Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

04.03.2014 08:52 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 08 / 09 от 04.02.2014 г.

СТРОИТЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ВЕЛОТРЕКА В МОСКВЕ

Автор: Е.Карасова
журналист
Всего несколько дней осталось до открытия первых в нашей стране зимних олимпийских игр. Мы все следили за тем, как шло строительство олимпийских сооружений, подготовка наших спортсменов к Олимпиаде в Сочи. По мере приближения этого грандиозного события, средства массовой информации все чаще обращались к событиям первой летней олимпиады, проходившей в 1980 году в Москве. Интересной историей из своей жизни, связанной с московской олимпиадой, поделился со мной наш земляк Анатолий Петрович Седящев.

Пожалуй, для любого человека времена его юности, на протяжении всей жизни остаются самыми яркими событиями, Анатолий Петрович Сидящев с удовольствием вспоминает свои годы службы в рядах Советской армии. Но главным моментом в его судьбе он считает то, что ему посчастливилось быть причастным к строительству уникального сооружения – крытого велотрека в Крылатском. Крытый велотрек в Крылатском стал первым подобным сооружением на территории всего бывшего СССР. Все, начиная от архитектурного стиля и заканчивая внутренним «убранством» было уникально в своем роде. Само здание было построено в форме эллипса. Если посмотреть на Велотрек в Крылатском с высоты, то здание будет напоминать гигантскую бабочку. Размеры сооружения действительно впечатляют: длина по осям эллипса 168 и 138 метров, соответственно. Словом, под его крышей можно запросто разместить два футбольных поля. Своеобразным «Днем рождения» крытого велотрека считается 28 декабря 1979 года, ведь он был построен специально к Олимпиаде-80. Строительство началось за 5 лет до этого события, именно тогда Анатолий Петрович был призван в армию.
Сам он родом из села Новотроицкое Чуйского района Джамбулской области. В армию его призвали после второго курса гидромелиоративного техникума из г. Алма-Ата.
— Меня призвали 25 мая 1975 года, я попал в строительные войска, наша часть располагалась в городе Реутов, сейчас Реутов уже влился в Москву, а тогда он был еще пригородом столицы, — вспоминает Анатолий Петрович. – Первый год я в составе роты был занят на строительстве военного санатория для высшего командного состава Советской армии. Санаторий строился в трех километрах от села Красновидово. Это село знаменито тем, что во время обороны города Москва в нем располагался штаб командующего Западным фронтом Г.К. Жукова.
Армейская служба была Анатолию скорее не в тягость, а в радость. Природой ему щедро было отмерено физическое здоровье, да и выросший в деревне парень работы не боялся. Как говориться в том анекдоте: « В деревне я 5 часов поднимался, а здесь до 7 утра спать дают». Он вспоминал, как бегали они в самоволку в то самое легендарное село Красновидово за три километра, покупали там вино под названием «Южное», и шутили: «вино «Южное» — никому не нужное». А еще пробирались тайком на Можайское водохранилище, покупаться.
- В этом же селе наша рота давала концерт к 23 февраля в местном клубе. Я играл на баяне, кто — на гитаре, на барабане. Зал был полный, почему-то, — посмеиваясь, рассказывает мой собеседник.
Не смотря на любовь к приключениям и нарушению устава, Анатолий Петрович был на хорошем счету у командования, ему поручали ответственные работы по отделке помещения санатория, а затем и командование ротой, взводом. К тому времени он уже был человеком семейным, когда Анатолий Петрович служил в армии, в 1976 году у него родился сын Андрей. Авторитетом Анатолий пользовался и среди сослуживцев. Еще с детства Анатолий заикался, потому что в шестилетнем возрасте овчарка укусила его за шею. Но никогда не слышал насмешек в свой адрес из-за этого недуга. Была ли среди срочнослужащих «уставщина» или «дедовщина»? На этот вопрос мой собеседник отвечает, что ничего подобного не было. Трудности установки взаимоотношений в новом мужском коллективе, подчиненном строгому режиму всегда бывают.
— Тут как себя проявишь, как поставишь себя в коллективе, если дал слабину, тебе никакой командир не поможет, — так объяснил мне Анатолий Петрович.
Спустя год после призыва, роту Анатолия Петровича снова отправили в Реутов, оттуда командировали в Тушино. Из Тушина его рота ездила в район Крылатского, где начался строительный цикл велотреков.
- На тот момент на месте будущего строительства был только огромный котлован – нулевой цикл, — вспоминает свою работу на олимпийском объекте Анатолий Петрович. — Мой взвод занимался заливкой бетона, я был командиром отделения. Все строительство, сам объект были необычными, уникальными. Вдоль котлована установлены две опоры, в каждую было влито по 56 тысяч кубов бетона. От опоры до опоры были проложены бетонные ленты, также по окружности пролегали еще две бетонные ленты. Строительство шло непрерывно. Подвоз бетона был жестко регламентирован, если машина с бетоном запаздывала, бетон выливался на обочину за окружность. К следующей секции не подступали, пока не забетонируется предыдущая. Работа ни на минуту не останавливалась, кипела, цикл за циклом. Там же работал взвод по откачке воды из котлована. Ведь рядом располагался Гребной канал, — рассказывает Анатолий Петрович.

