Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

13.08.2021 10:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 59 от 13.08.2021 г.

ВОДНАЯ СТИХИЯ СЕВЕРНЫХ РЕК – ЕГО СУДЬБА, ЕГО ЖИЗНЬ

Автор: Н. Сталькова

Сам он – из деревенских. Родился и вырос в селе Карам Казачинско — Ленского района. Так уж получилось, что рос он без отца. Мать — Нина Ксенофонтовна Сафонова в послевоенное время работала в колхозе и одна поднимала двух своих сыновей — Николая и Валерия. Жизнь никого не баловала, а деревенской работы хватило на всех. Николай, окончив школу – восьмилетку, уехал в город Ангарск, поступил учиться в профессионально – техническое училище, ГПТУ № 12. Получил специальность каменщик – монтажник. Затем работал в строительно – монтажном управлении № 2 города Ангарска. Был призван на службу в ряды Советской Армии. Учебную подготовку проходил в городе Улан – Удэ, служил в районе города Кяхта. Дослужился до старшины, командовал ротой. По окончании службы, в городе Ангарске ему предлагали работу мастера в училище, но Николай вернулся в село к матери, как раз наступило время сенокоса, а затем решил ещё съездить к своей тётушке Римме Саввишне Зыковой, которая жила в посёлке Мама и работала киномехаником.

В посёлок Мама Зыков Николай приехал в августе 1969 года. Да так и остался навсегда жить в небольшом, но довольно уютном посёлке Мама. Разве думал Николай, что когда – то свою жизнь он свяжет крепким морским узлом с водной стихией северных рек? Конечно же, нет. Судьба распорядилась по – своему. По вопросу трудоустройства Николаю посоветовали обратиться в строительный участок Мамско – Чуйской экспедиции. А там ему сразу же предложили работу шкипером на баржу: «Будешь груз получать и сдавать». Он тогда никакого представления не имел, что за специальность такая, но согласился, так как пообещали ему приличную зарплату. Первый рейс был до посёлка Колотовка теплоходом «Геолог – Мама». Сколько страха он тогда претерпел, впервые оказавшись на водном просторе в объятиях мощных валов своенравной северной реки Витима. Николай отработал два месяца и проявил себя в работе именно теми качествами, которые необходимы при работе речником. Сразу после закрытия навигации он поработал кочегаром в отстое флота, а в ноябре Николая направили в город Киренск, в школу командного состава, учиться на штурмана. После шести месяцев учёбы Николая Зыкова назначили на катер БМК-90. На буксире таскали баржи по реке Мама. В дальнейшем, на катере и на теплоходе Николаю приходилось бороздить воды непокорной Мамы в течение нескольких лет. А пока, в начале своей карьеры речника, Николай отработал на катере БМК-90 две навигации, затем — капитаном на самоходной барже «Павел Король». Но, имея диплом капитана, Николай решил поработать рулевым на теплоходе «Титан», чтобы набрать практику и досконально изучить судовождение по реке Лена, так как теория была, а практики не было. В 1974 году Зыков Николай был назначен помощником капитана на теплоход «Титан». Осенью, уже по шуге, помогали бодайбинцам доставить в город продукты, но вернуться уже не успели – замёрзли возле Мамакана. В апреле команда в составе Гагарина Юрия, Казакова Владимира, Зыкова Николая и фамилия четвёртого члена команды забылась, но он был из города Ангарска, отбуксировали судно к реке Мамакан, отремонтировали и, после вскрытия реки Витим, вернулись в посёлок Мама. В дальнейшем Николай был назначен капитаном на самоходку «Слюда». Команда была из двух человек: капитан и механик. В течение двух навигаций производили рейсы Мама – Усть-Кут. В 1977 году был назначен капитаном на буксир «Титан». Здесь команда была уже из девяти человек, в дальнейшем сократили до семи человек. Возили баржи по четыре штуки, на которых везли лес, сено, пиломатериал. Из города Усть – Кута перевозились грузы, предназначенные для Мамско – Чуйской экспедиции: контейнеры, разная техника. На островах реки Лена для экспедиции заготавливали сено. Увозили туда технику и рабочих, которые занимались заготовкой сена, а оттуда баржами вывозили уже готовое сено. На лесоучастке «Чайка» работала бригада по заготовке леса, а готовый лес баржами вывозили в посёлок Мама. Осенью, у устья Витима стояли 1000 -тонные баржи с мясом, фруктами и прочим грузом, так как из – за малой воды не могли дальше пройти по реке Витим. Всё перегружали на маломерный транспорт (150 – 200 тонн) и доставляли груз в посёлок Мама и к соседям, в город Бодайбо. Бывало, и 1000-тонные баржи тащили до города Бодайбо, но, тогда немного другая загрузка была, и использовались одновременно два — четыре колёсных судна, или два – три винтовых и один колесный.

