Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

14.01.2014 06:00 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 14.01.2014 г.

ПЕРЕЖИТОЕ И НЕ ЗАБЫТОЕ

Автор: А.М.Гришин
Председатель совета ветеранов
Где истина? Известный историк Ю. Жуков пишет, что чем глубже я залезаю в документы, тем больше убеждаюсь в том, что в XX веке в нашей стране одним из настоящих государственников был Сталин. Под его руководством Россия из разграбленной и разрушенной аграрной страны, пройдя через горнило великой войны, превратились в мощную мировую державу. В книгах и статьях писателя Г.В. Смирнова также много аргументов и защиту Сталина. Его отец, известный кораблестроитель, работал с крупными организаторами советской промышленности сталинской эпохи. И он был для него беспрекословным авторитетом. За пятьдесят лет работы в печати Герман Смирнов опубликовал более тысячи статей и десяток книг. Одна из них – «Центральная фигура XX века» освещает жизнь и деятельность И. В. Сталина. С ним и беседовал о личности Иосифа Виссарионовича наш внештатный корреспондент.

- Герман Владимирович, каков ваш взгляд на личность И.В. Сталина?
- Как-то в конце войны в кругу доверенных работников своего аппарат Иосиф Виссарионович Сталин задумчиво сказал:
- Когда я умру, на мою могилу много будет нанесено мусора, но время все сметет…
Пророчество это в первой своей части сбылось в полной мере: могила Сталина сегодня буквально завалена пластами застарелого мусора. Его обвиняют ныне и в кровожадности, и в жестокости, и в антисемитизме, и в невежестве, и паранойе, и в зависти ко всему талантливому и прогрессивному, и в ненависти к интеллигенции, и в жажде почестей. Короче, нет, кажется, ни одного отрицательного человеческого качества, которого нынешние глашатаи общечеловеческих ценностей не приписали бы Сталину. И все-таки, если внимательно прислушаться к хору обвинителей, нетрудно заметить некоторые симптоматические умолчания.
Никто из ненавистников Сталина не решается сказать, что он был вором! Никто не решается обвинить его в том, что он сажал на видные государственные посты своих родственников! Никто, наконец, не может сказать, что он позволял хоть кому-нибудь сказать, что он позволяет хоть кому-нибудь безнаказанно ущемлять достоинство и интересы советского государства!
Был ли среди его политических оппонентов хоть один, кто мог бы похвастаться тем, что более полно наделен этими необходимыми для правителя великой державы качествами? Ответ очевиден: не было!
С этого и надо начинать сметать мусор с могилы Сталина, которого во всех смертных грехах обвиняют сегодняшние наследники воров, расхитителей богатств и достоинства нашей державы!
- Мне помнится общественно-политическое шоу «Имя России». Победу одерживал Сталин…
- Увы, обсуждение этой фигуры вылилось в механическое противопоставление двух крайних точек зрения. Государственники и патриоты возвеличивали его за победу в Великой Отечественной войне; либералы и демократы поносили, как злодея, погубившего миллионы невинных жертв. И было спорщикам как будто невдомек, что государственных деятелей и политиков надо оценивать не по обывательским меркам, а по двум фундаментальным критериям: какую цель ставил перед собой руководитель государства и сумел ли он достичь ее на практике. Например, Хрущев, провозгласивший благую цель – построить к 1980 году коммунизм, оказался беспомощным в ее достижении. А Горбачев, хотя и достиг успеха, но в осуществлении позорной цели – развале собственного государства. Сталин же поставил перед собой великую цель – создать социалистическую державу в границах великой России, и сумел практически ее достичь, навытяжку. А жертвы и ошибки, если цель достигнута, не могут ставиться государственному деятелю в вину.
- Изучая труды Сталина, читая воспоминания о нем, складывается впечатление, что у него было поразительно тонкое понимание человеческого характера.
- Да, это так. Сталину вообще нравились талантливые, храбрые, знающие свое дело люди. Понимая, что таких людей всегда окружают завистники и недоброжелатели, он брал их под свою защиту и делал это порой весьма изобретательно. Рассказывают, что в конце войны политотдел Центрального фронта собрал толстую папку с материалами, компрометирующими командующего фронтом К. К. Рокоссовского, который обвинялся в моральном успехе у женщин. Папку по спецсвязи отправили в Москву, и недоброжелатели знаменитого полководца стали ждать неминуемого, как им казалось, скандала. Но скандала не произошло: папка вернулась со сталинской резолюцией, написанной жирным синим карандашом: «Кутузова у нас нет. Рокоссовский – это Багратион сегодня. Там, кто этого не понимает, — разъяснить, кто не хочет понимать, — наказать»…
Воры, расхитители государственного имущества не существовали для Сталина: они автоматически теряли высокие посты при разоблачении и навсегда исчезли случаи, когда высокопоставленные назначенцы совершали серьезные нарушения, не преследуя личного обогащения. В разборе таких дел Иосиф Виссарионович руководствовался тем, как они соотносятся с государственными интересами.
По народным представлениям Сталин выступал в роли хозяина страны, в роли грозного, сознающего свою силу, величие и власть правителя, в роли вершителя судеб мира, но никогда – в роли заискивающего международного попрошайки, болтуна, маразматика или пьяницы.
- Но ведь Сталину не были чужды человеческие слабости?

