Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

14.12.2021 10:39 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93 от 14.12.2021 г.

Легендарному «Лензолото» - 100 лет!

Автор: В.В. Сильченко

1 декабря 2021 года исполнилось 100 лет с начала деятельности «Лензолото», одного из старейших и известных в России и во всем мире предприятий, издавна ведущего добычу россыпного золота на территории знаменитого Ленского (Бодайбинского) золотопромышленного района, в котором 175 лет назад, в 1846 году, в верховье р.Хомолхо поисковой партией К.П.Трапезникова под руководством П.Г.Корнилова были открыты первые золотые россыпи. У этого предприятия интересная и неповторимая история развития, которая началась в 1921 году, когда по решению Правительства было организовано Государственное Ленское золотопромышленное объединение «Лензолото». В состав предприятия были переданы все прииски, находившиеся на территории Витимского и Ленского горных округов, а также Бодайбинская железная дорога, «Ленско-Витимское пароходство», 9 электростанций, кожевенный завод на прииске Утесистом, лесозаготовки по Витиму и т.д.

1 декабря 1921 года председателем правления «Лензолото» был назначен А.И.Игнатьев, а главноуправляющим – Ю.К.Краукле, который летом 1922 года приехал в район. В то время рабочие продолжали восстанавливать оставленное бывшими хозяевами (после национализации в 1920 г.) приисковое хозяйство. Основные работы выполнялись на приисках Феодосиевского и Нижнего управления. В 1922 году было добыто 2869 кг химически чистого золота, т.е. в 7 раз больше, чем в предыдущем году. Но специалистов не хватало, были трудности с продовольствием, лесоматериалами, поэтому организовать золотодобычу на всех объектах, оставленных их бывшими владельцами, объединению было не под силу.

В связи с производственными трудностями, в мае 1923 года Правительством было принято решение: оставить «Лензолото» только прииски, расположенные в бассейне р. Бодайбо и Светловского управления, а остальные золотоносные площади стали сдаваться в аренду. Объединение было реорганизовано в трест «Лензолото». Председателем правления был назначен Я.С.Щербинин.

Добыча металла постепенно увеличивалась и в 1925 году достигла 7255 кг х/ч золота (данные Н.Н.Мунгалова). Но это было почти в два раза меньше, чем в наилучшем по результатам 1915 году, а молодому, первому в мире Советскому государству очень нужно было золото, чтобы укреплять армию, закупать необходимое оборудование и технику для заводов и фабрик, строить новые школы, больницы и клубы. Для Ленских приисков требовались драги (стоимость одной около 3 млн. руб.), экскаваторы, новое шахтное оборудование и т.д. Поэтому Правительство страны приняло решение отдать большинство приисков «Лензолото» в концессионное пользование сроком на 30 лет английскому обществу «Лена Голдфилдс Лимитед». В ноябре 1925 года состоялась передача приисков. Концессионеры развернули активную деятельность по техническому переоснащению приискового хозяйства. Они завезли из Америки первую в Бодайбинском районе электрическую драгу №1 (№ 61), которая была запущена в мае 1929 года на прииске Васильевском и стала крупнейшей в стране. Для ее снабжения электроэнергией, на пр.Красноармейском (в 1928 г.) была построена ГЭС №4. Также были завезены два новых паровоза для БЖД (в 1927г.)

По условиям договора концессионеры обязаны были увеличить золотодобычу и усилить подготовительные и геологоразведочные работы, но общество «Лена» практически не занималось наращиванием запасов, а отработка ранее подготовленных велась на наиболее богатых участках. Это привело к тому, что в первые два года работы золотодобыча (7255 кг и 8801 кг) была почти в два раза больше планового задания, но затем, в связи с истощением запасов, уровень добычи металла значительно понизился (1927 г. — 6573 кг, 1928 г. — 2868 кг, 1929 г. – 1169 кг), что привело к убыточности производства. Уже в 1926 году началось сокращение рабочих и служащих, затем — передача приисков старателям, а в мае 1930 года концессионеры прекратили свою деятельность в районе. В августе того года «Лензолото» перешло в ведение Госбанка СССС.

