Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

02.04.2021 13:24 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 02.04.2021 г.

Аэропорт Чуя (продолжение -2)

Начальник Чуйской экспедиции, 1941-54 гг Сучков П.Н. . Лауреат Сталинской премии

Аэропорт Мама, 1946 г.

Аэропорт Чуя, 1952 г, самолеты ПО-2.

Лева, радист Чуйской КВ радиостанции Ипполитов Павел, техник Мамской КВ радиостанции Малышев Илья. 1946 г.

Отложим в сторону воспоминания старожилов Мамско-Чуйского района. Обратимся к документальным источникам и посмотрим состояние слюдодобычи в стране на конец войны и первый послевоенный период.

Основными слюдоносными районами, снабжавшими мусковитом промышленность Советского Союза, являлись в Восточной Сибири – Мамский и Бирюсинский, а в Европейской части Союза – Чупинско-Лоухский район КФССР и Енское месторождение Мурманской области. Во время войны, в связи с военными действиями прекратилась добыча мусковита на месторождениях Карелии и Мурманской области, а Уральские и Бирюсинское месторождения были законсервированы. Обеспечение промышленности слюдой-мусковитом легло полностью на Мамский район.

В течение военных лет слюдяные месторождения Мамского района усиленно эксплуатировались выборочным порядком с отработкой наиболее богатых месторождений с одновременным резким сокращением горно-подготовительных работ, разведочных и геолого-поисковых работ, что было вызвано условиями военного времени в связи с острым недостатком рабочей силы. В результате произошло общее замедление в приросте запасов и подготовке запасов к эксплуатации, что вызвало сокращение добычи слюды в последние военные и послевоенные годы.

В 1939 году на Чуйском участке начались старательские работы. Для освоения перспективного поля в 1941 году организуется и ведет работы Чуйская экспедиция Восточно-Сибирского Управления Геолкома. В ее состав входили партии: Южная Чуйская, Северная Чуйская, поисково-разведочная.

В 1941 году геологом В.М. Таевским , на гольце Оборонный, открыта легендарная жила № 15 с большим содержанием слюды высокого качества.

Откроем книгу «Годы и люди слюдяной Мамы».

« … очень результативно работала в военные годы Чуйская экспедиция. Ее бессменным техническим руководителем был П.Н. Сучков.

Оставшись с одним женским коллективом, П.Н. Сучкову удалось так организовать работы, что они обеспечили высокую эффективность поисков и разведки. Были выявлены и разведаны на Чуйском месторождении крупные и богатые слюдой жилы 15, 31, 61, 68, 12, 5 и другие. За эти открытия и разведку Чуйских месторождений мусковита геологам П.Н. Сучкову, Е.П. Черных, В.А. Яковлеву, Н.П. Молчанову, А. Юзефовичу было присуждено звание лауреатов Сталинской премии …».

В военные годы (1944 г) П.Н. Сучков, сугубо штатский человек, был награжден боевым орденом Красной Звезды за разведку месторождений оборонного значения.

В связи с ростом добычи слюды, в 1944 году рудник из Согдиондона перевели на Чую, туда перенесли электростанцию и коротковолновую радиостанцию, а Согдиондон стал участком. Радиосвязь рудника с внешним миром обеспечивал Павел Ипполитов.

Материально-техническое и продовольственное обеспечение промышленного Чуйского участка и вывоз сырья проходили по такой транспортной схеме:

В летний период — вьюками с Согдиондона до реки Чуя 16 км, далее конными лодками до поселка Чуя — 21 км. Общее расстояние от

Мама-База до рудника Чуя составляло 180 км. Проведя простые расчеты мы получим примерно такой результат — на дорогу от Мама-База до Горной Чуи, при самых благоприятных условиях, потребуется одна неделя.

Прямое воздушное сообщение давало расстояние чуть более ста километров. Для самолетов ПО-2 и П-5, это менее одного полетного часа. Самолет ПО- 2 брал до 200 кг полезной нагрузки. П-5 до 600 кг. Для сравнения — вьючная лошадь 60-80 кг.

Откроем книгу «Воздушная гавань Восточной Сибири».

