Иннокентий Тимофеевич Лазеев
На мамскую землю Иннокентий и Варвара Лазеевы прибыли в 1950 году. Вернее, впервые прибыл Иннокентий, Варвару можно было считать мамчанкой.
Я познакомился с Иннокентием Тимофеевичем где-то в семидесятых годах. Неоднократно у соседей вместе сидели за праздничным столом. Высокий, могучего сложения, немногословный. Разговорить его было трудно, а если говорил, то кратко, взвешенно.
Из моих воспоминаний и воспоминаний его дочери Ларисы и зятя Сергея удалось сложить образ Иннокентия Тимофеевича.
Родился в поселке Икей Тулунского района в ноябре 1913 года, несколько позже родители переехали в Якутск.
В 1941 году добровольцем ушел на фронт, службу в армии закончил в феврале 1946 года. Из пяти лет службы, четыре года на фронте, из тех четырех лет — год в госпиталях.
В Сталинграде оборонял тракторный завод, вернее, что от него осталось. Был пулеметчиком. Оборону держали в корпусе заводоуправления. Накопленный боевой опыт позволял выбирать удачные позиции и быстро менять место расположения. Расчет три дня успешно отбивал атаки гитлеровцев, на площади перед заводоуправлением лежали десятки трупов противника. Отбив атаку, расчет спешно менял позицию, оставленную позицию старательно долбила немецкая артиллерия. Массивные кирпичные стены были хорошей зашитой от мин. Командир, старший лейтенант, приказал сменить позицию и выйти на открытое место. Иннокентий отказался, лейтенант вынул пистолет: — «… пристрелю за невыполнение приказа…». Сменили позицию. Началась атака, только пулемет проявил себя, полетели немецкие мины. Одна разорвалась сзади, другая спереди, «… третья наша…», свист мины и разорвалась перед самым щитком «Максима». Щиток спас Иннокентия, двое подручных были убиты на повал.
Очнулся Иннокентий, через несколько дней, уже на другом берегу Волги. Спасибо товарищам, вытащили, не бросили. Затем одиннадцать месяцев в госпитале.
По статистике, в Сталинградской битве рядовому отводилось три дня, младшему командиру — неделя, затем они выбывали по смерти или ранению. На одного погибшего приходилось четыре раненых, из них один умирал в течение года, один оставался инвалидом, двое возвращались в строй… .
В 2013 году в газете «Правда», в нескольких номерах, печатался большой материал «Защитники тракторного».
После госпиталя — Первый Белорусский фронт. В боях под Белой Церковью, в болотах механизированный корпус попал в окружение.
Четыре дня держали оборону по колено
в шуге и мокром снегу.
После Белоруссии мехкорпус шел по Польше, войну заканчивали в Берлине.
Демобилизовавшись, вернулся в Якутск. Там познакомился с Варварой, женился..
Интересная судьба Варвары. Родилась в декабре 1922 года, в деревне Гарь Киренского района. В 1931 году семья была раскулачена и сослана на Зарю. После 8 класса уехала в Якутск, где поступила в автодорожный техникум. Когда началась война, всем студентам третьего курса выдали права на управление автомобилем и отправили работать на трассу Невер-Якутск.
Возили грузы для Якутии, возили заключенных в Якутию. Посмотрите по карте, где Невер, а где Якутск. Представьте бесконечную дорогу, якутские морозы с туманом, полуторки, и девчонок за рулем. В конце войны работала заведующей хлебопекарни в Якутске. Встретила Иннокентия.
Четыре года Лазеевы работали на золотодобывающих приисках Якутии и в 1950 г. переехали на Маму.
На Маме Иннокентий плавал механиком на теплоходе «Адмирал Нахимов», затем плотником, строил десятитонные лодки, баркасы. Построил большой добротный дом по Горной улице, сейчас там живут внуки и правнуки.
Выйдя на пенсию, работал во вневедомственной охране.
7 января 1989 года остановилось сердце ветерана-фронтовика.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.