребёнок в семье. Родители назвали девочку Лариса. Прежде семья Петровых зажиточно жила в Верхоленском районе. В одночасье их раскулачили и выслали со скудными пожитками и четырьмя детьми на руках. Судьба семьи Петровых была тогда похожа на десятки других семей, сосланных в слюдяной край, осваивать нехоженые земли тогда еще Бодайбинского района. Они поселились в тесном бараке, мать работала уборщицей, отец на гольцах, было трудно и голодно. В этой схватке с лишениями Таисия и Петр Петровы потеряли несколько детей, но вырастили и поставили на ноги семерых. Хотя в наши дни в это даже не верится. Одна из этих детей Лариса Петровна Ковальчук — героиня моей статьи, 10 октября ей исполнилось 80 лет, из них 55 лет она отдала службе в медицине. Как бы сложилась жизнь Ларисы Петровны, если бы не было этого трудного детства? Если бы строгая мама и напротив — ласковый отец не привили детям привычку к труду, не научили никогда не отчаиваться, ни на кого не рассчитывать кроме себя и всегда стремиться помогать окружающим…
Лариса, как все большесеверские, окончила в родном посёлке 4 класса, а затем жила и училась в п. Витимский, потом вслед за сестрой уехала к тётке под Иркутск, в 1954 году устроилась санитарочкой в онкодиспансер г. Иркутска при факультетской клинике. В 1955 году Лариса пошла на вечерние курсы медсестёр, училась и работала, а в 1957 году получила это гордое звание и профессию – медсестры.
Онкодиспансер располагался тогда на углу Карла Маркса и Каландаришвили. Надо ли говорить, что работа с не простыми пациентами, которые находятся на грани жизни и смерти – это всегда стресс. И привыкнуть к смерти нельзя, можно только верить в лучшее, и помогать и словом и делом.
— Тогда мы молодые были, нервы были по -крепче, — вспоминает Лариса Петровна. – Хотя и покойников приходилось в морг увозить в областную больницу, ну как-то справлялась.
Зарплата у санитарки в далёких 50-х годах составляла 350 рублей. Много это ли мало? Лариса Петровна рассказывает, что девчонками, с которыми она снимала комнату, всё заработанное сдавали завхозу на продукты. В общем, денег едва хватало. Но общественная жизнь заменяла тогда многим молодым людям недостатки комфорта и быта, Лариса не равнодушная и активная девушка по своей натуре, была комсоргом в онкодиспансере, обеспечивала сотрудничество с милицией, проводила встречи.
— Когда стала работать медсестрой, зарплата стала 450 рублей, маленечко, но повыше. Тогда от родителей помощи не ждали, сами старались, — рассказывает моя героиня.
Как бы трудно не было, но молодость брала своё. В Парке Парижской коммуны под сенями деревьев играл духовой оркестр, девчата после тяжелого трудового дня работы в онкодиспансере надевали свои простенькие платьица и спешили туда на танцы. Еще бегали на концерты в Дом офицеров, катались на лодках по Ангаре. Сколько воды убежало с тех пор…
— После онкодиспансера я работала в рентгенкабинете, там работала жена одного артиста из музкомедии, она доставала нам контрамарки. Я полюбила тогда оперетту, хотя мне нравилось ходить и в драмтеатр, но все же музыкальный театр я любила больше, — говорит моя собеседница.
Тем временем в 1957 году брата Ларисы Петровны перевели работать в райком партии в п. Мама, он перевез родителей, братьев и сестёр из Большого Северного в райцентр. Большая семья, брат со своей молодой женой и ребёнком поселилась в половину дома по ул. Победа, 11, прежде там располагалась прокуратура. Под крышей этого дома выросло не одно поколение семьи Ларисы Петровны, по истине — отчий дом, начало начал. В этот же дом приехала и молодая медсестра Лариса в конце декабря убегающего 1957 года.А уже 6 января 1958 года Лариса поступила работать в Мамскую больницу, в детское отделение медсестрой.
— В детском отделении патронажной медсестрой тогда работала пожилая женщина, в её годах ей тяжело приходилось справляться с её обязанностями, и она попросила меня с ней поменяться, — рассказывает Лариса Петровна. – В те годы новорожденным ставили пенициллин три раза в день, и вот я три раза в день ходила по семьям с новорожденными и ставила им уколы. Новорожденных много, патронажная медсестра — одна и участок один — Мама. Освещения на улицах никакого не было, зима, темно, собаки, но ничего не поделашь, идёшь, спешишь к своим маленьким пациентам.
Потом медсестра Лариса перешла работать в лабораторию. Медсестёр в те годы остро не хватало, потому отработав до пяти в лаборатории, она шла в хирургию, а с хирургии еще в детское отделение. Рабочий день заканчивался поздно, а дома ждала ещё работа по хозяйству, мама, строгая по своей натуре женщина, по-прежнему никому поблажек не давала, у всех были свои обязанности, и никто не думал перечить родителям. Лариса буквально проваливалась в подушку, а утро нового дня готовило всё тот же многочасовой график работы. Что тут скажешь, люди раньше жили и работали по другому. Такие они, штрихи к портрету прошлого времени.
Прежде здание поликлиники располагалось на берегу Мамы, недалеко от здания, где сегодня — районная администрация. На глазах Ларисы Петровны строился и рос больничный городок. Ей довелось поработать с такими замечательными врачами как хирургом Бенехеном, терапевтом Поднебесной, Бровкиным. По воспоминаниям моей собеседницы, они были строгими, но – справедливыми, а ещё вежливыми и порядочными, как по отношению к персоналу, так и к пациентам. Такое же отношение воспитывалось во всем медицинском сообществе Мамской больницы.