- Безусловно. Об этом свидетельствуют его отношения с Г.К. Жуковым. Пробившись к высоким командным постам благодаря огромным дарованиям и силе характера, Георгий Константинович был в полной мере наделен той колючей суровостью, которая затрудняла совместную с ним работу и тем самым едва ли не аннулировала его блестящие способности. С первых дней войны Жуков поставил себя в положение человека, не боявшегося в весьма резкой, подчас даже обидной для Сталина форме выражать свое несогласие по вопросам ведения боевых действий.
Так, на совещании 29 июля 1941 года начальник Генерального штаба Жуков твердо сказал о необходимости сдать немцам Киев и о срочной организации контрудара под Ельней.
Вспылил и Жуков:
- Какие там еще контрудары, что за чепуха? – вспылил Сталин.
- Если вы считаете, что начальник Генерального штаба способен только чепуху молоть, тогда ему здесь делать нечего. Я прошу освободить меня от обязанностей начальника Генерального штаба и послать на Фронт…
Наступила тягостная пауза, прерванная Сталиным:
- Вы не горячитесь. А впрочем… мы без Ленина обошлись, а без вас тем более обойдемся…
Эту фразу вымарывали из всех жуковских воспоминаний.
- Одна из величайших несправедливостей, возведенных на Сталина Хрущевым, состояла в том, что Иосиф Виссарионович, будто бы, не разбираясь в военных картах, воевал по большому находившемуся в его кабинете глобусу. Что вы на это скажете?
- Клевету это опровергли многие военачальники, но наиболее ярко сделал это маршал авиации А. Голованов. Однажды в Ставку приехал командовавший тогда Западным фронтом Г.К. Жуков. Привезенные им карты разложили на столе, и начался доклад. Сталин слушал, не перебивая, а по окончании доклада указал на одно место на карте и спросил:
- А это что такое?
Жуков склонился над картой, посмотрел и, слегка покраснев, сказал:
- Офицер, наносивший обстановку на карту, неточно нанес здесь линию обороны. Она проходит тут.
И показал правильное расположение переднего края.
- Желательно, -заметил Сталин, — чтобы сюда приезжали с точными данными.
- Для нас, — вспоминал Голованов, — это был предметный урок.
После войны Г.К. Жуков дал довольно суровую оценку Сталину как военному деятелю. Грустно читать эти размышления прославленного полководца. Ведь общеизвестна колоссальная роль Сталина в обороне Москвы, которую, по словам Молотова, Жуков фактически уже предлагал сдать немцам. В октябре 1941 года, когда все соединения, оборонявшие Москву, просили подкрепления, когда сам Жуков буквально умолял дать ему дивизию-другую, Сталин, имевший в это время в резерве пять полнокомплектных армий, сохранил твердость, требуя держаться без подкреплений до конца. Все военные, вспоминал после войны генерал С.М. Штеменко, считали, что Верховный допускает ошибку. Но в декабре, когда эти свежие армии ударили по истощенному и обескровленному врагу, была достигнута первая в войне решительная победа. «Тогда мы только поняли, — писал Штеменко, — насколько Сталин велик не только в стратегии, но и тактике». Еще удивительнее то, что эта победа не вскружила Сталину голову. После разгрома немцев под Москвой он сказал Голованову: «Дай бог нам эту войну закончить в 1946 году»…