Знаменитый Гребной канал – место проведения «водных» соревнований международного уровня вписывался в широкую пойму Москвы-реки. Для канала было создано искусственное русло.
— Мы как-то хотели покупаться в этом Гребном канале, но нас предупредили, что в канал спускаются химикаты для уничтожения водорослей, ведь они могли помешать гребцам, — вспоминает строитель велотрека в Крылатском.
Кроме работы на олимпийском объекте, были у солдат и увольнительные, когда можно было посмотреть столицу. В одну из таких увольнительных Анатолий со своими сослуживцами отправились в парк «Горького». Это был 1976 год, вход в парк стоил 10 копеек, мороженое столько же.
-Мы прогулялись по парку, день погожий, дети визжат на аттракционах, — рассказывает Анатолий Петрович, — а нам захотелось выпить пива. Зашли мы в бар. Продавщица продавала рыбу, а пиво было в автоматах, спускаешь 20 копеек – наливается пиво. Самообслуживание. Одна проблема – кружек не найти. Мы поглядели, за столами сидели мужики — у каждого по 5-6 кружек. И целая очередь за тарой. В общем, пива тогда мы не выпили, пошли в кафе-мороженое. Нам было смешно, среди детей и женщин за одним столом сидели трое военных, уплетали мороженое и вафли.
За месяц до «дембеля» Анатолий Петрович получил от командования предложение остаться на строительстве велотрека и даже посмотреть олимпиаду. Но до этого события оставалось еще 3,5 года, а дома в Новотроицком ждала молодая жена с сыном, и он отказался.
— Когда мы демобилизовались, получили зарплату по 700 рублей. Водитель ЛиАЗа дядя Коля Крюков, хороший мужик, он возил нас на объект в Крылатское, согласился отвезти посмотреть достопримечательности. Мы тогда посетили только что отстроенный универсам «Москва», накупили подарков домой, — вспоминает мой собеседник.
В 1979 году Анатолий Петрович по приглашению друга приехал на заработки вместе с семьей в Мамско-Чуйский район. Работал на руднике Согдиондон бурильщиком, проходчиком, был неоднократно отмечен. Затем стал начальником отряда противопожарной охраны. С самой школы занимался гандболом, легкой атлетикой, волейболом, баскетболом. В нашем районе играл за базу ПТОК. И всегда гордился тем, что имел непосредственное отношение к масштабному событию нашей страны — первой Московской олимпиаде.
— Большую гордость я испытал, когда узнал, что покрытие трека в Крылатском было сделано из сибирской лиственницы, — говорит строитель олимпийского велотрека в Крылатском. — По сравнению с сосной ее древесина более стойка к загниванию и отличается высокой прочностью. Это покрытие было одобрено специалистами, в том числе и Международным союзом велосипедистов. Полотно, выложенное сибирской лиственницей, позволяло велосипедистам развивать скорость до 90 километров в час.
Сегодня, когда до зимней олимпиады остались считанные дни, а по телевизору демонстрируются кадры той летней Московской олимпиады, Анатолий Петрович Седящев все чаще вспоминает годы своей молодости. И пусть он не был лично на тех трибунах велотрека, но он по праву чувствует свою причастность к истории олимпийских побед.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

131