— Я всегда ладила с пациентами, мне их было жалко. Бывало, запоздают ко времени сдачи анализов, но я их всех приму. Раньше проведение анализов была долгой процедурой, примитивной по сравнению с современными методами, сегодня у лаборантов – аппаратура. Но, как и прежде, ночь-полночь — девчат вызывают. Тут ничего не меняется. Я в командировках по месяцу проводила, по всем рудникам ездили, — вспоминает Лариса Петровна. – У нас был дружный, сплоченный коллектив в лаборатории, всем коллективом больницы мы проводили свои профессиональные праздники.
В Мамской больнице Лариса Петровна также была комсоргом, потом её приняли в партию, она избиралась депутатом поселкового совета. В качестве депутата в составе комиссии по здравоохранению занималась проверкой столовых, детских садов, ясельных групп.
— Мы выявляли недостатки, а затем председатель комиссии выносила их на депутатские сессии, обсуждали, не замалчивали, даже в газетах писали, — рассказывает Лариса Петровна про свою общественную жизнь. – Также по партийной линии я состояла в контроле по здравоохранению, раз в месяц мы проверяли лекарства, оборудование во всех отделениях больницы.
Общественная жизнь, нескончаемая работа, заботы по хозяйству – среди всей этой круговерти жизни молодой медсестры наконец-то случилась любовь, которая «нагрянет, когда её совсем не ждешь». Оказалось, что судьба всей жизни Ларисы жила по соседству. Его звали Виктор, и он приехал к соседям Игнатьевым, жившим во второй половине дома семейства Петровых. Он был родом из Апшеронска Краснодарского края.
Тут и присмотрел южный гость себе невесту. Так и завязалась дружба.
— Мы долго встречались. А еще я как-то поехала в отпуск в Краснодарский край, там мама нашей невестки жила, и Виктор передал мне адрес родителей, сказал, зайдешь, мол, родителям привет передашь. Ну я зашла к ним, привет передала , да ушла, — вспоминает знакомство с родителями мужа моя героиня.
Затем Лариса поехала на специализацию химлаборанта в областной центр, а Виктор приходил помогать её семье по хозяйству, в то время отец уже ушёл из жизни, и без мужчины в собственном доме приходилось тяжело. Так она и распознала свою будущую половинку – по труду, по заботливому отношению к близким, по ласковому взгляду… В 1970 году Лариса и Виктор расписались, скромно, в местном ЗАГСе, без белого платья и пышных торжеств. В 1971 году родился первенец – Сергей. Муж Виктор Ковальчук, когда приехал на Маму работал плотником, штукатуром-маляром, а затем устроился на работу в котельную слесарем, где трудился до пенсии. Как шутили его подросшие дети: «Наш папа работает в ЦК!» То есть в центральной котельной.
В 1973 году в семье Ларисы и Виктора Ковальчук родилась дочь – Наташа. Сергей и Наталья были разными детьми, но очень между собой дружили. В совместной семейной жизни за 43 года случалось разное, но залог семейного счастья и долголетия Лариса Петровна открыла во взаимоуважении: сердиться можно, но не таить в себе долгую обиду.
— Я не умею долго сердиться, — так говорит о себе моя собеседница. – Ни на мужа не умела долго сердиться, ни против людей таить обиду. Все проходит, и это пройдет…
Такая отходчивая и покладистая по своей натуре, Лариса Петровна, тем не менее, могла проявить характер и упорство, которые не раз выручали семью в трудных, стесненных обстоятельствах. Когда грянул развал Союза, этот кризис ударил уже по детям, Лариса Петровна с мужем заработали свою пенсию, а их детям только предстояло учиться, строить семьи, обустраивать быт, а жизнь диктовала жёсткие условия рынка. Когда у дочери Натальи родился первенец Андрей, мама Лариса Петровна настояла на том, чтобы она поехала поступать в Бодайбинский горный техникум на бухгалтера. Обстоятельства сложились так, что мужу необходимо было ехать в Иркутск, а Наталье на первую сессию, и дочка готова была отказаться от учёбы. Мама сказала, что возьмет всю заботу о внуке на себя, лишь бы дочка училась. Тогда дочка, или как её ласково зовёт мама – «доня», сдала свою первую сессию на одни пятёрки. Сегодня Наталья уже получила высшее образование, работает главным бухгалтером Управления образования, но эту путёвку в жизнь ей дала мама.
Сын Сергей сейчас получает высшее образование. Лариса Петровна богатая бабушка, у неё пятеро внуков и один правнук – Саша.
На заслуженный отдых Лариса Петровна ушла по настоянию мужа в 2009 году, тогда ещё заместитель главного врача Олег Борисович Варламов отговаривал от ухода на пенсию, говорил, что на курсы повышения квалификации отправит, но муж Виктор уже соскучился сидеть дома и ждать свою Ларису домой. Она послушалась супруга, они ещё вместе съездили в отпуск, как оказалось, в свой последний совместный отпуск. В 2013 году Виктор Ковальчук ушел из жизни, они с Ларисой Петровной прожили вместе 43 года.
Сегодня Лариса Петровна коротает вечера за книгами, прежде вышивала картины, но только пальцы уже не слушаются, и она пытается вязать крючком. Она общается со своими бывшими коллегами, они поздравляют друг друга на праздники, встречаются в Иркутске. И как всегда она смотрит на жизнь с оптимизмом, с верой в лучшее и благодарна судьбе за то, что привела её всю в медицину, дала мужа, подарила детей, вознаградила внуками, а теперь уже и правнуками.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.