« … в зимний период 1944-45 гг. с Чуи до Витима самолетами вывезено свыше 200 тонн слюды.

В декабре 1945 года было сформировано специальное авиазвено при одиннадцатом транспортном авиаотряде из четырех самолетов П-5, для вывоза слюды с Чуи и Мамы до Витима … .».

Простые расчеты показывают, зимой 44-45 года до Чуи было совершено несколько сотен полетов.

В зимний период самолеты садились на лед. Для регулярного авиационного сообщения нужен был сухопутный аэродром.

Ближайшая к рудничному поселку местность, подходящая для строительства взлетно-посадочной полосы, была в восьми километрах на другом берегу реки.

Посмотрим послевоенную историю Восточно-Сибирского Управления Гражданской Авиации. В ВСУ ГА входили: Иркутская и Читинская области, Бурятия.

Сразу после войны авиационный парк управления составлял 57 машин ЛИ-2, СИ-47, «Юнкерс-52», ПО-2, П-5.

Летный состав на половину из бывших военных летчиков.

- 10 сентября 1946 года начальником Восточно-Сибирского управления ГА назначен А.И. Беркутов.

- 18 декабря 1946 года, для развития воздушного транспорта Восточной Сибири, принято Постановление Иркутского областного Совета депутатов трудящихся и Бюро обкома ВКП(б), с намеченными следующими мерами:

1) – Обязать начальника ВСУ ГВФ т. Беркутова немедленно установить регулярные сообщения между районами, где имеются посадочные площадки, а с 15 февраля 1947 года с районами, где будут построены площадки, согласно настоящего постановления.

2) – Обязать т. Беркутова организовать строительство и расширение летных полей и сооружений, согласно приложения номер один. Председателям районов и секретарям райкомов Катангского, Казачинско-Ленского, Киренского, Усть-Кутского, Жигаловского, Ольхонского, Братского, Бодайбинского, Нижнеудинского, Тафаларского, Черемховского, обеспечить рабочей силой.

3) – Обязать управляющего трестом «Союзслюда» т. Михеева построить аэродромы со служебными и техническими помещениями в районах п. Мама, Чуя. т. Беркутову обеспечить строительство техническим руководством.

Постановление Иркутского областного Совета депутатов трудящихся и Бюро обкома ВКП(б) было выполнено.

По выполнению пункта 3 Постановления есть копия такого документа:

ПРИКАЗ № 216 по Мамскому Рудоуправлению, треста «СОЮЗСЛЮДА» от 24 ноября 1947 года.

В связи с окончанием строительства сухопутного аэродрома и сдачу его в эксплуатацию, … премирую ценными подарками следующих товарищей…

… список на 20 человек (среди ценных подарков — отрез на костюм, костюм, пальто, брюки)

Управляющий Мамского РУ Тюменцев.

Дату, когда построили взлетно-посадочную полосу на Чуе, найти не удалось. Вероятнее всего — в те же сроки. В те давние времена долгостроев не было.

Посмотрим послевоенную международную обстановку. Политические и военные отношения между бывшими союзниками охлаждаются и натягиваются. В марте 1946года Черчилль произнес свою знаменитую речь о Железном занавесе. Атомная дубина в арсенале Соединенных Штатов являлась весомым аргументом в любых политических спорах. Вторым весомым аргументом для несогласных являлся запрет на поставку им стратегического сырья, материалов и высокотехнологического оборудования. Для Советского Союза санкционный список начинается с урана, алмазов, слюды, вольфрама, … алюминия … и т.д. Всего сто наименований. Страна восстанавливала разрушенное войной народное хозяйство и вынуждена была создавать собственное ядерное оружие и средства его доставки.

Геологам была поставлена задача – найти необходимое сырье на территории страны. В помощь геологам выделяется авиация.

«Атомный проект» курирует лично Лаврентий Павлович Берия, министр Внутренних Дел страны, председатель Специального Комитета при ГКО, на который было возложено руководство по работе с ураном СССР.

