Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

18.01.2022 16:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 18.01.2022 г.

Знакомство с кадеткой

Кадеты военных лет

1 рота 2 взвод, суворовец В. Клец во втором ряду, третий слева

Если уж поступил, буду военным лётчиком (кто из мальчишек Иркутской области не мечтал об этом, у нас же единственное военное училище ИВАТУ, я ещё тогда не разбирался и не знал, что училище готовит не лётчиков, а инженеров и техников для Военно-воздушных сил).

Для справки: 21 августа 1943 года опубликовано постановление Сталина о создании Суворовских училищ. Военное дело получило свою начальную школу, а СССР обратился к имперскому военному наследию. Победа Красной армии в Курской битве стала началом истории Суворовского училища. Создание Суворовских училищ являлось мерой «по восстановлению хозяйств, освобожденных от немецкой оккупации». Сталин заглянул в будущее советского беспризорного детства и не нашел ничего лучше, чем обратиться к традициям прошлого. Отрицание имперской истории с ее военными традициями было в прошлом – офицеры, учившиеся до 1917 года, получили право на жизнь и работу. Советские дети — право на ношение алых лампасов с гордой надписью: «СВУ». Имя Сталина без страха упоминали вместе с именем Александра Суворова: «Мы — Сталина сыны, мы — правнуки Суворова!», – запевали дети войны. В СССР создано 8 училищ и все в 1943 году: Казанское, Калининское, Свердловское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Уссурийское и Кавказское и одно Ленинградское нахимовское. Суворовские классы создавались для воспитания и обучения воинов Красной Армии, партизан – людей, погибших от рук немцев. К 1943 году Великая Отечественная война накопила огромное количество детдомовцев и воспитанников интернатов. 1 декабря 1943 года в девяти разрушенных войной городах начали действовать военные суворовские училища. Они приняли более четырех тысяч ребят, в «Красной Звезде» появилась статья, объяснившая советскому народу основную нагрузку Постановления от 21 августа: «забота о детях воинов, детях сиротах, в стенах училища они найдут отеческую заботу, родной кров и получат пожизненную профессию в рядах Красной Армии и в офицерском звании. Воспитанники получат не только законченное среднее образование, но и элементарные познания в военном деле, они станут достойными советскими офицерами. Вся система воспитания будет построена так, чтобы воинское начало впиталось в пот и кровь воспитанников еще с ранних лет. Вместе с тем большое внимание будет уделено прививанию необходимых культурных и бытовых навыков». В наше время советская нацеленность на достойное устройство малышей, оставшихся без родителей, по-прежнему постулат. Суворовские училища ставят перед собой задачу предоставить государству достойную воинскую силу, наполняя ряды российской армии героями войн, офицерами по образцу солдат походов Суворова.

Поступившие ребята потом делились друг с другом, как преодолевали вступительные испытания. Кто-то сдал экзамены легко, кто-то использовал шпаргалки. Была очень серьёзная медицинская комиссия. Так, к примеру, Сергей Лещенко запомнил нижние строчки таблицы, применяемой для проверки остроты зрения, и не только буквы, но и разрывы колец.

Поступивших разделили на 3 роты (в каждой роте чуть больше ста человек). Рота имела отдельное помещение (казарму). Я попал в 1 роту, которая стала моей семьёй, а 2-я и 3-я роты – соседи, с которыми мы либо вообще не общались, либо очень редко. В каждой роте – 4 взвода. Во главе роты – подполковник. Во главе взвода – офицер (майорская должность). И 6-й наш командир – старшина роты (прапорщик). Извините за такие подробности, это для служивших в армии.

Для нас было всё впервые: распорядок дня, заправка постелей с выравниванием полос на одеялах и подушек по ниточке, движение по территории училища только строем (кроме свободного времени, а у нас его было около 2-х часов в сутки), приём пищи в столовой, во время которого строго запрещается разговаривать, несение суточных нарядов (дежурный и дневальный по роте) и т. д.

Нас переодели в форму. Как-то не привычно. Мы ещё не видели ни одного суворовца второго года обучения.

Переодевшись, стоим возле казармы (официально – спальное помещение) задаём вопросы офицеру, с открытыми ртами слушаем ответы. Один из суворовцев снимает фуражку (было жарко), из неё выпадает сигарета. (– 1), на следующий день – отчислен. Через 2 дня другой суворовец написал рапорт о нежелании учиться, сказал: «Это не для меня», отчислен – (-2).

Наконец-то увидел настоящего кадета, вернувшегося с отпуска. Спальные корпуса суворовцев по первому и второму (это 4, 5 и 6-я роты) году обучения находятся по разные стороны территории училища. Общий только чипок (так называли кафе, да и сейчас также называют военнослужащие).

- Мальчик, подойди ко мне.

Думаю, какой вежливый. А сам осматриваю его с ног до головы. Вроде бы форма одна, ничем не отличается, а сидит на нём совсем по-другому. Поле фуражки не натянуто, а тыльная сторона слегка свисает, ремень не затянут, а ослаблен….

Он расспросил меня, кто я и откуда. На этом и разошлись.

Потом выясняю, что «мальчик» применяется к суворовцам первого года обучения, как уменьшительное, а суворовцев второго года обучения называют «стариками».

1-го сентября начались занятия. Все те же учителя, те же предметы. Дополнительно изучали этику и эстетику, строевую подготовку, огневую подготовку, автодело (экзамен по автоделу – получение прав по категориям А, Б, С. По выпуску в водительских правах прибавляли нам год, т.к. всем 17 лет, а права выдаются с 18-ти.

Питание – 4-х разовое, 2 завтрака, после 4-го урока – второй лёгкий завтрак. Угнетала меня самоподготовка. В мамской школе я умудрялся делать домашнее задание на уроках, чтобы сразу после школы, перекусив, бежать к Леониду Ивановичу Андронову в спортзал. Самоподготовка – это после ужина ещё 3 часа занятий, перемены по 10 минут, только без учителя, под присмотром дежурного офицера, который периодически обходил классы. Я за полчаса сделаю уроки и тупо сижу. Читать художественную литературу запрещается…, в общем ничем нельзя заниматься, кроме уроков. После я, конечно, исподтишка и книги читал, и письма домой писал.

Клец В.В.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

21