Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

03.11.2022 09:53 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 83 от 03.11.2022 г.

Трасса мужества – памятник доброй воли

В этом году исполнилось 80 лет со дня вступления в строй легендарной воздушной трассы Аляска — Сибирь (АлСиб), благодаря которой в 1942–1945 годах советские летчики перегнали на фронт порядка 8 тыс американских боевых самолётов. Нелегкой и героической работе летчиков, перегонявших военные самолёты на советско-германский фронт по «трассе мужества» «Аляска – Сибирь» в годы Великой Отечественной войны, мамский краевед Владимир Сильченко посвятил свою выставку, которая в настоящее время представлена в фойе краеведческого музея.

На открытие выставки пришли любознательные мамчане, неравнодушные к истории родного края. Организатор выставки «Аляска — Сибирь» Владимир Сильченко поведал захватывающую историю подвига советских лётчиков, которые преодолели легендарную «трассу мужества» на американских "Эйркобрах", "Дугласах", "Бостонах", подвергая себя смертельному риску. Перегоночная авиатрасса "Аляска — Сибирь" многие годы (почти 50 лет после окончания войны) была засекречена. Проходила она от Фэрбэнкса на Аляске и до Красноярска. Для "АлСиба" собрали лучших лётчиков, в том числе полярников. На этих участках по разным причинам во время Великой Отечественной войны случались авиакатастрофы. Многие из погибших считались пропавшими без вести.

Организация трассы «АлСиб» стала возможной благодаря соглашению о ленд-лизе – программе поставок Соединенными Штатами товаров союзникам во Вторую мировую войну. Общая протяжённость трассы от американского Фэрбэнкса до сибирского Красноярска составляла 6,5 тыс километров. В кратчайшие сроки были построены и реконструированы основные аэродромы, и в октябре 1942 года перегонка началась.

От заводов через территорию Канады американские лётчики приводили машины на Аляску. Здесь в Фэрбэнксе самолёты принимали советские лётчики 1-й перегоночной авиадивизии, состоящей из пяти перегоночных полков и одного транспортного. Отбор в дивизию был очень строгим, костяк составляли фронтовики и гражданские летчики, а командиром назначили знаменитого полярника Илья Мазурука.

Летели группами – строем «клин» впереди бомбардировщики – лидер, а за ним – ведомые истребители. От Фэрбэнкса брали курс на запад, для дозаправки садились в Номе – последней американской «точке» перед броском через Берингов пролив.

Первым советским аэродромом был Уэлькаль (от американского Фэрбэнкса – 1500 км), чукотский посёлок на побережье. Затем предстоял путь до посёлка Сеймчан – ещё 1400 километров, от Сеймчана лётчики вели самолёты над Полюсом холода Оймякон, над высокогорьем – в Якутск (1167 км). Из Якутска летчики перебрасывали машины в Киренск (1331 км). Из Киренского аэродрома летчики, замыкавшие эстафету, доставляли машины в Красноярск (965 км), где бомбардировщики принимали другие перегонщики или фронтовые экипажи, а истребители зачастую ехали на войну со снятыми крыльями по железной дороге.

- Из Красноярска эти истребители и бомбардировщики сразу шли на Сталинград. В феврале мы будем отмечать 80-летие Сталинградской битвы, эти самолёты внесли свою лепту в дело Победы, — сказал Владимир Сильченко, рассказывая о выставке.

На экспозиции, посвящённой легендарной воздушной трассе Аляска — Сибирь, были представлены уникальные фотографии, которые мамский краевед собирал на протяжении нескольких лет из различных журналов, газет и других доступных источников. На фотографиях можно было увидеть маршрут перегонки по схеме Земного шара, виды перегоняемых самолётов, интересные фотодокументы, военные аэродромы, чёрно-белые снимки американских и советских лётчиков, фотографии перелёта, которые заставляли многих задуматься о том, какие трудности преодолел наш народ в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

- Представьте себе, что маршрут лежал над горными вершинами Аляски, над водами пролива Беринга, над тундрой и тайгой, в стужу и жару. Верхоянский горный хребет пилоты преодолевали на высоте 6000 км в кислородных масках, — рассказывает краевед. — В любую погоду они летели в самолётах, которые были не приспособлены для холода, при этом горючего на обратный путь не было, под крылом — бескрайние пространства, где ни жилья, ни людей. Порядка 30% самолётов в пути следования ломались, совершали аварийные посадки, люди оставались один на один, пока их найдут.

Перегон самолётов «Аляска – Сибирь» стал поистине «трассой мужества». Памятником доброй воли назвал её в своей новой книге «Летящие» журналист, публицист, писатель, историк сибирской авиации и, кстати, наш земляк Михаил Денискин. Михаил Иннокентьевич без малого 40 лет занимается темой исследования героической трассы. Трасса «АлСиб», точнее, те, кто исполнял на ней свой воинский долг и жертвовал жизнью — это для Михаила Денискина святое. Он организатор и участник многих поисков тех экипажей, а 13 лет назад написал книгу «По следам пропавшего Бостона». Его труд получился уникальным, но с тех пор информации об «АлСибе» у него стало ещё больше. Открыли архивы — и то, что ранее было секретным, ему удалось увидеть и прочитать, собрать воедино и написать увлекательную, безусловно, уникальную книгу. К сведению, новая книга Михаила Денискина «Летящие» есть в районной библиотеке.

В годы войны на территории Иркутской области действовали два аэродрома: основной — в Киренске и вспомогательный – в Нижнеилимске. При перегонке американских самолётов на территории Иркутской области разбились 9 самолётов, погибли 15 лётчиков, их имена сегодня установлены. Но до сих пор считается без вести пропавшим капитан Григорий Чуйко. По предположению исследователей, где-то между Чуной и Нижнеилимским районом в октябре 1943-го пропала без вести «Эйркобра», за штурвалом которой был капитан Григорий Чуйко.

Следы авиакатастроф хранит и наш Мамско-Чуйский район. В деревне Садки, сегодня официально закрытой, десятки лет лежали обломки разбившего при перегонке самолёта «Эйркобра». Садковские ребятишки любили ходить к месту авиакатастрофы посмотреть на американский самолёт. Об этом на открытии выставки рассказала уроженка тех мест, сегодня библиотекарь центральной районной библиотеки Инга Кутилова. К слову, в книге Михаила Денискина «Летящие» в главе «Подвиг колхозника» подробно описывается поездка поисковой экспедиции к месту воздушной трагедии.

За 32 месяца перегонки на трассе погибли 112 «сталинских соколов», из них 15 – на территории Иркутской области. Памятники и обелиски, установленные на пути прохождения, увековечили подвиг советских летчиков.

Выставка Владимира Сильченко, посвящённая 90-летию легендарной «трассы мужества» Аляска – Сибирь, заслуживает всеобщего внимания, и, в первую очередь, нашей молодёжи. Молодёжь должна знать, какие подвиги совершали сибирские авиаторы на территории нашей Восточной Сибири. Советские лётчики отдали жизни, доставляя для фронта американские самолёты, прокладывая на полётных картах первые маршруты. В годы войны их отважные поступки не считались подвигом, потом долгие годы сведения о трассе были засекречены, но сегодня, когда усилиями краеведов, историков и поисковиков историческая память восстановлена, важно знать и помнить об этом подвиге участников легендарной воздушной трассы «Аляска — Сибирь». Помнить и чтить…

Евгения Карасова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

41