Вот как о нем написал маршал А.М. Василевский: «Оправдано ли было то, что Сталин возглавил Верховное Главнокомандование? Ведь он не был профессионально военным деятелем. Безусловно, оправдано…
По моему глубокому убеждению, И.В. Сталин, особенно со второй половины Великой Отечественной войны, является самой сильной и колоритной фигурой стратегического командования. Он успешно осуществлял руководство фронтами, всеми военными усилиями страны…»
- Сам Сталин, вопреки распространяемым в прессе слухам, никогда не претендовал на чьи бы то ни было полководческие лавры. Об этом свидетельствуют обстоятельства присвоения ему в 1945 году Генералиссимуса. Что вы об этом думаете?
- Действительно, Героя Советского Союза Верховный Совет присвоил ему без его ведома. Когда соратники сообщили ему о награждении, он недовольно сказал:
- Я не подхожу под статус Героя Советского Союза. Героя присваивают за лично проявленное мужество, а я такого мужества не проявлял.
Он отказался получить высокую награду, и его звезда так и осталась лежать в наградном отделе Верховного Совета до самой его смерти. Оттуда ее и получили, чтобы вместе с другими наградами пронести на шелковой подушке во время похорон.
Инициатива присвоения ему звания Генералиссимуса исходила от Берии и Кагановича и была поддержана Политбюро и маршалами Жуковым, Василевским, Рокоссовским и Коневым. Сталин на Политбюро категорически отказался принять высокое звание. Но его уговорили. Но до конца дней своих Иосиф Виссарионович жалел об этом:
- Зачем мне все это? Военные – это одно дело, а я – политик, государственный руководитель. Суворов же не был государственным партийным деятелем. Ему это звание было нужно. А Сталин – руководитель коммунистического движения, социалистического строительства. Это звание Сталину не нужно…
Вот где ключ к пониманию Сталина. Главным в себе он считал государственного руководителя, стоящего выше личных пристрастий, мишуры почестей, на страже государственного престижа и интереса.
- Был ли Сталин антисемитом?
- Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Как трезвый политик и реально мыслящий государственный деятель, он не мог не понимать, что становой хребет СССР, его главное ядро – это русский народ, без поддержки которого невозможно никакое преобразование на территории одной шестой части земного шара. После войны, когда руководитель какого-то грузинского ансамбля спросил, понравились ли Сталину показанные ему грузинские песни и пляски, он хмуро сказал:
Я – человек русской культуры…
- Не так давно в стране отмечали 70-летие Победы под Сталинградом. Участники этой битвы просили переименовать Волгоград в Сталинград.
- Это не удивительно. Во время празднования 65-летия Победы на улицах Москвы было запрещено выставлять портреты Сталина, а апологетам демократии рекомендовалось утверждать в частных разговорах, будто советский народ выиграл Великую Отечественную войну не благодаря, а вопреки Сталину.
Однако историю трудно перекраивать на свой лад. Также невозможно принизить роль И.В. Сталина в разгроме фашизма и в победоносном завершении Второй мировой войны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

25