Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

21.10.2016 09:08 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 (9057) от 21.10.2016 г.

Крановщики

Автор: В.В. Сильченко

Эту фотографию прислали из Иркутска прошедшей зимой по электронной почте. Забуксовал автокран «МАЗ». Очень удачный любительский снимок, 1971 год. Оба водителя мне хорошо знакомы.
Справа — Валентин Садохин, наш сосед, когда мы жили по Советской улице. Слева — Василий Индюков, наш сосед, когда мы жили по улице Победа.
В свое время этот автокран был самым мощным в районе, грузоподьемность — 10 тонн, длина стрелы — 10 метров, со вставкой -15.
Когда «МАЗ» появился на Маме, возникли проблемы у радио-телефонной связи. «МАЗ» по габаритам более высокий стал обрывать телефонные провода и радиовещания. Пришлось связистам переделывать свои линии. Сегодняшние автокраны имеют коробчатую телескопическую стрелу, в те времена обычно стрелой была жесткая ферма, для удлинения на болтах вставлялась вставка. С такой длинной стрелой автокран мог проехать не по каждой улице, вписаться не в каждый поворот.
В 1970-80 годах ОМТС ГОКа «Мамслюда» за навигацию перерабатывал до 150-170 тысяч тонн грузов. Только угля получали до ста десяти тысяч тонн, ГСМ до 15-16 тысяч. С барж груза подавали плавучие краны, дальнейшую обработку на берегу вели автокраны. В навигацию каждый автокран комплектовался двумя водителями, работали по 12 часов, сменяя друг друга. Автотранспортное предприятие каждую зиму обучало в Новосибирске автокрановщиков. Валентин и Василий вместе учились в Новосибирске, вместе работали. На обучение направляли ответственных, аккуратных, внимательных водителей. От крановщика зависит не только сохранность груза, порой здоровье и жизнь стропальщиков.
Мне пришлось в конце семидесятых, в октябре, работать в одной смене с Василием на выгрузке. А дело было так. Где-то в середине октября, уже лежал сухой снег и шла шуга, а плавкраны «Ганцы» находились на зимнем отстое на Кудимихе, пришли две баржи с мясом. Одну отправили на Мусковит на холодильник и с ней оставшихся штатных грузчиков, другую оставили на Маме. На барже триста тонн мяса. Выгружать ее должны были две бригады, одна сборная комбината, другая – сборная советских учреждений. На выгрузку отводилось трое суток, баржу должны были успеть спустить на Лену. По речным нормативам, выгрузка говяжьих туш — 5 тонн/час, ниже — за простой идут штрафные санкции.
В комбинатовской бригаде были парни с лаборатории, связи, геологи, конструктора, механики, со счетной станции был я и Алексей Мельник. Бессменный бригадир на докерских работах — Николай Нелепин.
Выгрузку начинала наша бригада в ночную смену. Большая палубная тентовая баржа стояла напротив диспетчерской, на берегу автокран «МАЗ».
Пришли приемщики-сдатчики, мы откатили сегмент тентовой крыши, подвесили переноску. Баржа под крышу забита «сарлыками», огромными говяжьими полутушами. Крановщик Василий Индюков подает «парашют» — металлическое кольцо на цепях, к кольцу на цепях подвешены крючья.
Крюк кувалдой вбивается в мерзлую полутушу и автокран подает по несколько штук на машину. С первой груженной машиной бригада уезжает на холодильник выгружать, на берегу осталось нас трое, один на «парашюте», другой на машине, третий на подмене греется у костра. На костре два эмалированных ведра, в одном чай, в другом варится мясо. Водители привозят для костра ящики, доски, успевают попить чаю, пока подойдет очередь на погрузку.
В свое время мне приходилось поработать на различных авральных погрузках-разгрузках, самая опасная и тяжелая работа с мерзлыми говяжьими тушами. Брезентовые рукавицы, сапоги быстро становятся скользкими от жира, нужно быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не придавила поехавшая с высоты туша. Крюк надо забить так, чтобы туша при подъеме не сорвалась, а в кузове достаточно легко вынуть. Не менее опасная работа на разгрузке на холодильнике, сначала туши из машины выгружают на весы, взвешивают и таскают в морозильные камеры по три-четыре человека, там по обледеневшим сходням поднимают и укладывают в штабеля. Полутуша весит до двухсот килограммов, а то и больше.
Машин на выгрузке достаточно, пока одна грузится, одна -две стоят в очереди, шофера пьют чай, травят байки.
После полуночи – часовой перерыв, ночной обед, к содержимому наших узелков добавляется ведро вареного мяса.
Первая половина ночной смены проходит относительно легко, вторая идет значительно труднее, накапливается усталость, медленнее тянется время, вот забрезжил рассвет, светает, догорает костер, машины больше не приходят. Все, конец смены, расходимся по домам.
Вечером наша бригада снова собирается на берегу, баржа закрыта тентом, припорошена снегом, опечатана. Дневная смена не работала, не собрали бригаду.
Откатываем крышу, приступаем к работе. Работать на барже стало несколько проще, безопаснее, освободилось пространство, теперь сталкиваешь несколько туш на палубу и цепляешь на «парашют». Палуба баржи застелена толстой крафт-бумагой, такие требования по перевозке мяса.
На следующий день такая же история, днем баржу не выгружали — некому. Вода в Витиме падала, ушел вниз «РТ», зимовать на Маме не входило в его планы. По утрам крановщик стрелой отводил баржу от берега, чтобы не обсохла. По мере выгрузки кран продвигается вдоль баржи. Дневную смену так и не сумели организовать, комбинатовская бригада, работая по ночам, выгрузила баржу за неделю. Баржа осталась зимовать.
Крановщики были элитой автобазы. На автокранах в свое время работали: Володя Кравчук, Анатолий Мачульский, Евгений Евдокимов, Константин Былков, Виктор Жилкин, Николай Развозжаев, Юрий Садовников, Валерий Швецов, Семен Хадеев, Петр Ольшевский, Станислав Долбня. Всех уже и не вспомнишь.
Лично от себя хочу отметить еще раз Виктора Ивановича Жилкина и Константина Александровича Былкова, за помощь «Горняку» в свое время в ремонте подстанции и строительстве мостика по нижней дороге.
Уважаемые водители и
дорожники!
Поздравляем Вас с
профессиональными
праздниками!
Желаем доброго здоровья
и хороших дорог.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

66