1 января 1932 года был организован Государственный Всесоюзный золотопромышленный трест «Лензолото». Его первым управляющим был назначен Петр Августович Этко (вскоре его сменил А.И.Ганин). С того времени предприятие стало планомерно и успешно развиваться. В составе треста было организовано геологоразведочное управление, работу которого возглавил опытный геолог А.Минеев. Работы проводились в двух направлениях: доразведка известных россыпей и поиски новых месторождений золота. Уже к 1935 году были выявлены новые крупные запасы золота на реках: Б. Догалдын, Бодайбо, Б.Чанчик, Правый Догалдын, Б.Тунгуска. Была найдена самая богатая и крупная в районе Стахановская терраса на реке Б.Чанчик. Эти открытия способствовали значительному увеличению добычи золота во второй пятилетке.

В 1934 году проводилось техническое переоснащение многих шахт, а в следующем году на Ленских приисках началось активное стахановское движение. Больших успехов в труде добились забойщики-стахановцы: И.К.Паршуков, Н.Е. Веселов, И.М. Карпухин, С.Г. Пузыренко, П.А. Клецкий, М.М. Миндубаев, А.Е. Рогов, В.К. Харитонов, И.Г. Романов, А.П. Нефедов, В.А. Ожгибцев, В.И. Лбов, Я.Д. Мещеров, А.А. Окунев, П.Г. Гапеев, М.П. Парфентьев, И.П. Анисимов, А.П. Антонов, С.Е.Алексеев и мн. др.

В то время начался монтаж драги № 2 (№ 62). В связи с тем, что в районе не хватало электроэнергии, было принято решение о строительстве Мамаканской ТЭС, которое было начато в июне 1934 года, а в ноябре 1936 года была запущена в эксплуатацию первая турбина электростанции. Через полгода на знаменитой р. Бодайбо начала работать первая советская драга № 2 (№ 62). В 1940 году она дала за сезон два годовых плана (начальник драги А.Д.Чугунов, драгеры П.А. Кирюхин, А.И. Тудвасов). В 1939 году ленские горняки добыли около 30% всего золота в стране, т.е. добились дореволюционных передовых результатов рабочих Золотой Лены.

В 1930-е годы, несмотря на собственные трудности, трест «Лензолото» выделял значительные средства для развития г. Бодайбо и района. В 1933 году был открыт городской стадион, оборудованы спортивные площадки на приисках. В 1938 году построили Дом отдыха для горняков, где летом отдыхали школьники (будущий п/л «Звездочка»). Открывались новые школы, ясли и д/сады, больницы и медпункты, клубы и библиотеки, строилось жилье, составлялся грандиозный план развития района на 1941-52 годы. Намечалась коренная реконструкция Ленских приисков на основе новейших достижений современной техники.

Внезапно начавшаяся война изменила жизнь каждого советского человека и многие планы на будущее. Вся страна в то время работала на нужды фронта, для Победы. В Бодайбинском районе вместо ушедших на фронт мужчин, в шахты, на гидравлики, лесозаготовки, на БЖД, пришли работать женщины, пенсионеры, подростки. Многие мальчишки в то время бросили школу и ушли на производство, а некоторые – на войну. В шахтах развернулось движение за выполнение нормы на 150-200 %. Многие горняки тогда стали двухсотниками. Большинство тружеников в те годы действовали по правилу: не уходить из шахты, цеха, до тех пор, пока не выполнено дневное фронтовое задание. Горняки знали, что чем больше золота они дадут, тем больше в стране будет самолетов, танков, пушек. Самоотверженно трудились шахтеры: А.М. Попов, А.И. Бурухин, Г.М. Негрозов, Е.А. Сверкунов, Т.А. Кузнецова, П.С. Наумов, М. Кочур, Н.С. Паршина, Н.Ф. Овсянников, Ф.М. Грачев, С.И. Иванов, К.И. Тавескин, Л. Лебедева, А.У. Гирин, Г.П. Подкорытов, М.Х. Башурова, М.Д. Шутова, З.Ф. Смирнова, бурщики: С.С. Гурбан, П.Д. Фомин, И.С. Ларионов, труженики БЖД и механических мастерских: И.П. Фетисов, А.Е. Юдин, Е.И. Носков, П.И. Хоботов, Е.С. Земсков, С.А. Карих и многие другие. Успешно работали бригады горняков Г.Н. Шерстянникова, А.В. Насырова, А. Алеулова, А.П. Нилова, Ф. Коченова, П.С. Пояркина, И. Хороших, М. Бессонова и др.

