Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

02.07.2021 10:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 02.07.2021 г.

ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ ПОЛУЧАЕШЬ РАДОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Чтобы написать о жизни этой женщины в Мамско – Чуйском районе, придётся вернуться назад в её жизнь на 75 лет. Её путь в Мамско – Чуйский район был труден и тернист. И влекли её в район не романтика и не желание подзаработать. Единственным и огромным её желанием было увидеть мать и жить вместе с ней. Но одного желания для этого было недостаточно. Виновницей их разлуки была война. До войны семья Звездецких жила отдельным хутором в селе Великая Любаша Костопольского района Ровеньской области. В семье было шестеро детей, родители занимались крестьянским делом. Жить бы да жить, но, размеренность крестьянской жизни разрушила война. В 1941 году в селе расположились фашистские солдаты. Сельчане жили «под немцем» до 1943 года. Село от фашистов освобождала армия Рокоссовского, а в лесу действовали партизаны, и жители бежали из села с детьми со скотом в лес к партизанам. При отступлении фашисты забирали с собой детей и девушек, успевали расстреливать бегущих к лесу людей. Так были убиты две дочери Звездецких.

С февраля 1945 года в селе началась волна репрессий сельчан за то, что они жили на оккупированной фашистами территории. При выяснении, где находился отец семейства, беременная мать была арестована. Трагедией для Ульяны Трофимовны была не высылка её из села в неизвестность, а то, что её разлучали с детьми, а их оставалось трое. Ей разрешили взять с собой только младшую, пятилетнюю дочь Галину. В дальнейшем выяснилось, что Ульяну Трофимовну Звездецкую выслали в Бодайбинский район Иркутской области на рудник Луговка, а затем переселили в посёлок «Заря». При появлении отца на хуторе, его также арестовали, осудили на десять лет и увезли в г. Норильск. После ареста родителей, брата Станислава взяла к себе сестра отца, но в 1947 году их обоих сослали в п. Макарьево Черемховского района Иркутской области. Нину взяла к себе жена отцова брата, в 1948 году их обеих сослали в Хабаровский край. Нине тогда не было и двенадцати лет. Только через восемь лет ссылки, с помощью знающего человека, брату Станиславу было выдано разрешение от НКВД для продолжения его срока ссылки по месту ссылки его матери, то есть в Мамско -Чуйском районе. Уже отсюда Станислав обращался по известному ему московскому адресу за отца и за сестру Нину. По согласованию комендатур Хабаровского края и Иркутской области Нине было разрешено продолжить срок ссылки вместе с матерью. Так, через пять лет своей ссылки, 20 июня 1953 года Звездецкая Нина оказалась в Мамско – Чуйском районе для продолжения срока ссылки в поселке Заря вместе с матерью. В 1954 году отец был освобождён из-за отсутствия состава преступления. Приехал он к семье полностью больной, пожил всего три года и умер. Несмотря на перенесённые тяготы ссыльной жизни, Ульяна Трофимовна Звездецкая ехать обратно на Украину не пожелала, она даже была рада, что мамский край – это лучшее, что нужно ей для жизни. Так в мамской земле вместе с мужем она и захоронена.

Три года Нина отработала в колхозе «Заря» на парниках, выращивали и пололи овощи на поле с тётей Феней Павловой, её муж Дмитрий работал на складах. Но настало время, когда Нине выдали паспорт. В 1956 году Нина выехала в посёлок Мама, устроилась работать гардеробщицей в клуб «Октябрь». Затем перешла в строительный участок «Мамтрансснаба» треста «Мамслюда» разнорабочей, убирала мусор после работы штукатуров. Потом были организованы курсы по обучению на маляров – штукатуров и плотников. Нина решила учиться на маляра – штукатура. Курсы проходили одновременно с практикой. Ей эта работа очень нравилась и, когда давалось задание, то у неё всё получалось качественно и досрочно. По окончании курсов ей было выдано удостоверение маляра – штукатура четвёртого разряда. Нина Климовна своими умелыми руками наводила, как говорится, шик – блеск для сдачи в эксплуатацию вновь построенных объектов. За период её работы в строительном участке по 1960 год были сданы в эксплуатацию: двухэтажная школа (в настоящее время там платим за холодную воду), полностью больничный городок в конце улицы Октябрьской, двухэтажное здание райкома и восьмиквартирных жилых три дома по улице Советской. В это же время Нина Климовна вышла замуж за Виктора Степановича Осьминкина, который работал трактористом – бульдозеристом, у них родился сын.

