Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

15.06.2022 09:51 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 15.06.2022 г.

«Музыкальная копилка» - это накопление культурных ценностей

Автор: Скалиуш И.Д., преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано

Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общее развитие учащихся. Закладывая творческие навыки, преподаватели проводят широкую воспитательную работу по нескольким основным направлениям: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитание воли и характера, эстетических вкусов, умение работать. Большое место в жизни музыкальной школы должны занимать классные собрания, на которых преподаватель может использовать эффективные формы коллективного воздействия на ученика.

Тематика таких собраний разнообразна. Вот я, например, ежегодно провожу со своими учениками классные часы «Музыкальная копилка», на которых ребята исполняют пьесы, разученные в прошлом учебном году, т.е. наряду с изучением нового повторяют старый репертуар. Часто, на вопрос: «Что можно накопить?» — отвечают: «Деньги». Конечно, можно накопить богатство и исполнить свою материальную мечту. Но это не всегда приносит желаемую радость и в любой день может исчезнуть. А вот такая культурная ценность, как «музыкальное исполнительство» остается с человеком навсегда и возвышает его в окружающей жизни. Но очень часто бывает, что дети, которые учатся в музыкальной школе или уже закончили ее, на предложение что-нибудь сыграть на музыкальном инструменте отвечают отказом. Они не могут выполнить эту просьбу, т.к. новые произведения еще не выучили, а старые уже позабыли. Вот с этой целью, чтобы ученик мог в любое время исполнить что-нибудь для публики и для себя, я провожу внеклассные мероприятия так называемой «музыкальной копилки». Оно является необыкновенно полезным способом накопления репертуара.

«Музыкальная копилка» дает возможность совершенствовать разные стороны начинающего музыканта. Это развитие, прежде всего, музыкальной памяти. Это умение ученика добиваться отточенности пианистических навыков и техники исполнения на уже знакомых пьесах. Это умение исполнить пьесу цельно, в образе, характере, почувствовать себя артистом. На основе таких «музыкальных копилок» можно организовать и сольный концерт ученика. В моей практике мои ученики играли свой сольный концерт, в котором в том числе звучали произведения из уже накопленного старого репертуара.

В этой работе вместе с учениками мы стремимся к тому, чтобы повторение не являлось простым повторением, а освещалось с новой точки зрения, чтобы углублялось понимание учеником повторяемого произведения. Чтобы раскрыть замысел композитора, понять его стиль нужно знать его художественные воззрения, эпоху, в которой было создано сочинение и т.п. Для этого ученикам старшего возраста я даю задание найти в Интернете информацию о композиторе и исполняемой пьесе, а младшего возраста дети делают рисунки, тем самым выражая свое внутреннее отношение к исполняемой музыке.

На эту тему 30 мая состоялся открытый классный час, на который были приглашены преподаватели и родители.

Ученик подготовительного класса Демидов Илья сыграл три пьесы: «Василек», «Вальс собачек» и украинский танец «Казачок», представив к ним свои рисунки. Своим исполнением он продемонстрировал,что репертуарный «багаж» начинает формироваться уже в процессе начального обучения на музыкальном инструменте.

Емельянова Марина (3 кл.) перед игрой чешской народной песни «Аннушка» очень выразительно прочитала стихи к этой музыке и в том же настроении сыграла. Мало кто знает, что у этой популярной в детской инструментальной музыке пьесы, есть перевод слов. Также Марина поведала о том, что на чешском языке музыкальное искусство называется «Гудба», и это слово происходит от славянского слова «Гудеть» — «Играть» (на музыкальных инструментах).

Карымова Кристина (3 кл.) в своей исполненной пьесе Е. Ботярова «Танец» услышала образ зверят: зайцев и медведя.

Попова Снежана включила в свою «музыкальную копилку» сложный жанр в музыке – «Сонатину» немецкого композитора и дирижера К. Рейнеке (1824 – 1910 гг.). Она объяснила значение слова «сонатина», которое происходит от итальянского слова «соната», что переводится как «звучать». «Сонатина» меньше по объему и сложности, чем «соната».