В 1942 году была проложена железная дорога от прииска Артемовского до Хивинских шахт, в 1943 году – до прииска Серго (на р. Б. Догалдын), что позволило обеспечить доставку стройматериалов и других грузов на эти перспективные участки и продолжить горноподготовительные работы. В 1943 году, для обеспечения бесперебойной работы Мамаканской ТЭС (работала на дровах), в район впервые стали завозить уголь из Якутии. В те годы руководил работой треста И.Д. Сарафанников, а с 1943 года – Е.П. Загайнов.

Продолжали уходить на фронт труженики «Лензолото», специалистов не хватало, уровень золотодобычи падал, а стране нужно было больше золота от ленских шахтеров. В марте 1944 года управляющим треста был назначен опытный руководитель Юрий Вениаминович Чугуев, которому удалось повысить многие показатели работы предприятия и старательских артелей.

В том же году трест «Лензолото» выступил инициатором соревнования по досрочному выполнению Госплана сре

ди предприятий золотой промышленности и стал победителем. За эту трудовую победу трест был награжден Красным Знаменем Госкомитета обороны и Совета министров СССР. В декабре 1946 года за успешное выполнение плановых заданий Правительства и в связи со 100-летием Ленских золотых приисков, указом Президиума Верховного Совета СССР трест «Лензолото», первым из предприятий золотодобывающей промышленности, награжден орденом Ленина. За доблестный труд в годы войны 126 тружеников треста были награждены орденами и медалями. В их числе управляющий трестом Ю.В. Чугуев, забойщики П.С. Пояркин, А.М. Попов, С.Я. Васильев, главный инженер Ф.Г. Жердев, начальник шахты И.М. Карпухин, слесари Д.А. Саяпин, А.А. Гусев, бригадир забойщиков Г.Н. Шерстянников, механики М.И. Кусанов и А.К. Любимов, геологи Н.К. Тереза, В.В. Ковалевич и многие другие.

После войны, с 1946-1955 годы, в связи с нехваткой рабочих и острой необходимостью повышения золотодобычи для скорейшего восстановления разрушенного войной народного хозяйства, в Бодайбо и районе работали заключенные (трест «Лензолото» был передан в 1946 г. в МВД СССР). Они трудились в шахтах, на лесозаготовках, на строительстве промышленных и социально-культурных объектов: возводили новые цеха ЦРММ, здание треста «Лензолото», 3-этажную больницу, новое паровозное депо, хлебозавод и т.д. В те годы добыча золота проводилась на реках: М. Чанчик, Тахтыкан-Берикан (прииск Крутой), Б. Догалдын, Н. Аканак, Накатами, Бодайбо (Васильевская россыпь), Ново-Петровская терраса и др. После войны были усилены геологоразведочные работы, и вскоре, в 1950 году, были выявлены огромные запасы золота на р. Маракан. Здесь в сентябре 1969 года начала работать самая крупная в мире драга № 601 (емкость черпака 600 литров).

