Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

28.09.2021 10:04 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 72 от 28.09.2021 г.

О ДРУЗЬЯХ - ТОВАРИЩАХ

Бригада ремонтников базы ПТОК.

Слева-направо: стоят — Матвеев, Буцанов Александр, Рамм Виктор, Тетерин Анатолий, Рут Олег, Никишин Вячеслав;

сидят — Гагарин Геннадий, Суховаров Виктор, Кищенко Геннадий

Кищенко Геннадий Григорьевич

Никишин Вячеслав Анатольевич

У этих двух мужчин, с разницей возраста в десять лет, можно сказать, что одна судьба речника. Оба окончили речное училище в Якутской АССР, и оба работали в Киренском районе в плавсоставе. Оба примеряли форму речника сначала рабочую, а позже и праздничную. Многих девчонок с ума сводила эта форма. В своё время, этих бравых речников многие девчата встречали и провожали восхищёнными взглядами. Но из числа многих девчат, каждый из них выбрал ту единственную, у ног которой бросил якорь на семейную пристань. Вот только приехали они в Мамско-Чуйский район не вместе, с разрывом во времени в тринадцать лет и по разным причинам.

Вячеслав – бодайбинец, дитя войны, сын погибшего на фронте солдата. В 1957 году в посёлке Пеледуй Якутской АССР он окончил училище речников на базе Арктического училища. Работал в посёлке Пеледуй на пароходе «Анабар», сначала был вторым, затем первым помощником механика. В дальнейшем был направлен в город Якутск на пароход «Амур». После навигации вернулся домой. По окончании ремонтных работ он оказался в городе Киренске, где продолжил работу речника. Там же он встретил и свою спутницу жизни.

В шестидесятые годы по всем городам Советского Союза везде были развешаны объявления, что в Мамско-Чуйский район требуются рабочие кадры, в том числе требовались и библиотекари. У Вячеслава Анатольевича жена Галина Степановна была по специальности библиотекарем. По их месту жительства и работы Никишиным получение жилья даже и не предвиделось.

В посёлок Мама они приехали в 1964 году. Оба были трудоустроены по специальности, и им сразу же было предоставлено жильё.

Вячеслав устроился в Базу ПТОК, во флот Мамско-Чуйской экспедиции. В процессе работы приходилось ходить по рекам Мама, Витим, Лена на разных судах. Для Мамско-Чуйской экспедиции, на самоходке «Слюда» каких только грузов ни привозили: взрывчатые вещества, различную технику, сено, а за сеном ходили даже в Жигалово. Когда Юрий Иванович Гагарин был капитаном на теплоходе «Обручев», он также возил сено. Никишин В.А. работал на буксире «Титан» механиком у капитана Отто Давыдовича Рамм. Они вместе получали это судно в городе Бодайбо. В команде Вячеслава Анатольевича в своё время работали механик Иван Иванович Якунин, Николай Иванович Коваль, Геннадий Григорьевич Кищенко, а на теплоходе «Фёдор Горнаков» работали механиком Казаков В.Н, и первым помощником капитана Шарафулин А.Ф. В плавсоставе Мамско-Чуйской экспедиции Никишин В.А. работал до ухода на пенсию. Всего он отходил по северным рекам 51 навигацию. За свою работу и активную жизненную позицию он награждался по линии ЦК КПСС, ВЦСПС, Совета Министров, ЦК ВЛКСМ; занесён в Книгу Почёта Мамско-Чуйской экспедиции; награждён знаками: «Ударник коммунистического труда Иркутской области», «Ударник девятой пятилетки», «Победитель социалистического соревнования 1975 и 1980 годов», а также медалями: «70 лет Победы», «60 лет Мамско-Чуйскому району» и «Ветеран труда», «Дети войны».

Геннадий — в 1968 году окончил речное училище в городе Якутске, был направлен работать в п. Алексеевка Киренского района. Так, в Киренском районе он стал ходить самостоятельно капитаном на теплоходе. Когда работал на лесоучастке «Визирный», то туда приехал из посёлка Мама в командировку Виктор Александрович Хорошев – начальник базы ПТОК. Там и произошла судьбоносная встреча Геннадия Григорьевича и Виктора Александровича. В итоге, Хорошев В.А. уговорил Геннадия Григорьевича на работу в Мамско-Чуйской экспедиции. Таким образом, в 1977 году Кищенко Г.Г. приехал в посёлок Мама. Именно в базе БТОК Мамско-Чуйской экспедиции произошло знакомство двух речников. В составе команды капитана Вячеслава Анатольевича Никишина, Геннадий Григорьевич начал работать механиком на самоходной барже «Слюда», затем на теплоходе «Фёдор Горнаков». В дальнейшем Геннадий Григорьевич самостоятельно ходил капитаном уже на разных судах, в том числе на теплоходе «Обручев», на самоходной барже «Керамика». После ликвидации Базы ПТОК и Мамско-Чуйской экспедиции, работал у Терского А.А. капитаном на теплоходе «Фёдор Горнаков».