Объём работы был огромный, порой работали без отдыха между рейсами. В короткий северный навигационный период надо было успеть завезти в район для Мамско – Чуйской экспедиции всё необходимое для бесперебойной её работы до следующей навигации. Между командами судов устраивали соцсоревнование. Команда буксира «Титан» постоянно подтверждала звание «Экипаж коммунистического труда», и доска с такой надписью была прикреплена к рубке. Это всегда вызывало у экипажа чувство гордости и желание работать ещё лучше. Чтобы быть на реке, можно даже сказать жить на реке, нужна, конечно, привычка. При этом, река любит людей сильных и смелых. Также требуется дисциплина и слаженность в работе команды, а с этим у капитана Зыкова был полный порядок. Но вода – непредсказуемая стихия, и на реке разные случались передряги, однако команда с честью выходила из любых ситуаций. А ещё на воде особо ценится дружба речников, речное братство. Без этого на воде никак не обойтись. Судоходство было хорошо развито. В течение навигации по маршруту «Усть-Кут – Бодайбо» и обратно постоянно ходили разные судна. Зыкову Н.А. приходилось не однажды выручать коллег — речников, особенно при малой воде на реке Витим: где снять судно с мели, где-то КС протащить, из Бодайбо надо было баржи спускать, протаскивать. В такой ситуации происходили знакомства, и возникала капитальная дружба. При встрече на воде обоюдно приветствовали гудками. Трудно даже представить, сколько появилось у Николая Анатольевича друзей-речников с момента его учёбы на штурмана и за полувековой период работы на воде.

У каждого капитана на судне была своя команда, которая в зимнее время ремонтировала своё судно. Когда требовалась замена днища, то к ремонтным работам привлекались сварщики-корпусники. В зимний период команда Зыкова Н.А. также занималась ремонтом своего судна. Приходилось менять днище у буксира «Титан» и у шести-семи барж. Этим занимался сварщик Суховаров Виктор. Перед первым выходом в рейс обязательно устраивали на судне комсомольский воскресник, приходили женщины из конторы, красили судно, мыли и наводили полный порядок. А при спуске судна на воду обязательно поднимался флаг страны. В советское время эта процедура проводилась ежедневно: на восходе солнца флаг поднимали на мачту, а на закате солнца флаг спускали. Сейчас так не делают: с начала навигации флаг поднимут, и спускают флаг только по её окончании. Постоянно, с открытием навигации, при спуске судна на воду, при очередном первом рейсе, как впервые в жизни, речника охватывает чувство волнения и радость ощущения водного простора. И с этого момента речник окунается в свою родную водную стихию, и чувствует он себя на судне за штурвалом, как рыба в воде. А капитан Николай Анатольевич Зыков – закоренелый речник, насквозь пропитанный водной стихией северных рек. Он отработал двадцать семь лет в Мамско-Чуйской экспедиции, до её ликвидации. Своим трудом, вместе с командой, Николай Анатольевич Зыков внёс огромный вклад в развитие Мамско-Чуйского района и в процветание жизни его населения.

Но по всей стране вдруг загуляли девяностые сумасшедшие годы. Всё шло только на развал. Флот Мамско-Чуйской экспедиции активно распродавался, экипажи сходили на берег. Николай Зыков попытался сохранить буксир «Титан», обратился в экспедицию, чтоб ему разрешили взять судно, хотя бы в аренду. Но из аппарата экспедиции моментально было организовано акционерное общество, и Зыкову Н.А. было отказано по причине того, что он не является акционером. А на самом деле «Титану» уже нашли покупателя. Это судно было электрифицировано: всё на кнопках, в камбузе стиральная машина, электроплита, брашпиль электрический, лебёдка, электростанция. Купить — купили «Титан», но почему-то не доставили его к новому месту базирования, а оставили в посёлке Мама на берегу затона без присмотра, практически брошенным на произвол судьбы. Естественно, что можно было, всё с «Титана» сняли, и он превратился в металлолом. Такое судно загубили, ради каких-то разовых ассигнаций! А ведь буксир «Титан» мог бы до настоящего времени честно служить Мамско-Чуйскому району.