В январе 1959 года была организована Бодайбинская экспедиция, которую возглавил Л.П. Нечаев. Ее работники внесли значительный вклад в укрепление и восполнение россыпной минерально-сырьевой базы треста «Лензолото», а также в поиски и разведку рудных месторождений драгоценного металла. Успешно трудились специалисты: Б.И. Бурмистров, Л.Д. Корольков, В.М. Демин, А.Г. Валеев, М.Ф. Чепижная, В.Я. Губин, В.А. Лисий, В.Ф. Шапошников, В.Ф. Дубинин, А.Ф. Назарьев, Л.С. Кожевников, Н.С. Романченко, В.Я. Буримов, А.Г. Анищенко, В.Н. Шипунов, Е.И. Тищенко, Г.И. Коптев, Н.П. Попов, В.К. Черепанов, Б.К. Никитин, Ф.А. Воропаев, И.К. Агарев, Е.Н. Касьянов, В.А. Воронов и многие другие. Огромной заслугой коллектива стало исследование в 1960-70-е годы Сухоложского месторождения рудного золота, но его промышленная разработка постоянно откладывалась.

Еще до войны были начаты подготовительные работы для строительства драги № 3 (№ 63), продолжить их удалось с помощью специалистов организованного в 1948 году в г. Усолье-Сибирском треста «Драгстроймонтаж». В 1955 году дражный флот «Лензолото» состоял из 5 крупных драг (№ 61, № 62, № 63, № 65, № 105) и 4 мелких (50-литровых), которые добыли около тонны золота. В июне 1959 года в г. Бодайбо было организовано СМУ-3 треста «Драгстроймонтаж», специалисты которого продолжили монтаж драг и приступили к строительству производственных и социально-культурных объектов в городе и районе.

В 1955 году действовало 9 гидравлик, но основная часть полученного золота (около 4,7 т) была добыта подземным способом. В то время в тресте работали около 14 тысяч рабочих. Отлично трудились забойные бригады под руководством В.И. Лаптева, А.Ф. Назарова, С.А. Громатского, А.К. Бреккеля, А.И. Черепанова, А.И. Кавелошвили, В.Я. Горбунова, В. Примак, Ю.В. Гейна, Е.Г. Расторгуева и многие другие, добывая тяжелым трудом необходимый для страны металл. Многие из них были награждены орденами Ленина – высшей наградой страны: А.Н. Матыцын, А.С. Доронин, В.В. Перетолчин, И.С. Шамовцев, Л.С. Мажерин, В.Е. Захаров, В.В. Литвинов, М.М. Наумов, Т.Д. Соколов, М.И. Новоселов, С.Ф. Булукин, Ф.С. Вельгус, В.И. Рогов, П.Н. Славщик, С.А. Громатский, К.М. Атрощенко, Ф.М. Чеботарев, С.Я. Васильев, К.А. Шишкоедов и многие другие. В 1961 году начальнику драги № 116 Верхотурову Григорию Дмитриевичу за многолетнюю и успешную работу, первому в Бодайбинском районе, было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а управляющий трестом М.А. Лукинский был награжден орденом Ленина.

Благодаря проводившемуся техническому перевооружению предприятия, с 1950-х годов на Ленских приисках начался быстрый рост уровня механизации труда горняков: 1950 г. – 7%, 1955 – 24%, 1965 — 60%, 1970 – 90,6%. Летом 1953-54 гг., впервые в районе, трестом были начаты экскаваторные работы. В 1958 году на р. Правый Догалдын, впервые в стране, золотодобыча проводилась с использованием экскаваторов (руководитель Б.А.Бланков). Промывка осуществлялась с помощью промприборов. По стоимости открытый способ добычи оказался почти в два раза дешевле, чем подземный. В 1940-50 гг. наилучший результат по золотодобыче предприятия был получен в 1952 году – 8561 кг, а в основном составлял 6-8 тонн х/ч золота.