В составе флота Мамско-Чуйской экспедиции были задействованы суда: «Геолог – Мама», «Керамика», «Титан», «Фёдор Горнаков», «Слюда», «Павел Король», «Обручев», девять барж грузоподъёмностью 150 – 200 тонн, катера средние, три полуглиссера. В общей сложности на всех судах в Базе ПТОК работало около шестидесяти человек плавсостава. Кроме этого, в системе флота работали диспетчеры, кладовщики. За многолетний период совместной работы Вячеславу Анатольевичу и Геннадию Григорьевичу, со многими приходилось сотрудничать. Некоторых, из числа многих, можно и назвать: Рябич Василий Иванович, Рамм Виктор Оттович, Гагарин Юрий Иванович, Буцанов Александр Владимирович, Гагарин Геннадий Иванович, Тетерин Анатолий, Рупп Олег, Суховаров Виктор.

Речник – это не только красивая форма, это постоянная работа на воде, сопряжённая с трудностями и опасностями. Водная стихия северных своенравных рек требует к себе особого внимания, ответственности и умения ладить с ней. Во время рейса трудностями могут стать мелкая вода, туманы, при лесных пожарах – задымлённость. Особенно трудно приходится при последнем рейсе, когда на реке появляется уже лёд, и надо успеть по шуге, доставить груз в сохранности и причалить невредимым судно к отстою флота. А объём работы был очень даже большой. За довольно короткую навигацию надо было завезти на год вперёд весь груз для экспедиции, поэтому внутри флота между экипажами организовывались социалистические соревнования работать без простоев, экономя горючее и доставляя вовремя груз. В Усть-Кутском порту обычно находилось большое количество судов, ожидающих своей очереди на получение груза. Чтобы не тратить время на многодневные простои в очереди на загрузку, приходилось предпринимать неординарные меры для ускорения получения грузов. Например, перед заходом в Усть- Кутский порт, в процессе пути команда делала остановку, чтобы наловить рыбы. И уже со свежим уловом шли на переговоры. В итоге вне очереди получали загрузку и, таким образом, сокращали время доставки грузов в посёлок Мама. Конечно, много ещё зависело и от того, как будут подготовлены в зимний период суда к работе в навигацию. Немалую роль играла дружба, рождённая в совместном труде зимой и летом. А труд, основанный на дружбе и взаимопомощи, всегда радует и вдохновляет.

В течение нескольких лет в минералогическом музее посёлка Мама ежегодно в День геолога проводятся встречи бывших работников Мамско-Чуйской экспедиции. И здесь, в почти домашней обстановке, человек расслабляется и становится самим собой. Вот, с виду молчун и скрытный человек, становится вдруг весёлым, разговорчивым, вспоминает время, отработанное в плавсоставе флота экспедиции. Это — Геннадий Григорьевич Кищенко. Рядом с ним, немного постарше, более сдержанный, но улыбающийся и поддерживающий разговор, Вячеслав Анатольевич Никишин. У двух, рядом сидящих пожилых мужчин, вдруг всплывают воспоминания об их совместной многолетней работе во флоте экспедиции. И эти воспоминания им обоим приятны и вызывают интерес у остальных присутствующих на встрече. Это — два капитана, два закоренелых речника, два закадычных друга, чья совместная работа на воде переросла в крепкую мужскую дружбу на суше. И связали их крепкой дружбой именно Мамско-Чуйский район и речное братство. Уже, будучи в солидном возрасте, они продолжают постоянно общаться друг с другом, у них есть общие интересы и разговоры, общие воспоминания и общие дела. На ЛУАЗике Геннадия Григорьевича друзья вместе ездят в тайгу за груздями, за ягодой. В общем, они настоящие друзья-товарищи. И у них, с разницей в десять лет, через два года у обоих грядут юбилеи. И двум друзьям – двум капитанам остаётся только пожелать здоровья.

Н.Н. Сталькова,

п. Мама.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

36