В 1961 году в п. Марково на Лене (между Киренском и Усть-Кутом) нашли нефть. Туда ехали работать люди со всего Советского Союза. Осьминкины тоже решили ехать в п. Марково, так сказать, попытать счастья. И всё было нормально, но в 1964 году где-то в районе западной Сибири было открыто более богатое месторождение нефти. В посёлке Марково объявили о прекращении работ в связи с консервацией объекта. Люди стали уезжать кто куда. Для многих людей такое сообщение стало настоящей трагедией. Они даже плакали, так как им просто некуда было возвращаться из – за отсутствия жилья. Осьминкины, долго не думая, в 1965 году возвращаются в посёлок Мама. Оба без проблем устраиваются на работу в строительный участок Мамско – Чуйской экспедиции: Нина Климовна — штукатуром – маляром, Виктор Степанович — трактористом – бульдозеристом. Правда он в экспедиции отработал только год и перешёл работать в Лесотранспортное предприятие ГОКа «Мамслюда».

С первых же дней по приезду она окунулась в работу с головой. Работа маляра — штукатура, сама по себе, тяжёлая, грязная, вредная для здоровья, работали на высоте, на лесах. Работы было так много, что приходилось работать в выходные дни, вечерами и даже ночью, если надо было объект сдать в эксплуатацию досрочно. Но когда любишь свою работу и видишь результат своего труда, то получаешь радость и огромное удовлетворение. Коллектив бригады штукатуров – маляров был надёжный, постоянный, имеющий большую практику в работе. В его состав входили: Падалка Николай — был бригадиром, Кахнович Олег, Парамонова Нина, Немытых Мария, Инешина Анна, Козлова Клавдия, Савельева Зоя, Осипова Татьяна и сама Нина Осьминкина. Вместе они работали до ухода на пенсию. Именно этой бригаде поручали ответственную и срочную работу. Были и другие бригады штукатуров – маляров, но в них постоянно менялись люди, не получалось слаженной работы.

Как говорят: «Портной — гадит, утюг — гладит». Так и в работе штукатуров – маляров: дефекты, оставленные строителями, умело скрывались под слоем штукатурки, окрашивались и приобретали товарный вид. Штукатурные и покрасочные работы проводились на объектах, сдаваемых в эксплуатацию: клуб «Геолог», двухэтажный спортивный зал на стадионе, магазин в конце улицы Победы, разведская лаборатория, магазин в посёлке Слюдянка, два четырёхквартирных дома в посёлке Тетеринск, двухэтажные восьми, двенадцати, шестнадцати квартирные жилые дома в посёлке Мама по улицам Северная, Октябрьская, Урицкого, Геологическая, Володарского, Садовая. Также проводились ещё и текущие ремонты: в камералке, в разведской гостинице с люксовым отделом, в конторе экспедиции, в четырёх кочегарках, в квартирах начальников экспедиции Грозина М.К., Стеценко А.М., были квартиры и райкомовских работников. Называя фамилии этих людей, хочется сказать, что они всегда очень уважительно относились к людям, которые выполняли эту работу. К каждому празднику работу штукатуров – маляров отмечали, их приглашали на проводимые слёты передовиков производства. У Нины Климовны Осьминкиной множество различных видов поощрений, неоднократно присваивалось звание «Ударник коммунистического труда», вручались знаки: Победитель соцсоревнования 1977, 1978 годов, Ударник девятой пятилетки; Знак за № 9681 «Отличник геологии» от замминистра геологии СССР 1974г; медали: «За доблестный труд. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина» и «Ветеран труда». Будучи уже на пенсии, ей были вручены медаль «70 лет Победы» и знаки «60 лет Мамско – Чуйскому району» и «Дети войны».

Даже в подъезде дома, в котором в настоящее время живёт Нина Климовна, идеальный порядок: гладко оштукатуренные стены, всё побелено, окрашено светлой краской, даже входная дверь с улицы. Чувствуется, что здесь также поработала рука штукатура. Входишь в подъезд – светло, и душа радуется. Но так уж в жизни сложилось, что из родных у Нины Климовны остались только трое внуков и четверо правнуков. Однако, жизнь продолжается, и мне остаётся пожелать Нине Климовне ещё на долгие годы здоровья.

Н. Сталькова, п. Мама

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

45