По урану уже писали в «МГ», в феврале 2020 года, «Памятник в Таксимо»:

« … уран. Над Витимским нагорьем с 1946 года кружили самолеты, оснащенные счетчиками Гейгера. В августе 1948 года зафиксировали в горах Кодара, в труднодоступном месте, сильнейшую аномалию.

В сентябре туда добираются геологи, в октябре отправляют образцы радиоактивной руды Лаврентию Берия.

Ноябрь-декабрь продолжаются изыскания. 6 января Берия докладывает о месторождении Сталину. 15 января на подпись Сталину отправляется Постановление Совета Министров СССР № 172-52сс. (400 страниц текста).

Первую продукцию «Борлаг» дал в августе 1949 года. Кодарский уран сыграл свою роль на начальном этапе ядерного проекта.

С 2010 года, промышленная добыча урана проводится на месторождении «Хиагда». По месторождениям Джилинское и Родионовское идет геологическая доразведка …».

Предприятия, работающие на «атомный проект» находятся в ведении МВД СССР, среди них трест «Мамслюда» и Мамская Геологоразведочная Экспедиция.

В 1951 г. по решению МВД СССР, на Маме, в тресте «Мамслюда», проведено Всесоюзное совещание геологов слюдяной промышленности с привлечением научных работников академических и отраслевых институтов.

С докладами выступили главный геолог «Главслюды» МВД СССР Г. Г. Родионов, главный геолог треста «Сибгеолслюда» МВД СССР Н. Ф. Клековкин, руководитель различных тематический партий по изучению пегматитов Мамы М. А. Завалишин.

В книге «Годы и люди слюдяной Мамы» об этом совещании несколько иная информация.

Для обеспечения слюдоносного района рабочей силой, в 1946 году прибывает 186 рабочий батальон, сформированный в г. Бреслау из освобожденных военнопленных и угнанных в Германию, свыше 800 человек.

Для создания транспортной системы района, направлены два дорожно-строительных батальона ВЧ-2800, ВЧ-2878, Управления Дорожно-строительного корпуса МВД СССР. В 1953 году в Горную Чую пришла автомобильная дорога. Автодорога Луговка – Горная Чуя, протяженностью 102 километра, построена за три года, в условиях труднопроходимой горно-таежной местности, мари, вечная мерзлота, летом облака гнуса, зимой температура падала до — 60 градусов. В народе дорогу назвали просто – «солдатской». Солдатами построена телефонная линия Луговка – Слюдянка-Согдиондон-Горная Чуя.

На одной из фотографий Чуйского аэропорта, датированной 1952 годом, два самолета ПО-2. На борту надпись «Геологоразведка» и бортовой номер с индексом «Г». В то время автодорога еще не дошла до Горной Чуи и воздушный мост был основной транспортной артерией.

При Восточно-Сибирском Геологическом Управлении в 1946 году создается Аэрологическая Экспедиция, под руководством Никифорова. Аэрологическая экспедиция работает с Восточно-Сибирским Управлением ГА. Вот откуда надпись на самолетах «Геологоразведка». Самолеты были бодайбинской авиаэскадрильи, Киренского авиаотряда. Летали в основном на Чую, а также до Витима, Бодайбо, Киренска. Для отдаленных партий и отрядов работали на «сброс», сбрасывали мешки с продовольствием и фуражом.

В 1950 году, мой отец, Василий Иванович Сильченко, построил по улице Советской дом, большой по меркам того времени. Родители рассказывали , что зимой у нас часто ночевали знакомые с Горной Чуи, Согдиондона, Луговки, бывало, лежали на полу вповалку, невозможно пройти. Начальник Экспедиции Михаил Карпович Грозин просил отца: — «… Василий Иванович возьми на зиму геолога…».

Зимой 1951-52 года у нас жили четыре летчика.

Предлагаю читателям воспоминания штурмана Абрама Наумовича Файтельсон. В те времена он был штурманом Киренского авиаотряда. Не исключено, что прокладывал маршруты и в наших краях. По служебной лестнице поднялся до Главного штурмана ВСУ ГА.

Поиск алмазов с помощью самолета.

В начале 50-х годов приступила к работе Амакинская геологоразведочная экспедиция. Ее целью было найти промышленное содержание алмазов в бассейне реки Вилюй на юго-западе Якутии.