После ликвидации экспедиции Зыков Н.А. отработал две навигации на теплоходе «Фобос» в горно-обогатительном комбинате «Мамслюда». А потом приходилось работать у разных частников, скупивших судна. Работал в артели «Чуя» на теплоходе «Чароит», у Боткина В. – на катере «Витимец» две навигации, в артели «Чайка» у Носкова Н.С., но там возникала проблема с получением зарплаты. Николай отработал на пассажирской КС-110А «Кристалл» три навигации. Это судно на район выделил губернатор области. И в 2007 году Николай Анатольевич сам пригнал его в посёлок Мама из города Усть-Кута. Работать на нём — мечта любого речника. Сделано всё для экипажа по последним требованиям, уютно, есть, где отдохнуть, нормальная вместимость пассажиров. Но с перевозкой пассажиров оказалось намного труднее работать, чем с перевозкой грузов. Груз уложил – и вези до конечной остановки, никуда он не денется, а за людьми глаз да глаз нужен, чтоб никакого несчастья не произошло, они же без конца по судну перемещаются, хотя каждый рейс приходится объяснять им о существующей опасности. На многих суднах пришлось поработать Николаю Анатольевичу.

А в 2017 году, почти в семьдесят лет, сердце так забарахлило, что пришлось оперироваться. Но после операции, около полутора лет, душа речника постоянно рвалась на речной простор. Так уж в жизни случилось, что на воде чувствуешь себя более спокойно, уверенно и крепко стоящим на ногах. Шум работающего механизма судна и плеск речной волны, пожалуй, являются самым лучшим успокоительным средством для речника. А для Зыкова Н.А. водная стихия северных рек – это его судьба, его жизнь. И вот, снова навигация. По рекомендации Труфанова Н.С. частник из города Киренска пригласил Зыкова А.Н. поработать на катере «Монолит». Совершались рейсы Мама — Мамакан, возили автомашины. В настоящее время уже вторую навигацию — у Мозолевского, на теплоходе «Радостный», рейсы Мама – Мамакан, перевозка автотранспорта. Сын Дмитрий Николаевич Зыков — надёжный помощник, работает рулевым и механиком на судне в одной команде с отцом.

В общей сложности у Николая Анатольевича Зыкова пятьдесят одна навигация по северным рекам Мама, Витим и Лена. Каждая из них имеет своенравный характер, много содержит тайных опасностей и требует к себе особого внимания. Но Зыкову Н.А. давно уже известны все тайны этих рек. По отзывам жителей посёлка Мама: Николай Зыков — мужик деревенский, хваткий, упёртый. Когда пришёл работать на базу ПТОК, то, не смотря на молодость, по-хозяйски, во всё вникал, самостоятельно знакомился и досконально изучал рельефы рек. В период работы в экспедиции показал себя знающим капитаном. Ставил рекорды по вывозу леса с лесоучастка «Чайка». Путь речника Николай начинал познавать с Рамм Отто Давыдовичем. За более, чем пол-века работы на воде, со многими людьми ему поработать пришлось. Например: Мосин Василий Евстафьевич, Метёлкин Владимир Георгиевич, Буцанов Александр Владимирович, Трашков Юрий Петрович, Рамм Виктор Оттович, Гагарин Юрий Иванович, Якунин Иван Иванович, Пащенко Дмитрий Григорьевич, Коваль Николай Иванович, Суховаров Виктор, Кононенко Владимир.

За долголетний труд на водных просторах северных рек, за вклад в развитие Мамско-Чуйского района, Николай Анатольевич Зыков имеет правительственную награду от Министерства транспорта и связи РФ — Юбилейный Знак «В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями», а также медаль «60 лет Мамско-Чуйскому району». Николай Анатольевич, по возрасту, уже не первый год шагает по восьмому десятку, а вот распрощаться с водным простором и сойти на берег, всё как-то не решается. Ну, что ж, штурвал ему в руки и вперёд.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38