Разуева Влада (4 кл.) выразительно исполнила пьесу, у которой есть два названия: «Детская пьеса» или «Дождик». Она представила портрет композитора и рисунок к исполняемой музыке. С. Майкапар (1867-1938 гг.), который родился в Херсоне (Крым), а умер в г. Ленинграде, был основателем музыкальной школы в Твери. Значителен его вклад в создании музыки для детей. Им написано свыше 200 пьес, большинство которых и поныне входят в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки»). Они написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке.

Щербакова София (5 кл.) ярко представила «портрет» всадника в пьесе Р. Шумана из «Альбома для юношества». Композитор в этой музыке передал характерный ритм скачки. Ученица представила биографию композитора, слушатели узнали, что Р. Шуман прожил всего 46 лет, и жизнь его была трагична. Но его имя вошло в историю и стало достоянием мировой музыкальной культуры.

Кометиани Кирилл (6 кл.) бойко сыграл озорную, похожую на русскую частушку, пьесу Г. Свиридова «Парень с гармошкой» из «Альбома пьес для детей». Из биографии композитора присутствующие узнали, что первым его инструментом была балалайка, на которой он сочинял свои мелодии. Его музыку к фильму «Метель» полюбили многие. Григорий Васильевич (1915-1998 гг.) любил свой край, родную землю и отразил это в своих произведениях.

Позолотин Егор (6 кл.) виртуозно, эмоционально образно, на профессиональном уровне исполнил пьесу норвежского композитора Э. Грига (1843-1907 гг.) «Кобольд». Он кратко представил его творчество, в котором свыше 170 пьес для фортепиано, норвежских танцев и песен. Егор нашел информацию в интернете про кобольда, сказочного героя, о котором знает не каждый. Кобольд –это обитатель горных шахт, который обладает очень вредным и злым нравом. Главное их развлечение – издевательство над шахтерами. Они с особым злорадством устраивают завалы и камнепады, оставляя работников шахт в полной темноте, задувая их светильники. Интересен тот факт, что камень «кобальт» назван так в честь этих несносных существ. Подобные сказочные существа встречаются и в русском фольклоре – это домовые, лешие, кикиморы, водяные, русалки.

Демидов Данил (8 кл.) и Васьков Аркадий (8кл.) представили слушателям багатели Л. Бетховена. Имя этого композитора известно каждому. Именно в свои трагические дни, когда он узнал о своей неизлечимой глухоте, он написал письмо, которое впоследствии будет названо «хайлигенштадским завещанием», именно в эти годы он создает свои самые известные произведения.

Данил рассказал, что «багатель» — это маленькая безделушка, т.е. небольшая, легкая в исполнении пьеса, главным образом для фортепиано. Эта пьеса прочно «осела» в «музыкальной копилке» этого ученика. Она явилась музыкальной иллюстрацией в концерте-лекции, посвященной творчеству этого композитора и стала частью его выпускной программы по специальности. Данил исполнил ее изящно и музыкально.

Васьков Аркадий подробно рассказал об исследованиях над одним из самых известных шедевров фортепианной мировой музыки, которая входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. По жанру – это тоже багатель. Это произведение не было известно при жизни Л. Бетховена и было обнаружено только через 40 лет после его смерти, а личность «Элизы» достоверно не установлена. Существуют три версии, какой женщине мог Бетховен посвятить прекрасное бессмертное произведение. Но все гипотезы остаются под вопросом. Аркадию в пьесе «К Элизе» удалось передать трепетность и нежность чувств, которые заложил композитор в своем творении.

В заключение классного концерта Позолотин Егор и Кометиани Кирилл зажигательно исполнили джазовую музыку «Танцуем буги». Егор представил портрет немецкого композитора, пианиста, аранжировщика и музыкального педагога М. Шмитца (1939-2014 гг.) и рассказал, что «буги-вуги» — это фортепианный стиль, который был назван и возник в 1910-е в США.

Свою статью я хочу закончить афоризмом Р. Шумана из его «Жизненных правил для музыкантов» (собрание педагогических афоризмов этого композитора, которые стали основой вопросов применительно к задачам воспитания актуальных и посей день): «Становись более совершенным художником, остальное придет само собой».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

33