Это был глухой таежный угол. Маленькие населенные пункты были в сотнях километров друг от друга. Очень редко встречались охотничьи зимовья. Партии геологов располагались на значительном расстоянии. Поэтому требовалось авиационное обеспечение экспедиции.

Тогда эта территория была совершенно не изучена с точки зрения авиации: карты полетов имели только координатную сетку, реки обозначены пунктиром, рельеф не указан.

Задание поручили Восточно-Сибирскому управлению гражданской авиации несмотря на то, что территория относилась к Якутии. Якутский авиаотряд находился в полутора тысячах километров от экспедиции, а Киренский — всего в тысяче.

В конце лета 1951 года из Иркутска Киренскому авиаотряду пришел приказ направить самолет По-2 в распоряжении экспедиции. Для проведения работ был подготовлен экипаж в составе командира Василия Акимова, меня старшего штурмана и техника Иннокентия Возовикова.

Экипажу были предоставлены самые широкие полномочия. Акимов мог принимать решение на полет по реальной обстановке, летать без связи и метеопрогнозов. В мои задачи входило штурманское обеспечение полетов, составление инструкций на обнаруженные и пригодные для полетов посадочные площадки вблизи геологических партий, аэролоцию по всему району. Возовиков должен был самостоятельно определять возможность использования бензина, который находился в партиях, для заправки самолета, обслуживать самолет, выдавая заключение о технической исправности самолета и мотора. После окончания полетов мы должны были дать предварительное заключение о возможности производства полетов в целях геологической экспедиции.

Мы вылетели на По-2Л. Через Преображенку, повернули на Верхнюю Чону. Сейчас там крупнейшее месторождение нефти и газа. (Проявления нефти мы замечали еще раньше в виде пятен на поверхности реки, о чем рассказывали геологам. Говорили им и о соленой питьевой воде из рек. Потом там нашли месторождение калийной соли). Долетели до Крестей, где располагалась основная база Амакинской экспедиции.

Работали следующим образом. Вылетали утром, находили расположение партий, около них садились на отмели. Я заходил в <камералки>, копировал на свою карту маршруты геологов с нанесенными речками, горами, расспрашивал геологов о ближайших площадках, пригодных для посадок самолетов. На этих площадках составляли кроки местности, а вместе с Акимовым — предварительную инструкцию по производству полетов. Возовиков смотрел в бочках бензин, заливал в бак и опробовал мотор. Так мы побывали во всех геологических партиях. Летали до населенного пункта Оленек у Полярного круга. Познакомились со всеми начальниками партий, ставшими вскоре лауреатами Ленинской премии за открытие месторождений алмазов.

Выполнение задания мы закончили в октябре. На базе в Киренске составили предварительные документы, написали заключение о возможности обеспечения геологов нашими самолетами. Документы отправили в Иркутск, а оттуда в Москву.

Я начал подготовку карт местности, приступил к изучению района с пилотами. Но якуты спохватились: поняли, что отдают перспективный участок, и согласились создать авиаотряд МВЛ и СП в Нюрбе на реке Вилюй.

Василий Акимов возглавил Якутский авиаотряд МВЛ и СП. А потом стал командиром Нюрбинского авиаотряда. Он был предан маленькой авиации и вертолетам. Это была его стихия.

Отложим воспоминания штурмана в сторону. Снова откроем книгу «Воздушная гавань Восточной Сибири».

« … в открытии многих месторождений, уточнении запасов меди, бокситов, золота, олова, урана, молибдена, титана, вольфрама и других полезных ископаемых, а также нефти и газа большая роль принадлежала штурманам …».

Ряд пилотов и штурманов Восточно-Сибирского Управления ГА были награждены знаком «Отличник разведки недр».

Геологи поставленную задачу выполнили — разведали необходимые сырьевые запасы и передали эстафету шахтерам и горнякам.

Уважаемые ветераны Мамской Геологии!

Историко-краеведческое объединение поздравляет Вас с Днем Геолога!

Вы внесли большой вклад в историю района.

Доброго Вам здоровья!

Март 2021 г В. Сильченко.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

51