В 1960-е годы строители СМУ-3 треста «Драгстроймонтаж» вели активное строительство дражного флота, для которого требовалось много электроэнергии, поэтому в декабре 1956 года начались подготовительные работы для возведения Мамаканской ГЭС. Первая ее турбина дала ток в декабре 1961 года. К 1972 году было построено 18 крупных драг. Дражный флот комбината «Лензолото» был в то время самым мощным в СССР. На знаменитой реке Бодайбо работали 8 плавающих фабрик: № 61, № 62, № 63, № 65, № 115, № 116, №118, № 133. Могучие драги помогали горнякам добывать валютный металл на реках: Маракан, Ныгри, Бульбухта, Угахан, Вача, Хомолхо, Б. Чанчик и др. Значительный вклад в монтаж драг внесли строители: П.И. Шепелев, Л.А. Жужнев, В.Е. Шварев, А.Ф. Захарченко, Ю.Т. Игнатов, Ю.А. Людоцай, А.М. Попов, Г.В. Рождественский, В.В. Родин, А.С. Лисицкий, А.Н. Создаев, Ю.Т. Жарких, А.И. Барихин, А.А. Черемисин, А.С. Баженов, В.Д. Гарусов, Ю.П. Салынов, В.А. Лебедев, С.М. Слепнев, А.И. Анисимов, А.М. Глушков и многие другие. Успешно руководили строителями С.И. Янанаки, К.Н. Анельгольм, О.Ф. Жоров, В.М. Унжаков. В те годы государство и предприятие «Лензолото» выделяли значительные средства для улучшения жизни золотодобытчиков. Был построен самый красивый и благоустроенный пос.Маракан, в городе и на приисках появились новые школы, д/сады, магазины, клубы, больницы, столовые, благоустроенное жилье и т.д.

Работники «Лензолото» успешно осваивали новые драги. Особенно славились своей слаженной и плодотворной работой дражные бригады под руководством К.В. Литовченко, А.И. Кудряшова, Г.А. Высоцкого, Г.Н. Небудчикова, Б.С. Игнатьева, В.А. Балаева, Н.А. Долгова, В.Ф. Жукова, Л.В. Солодухина, З.А. Фирстова, Ф.В. Бочарова, В.С. Суворова, А.В. Лошкарева, А.Н. Попова, И.В. Шилова, Н.И. Бурцева, В.И. Корнеева, Н.В. Ждановских, И.Т. Винокулова, В.С. Рыженко и др. Драгеры Г.В. Ягунов, Г.А. Высоцкий и Л.В. Солодухин были награждены орденами Ленина. Драгер Ф.В. Бочаров в 1966 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

7 ноября 1967 года торжественно отметили бодайбинцы 50-летие Великого Октября. К этой юбилейной дате были подведены итоги работы доблестных тружеников «Лензолото». С 1950 года 17 раз коллектив выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании (поквартально), 858 тружеников предприятия награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе орденом Ленина – 194 человека, орденом Трудового Красного Знамени – 216 (по сведениям Н.К.Терезы). Старейший шахтер Золотой Лены – Архип Михайлович Попов дважды был награжден орденом Ленина. По итогам соцсоревнования, в 1967 году драга № 116 была признана лучшей в СССР (нач. драги Г.Д. Верхотуров). В 1967 году за высокие трудовые достижения коллектив треста «Лензолото» был награжден Юбилейным Памятным Знаменем ЦК КПСС (управляющий трестом Г.А. Горбунов).

В декабре 1968 года трест был реорганизован в комбинат «Лензолото». В том же году за модернизацию и освоение новой техники предприятие награждено дипломом 3 степени ВДНХ СССР.

В феврале 1974 года за успешное выполнение государственного плана в 1973 году (по всем технико-экономическим показателям) коллектив комбината «Лензолото» был награжден почетным Красным знаменем ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС. Директор комбината, заслуженный рационализатор РСФСР М.Е. Зафесов и знаменитый бригадир шахтеров В.Л. Доросинский были удостоены орденов Ленина. В те годы также славились своей работой горнопроходческие бригады И.В. Шкепу, В.С. Цагараева, Ю.И. Невидимова, А.М. Задворнова, А.Т. Шаталова, Н.А. Карцева, Г.Н. Дзугкоева и др.

В 1970-е годы доля подземной золотодобычи, очень трудоемкой и дорогостоящей для предприятия, значительно уменьшилась (до 10% в 1971 г.), преобладающим стал дражный способ (в 1971 г. – более 70%), но в связи с ухудшением сырьевой базы предприятия, выполнение Госплана давалось нелегко. Для решения этой задачи в 1970-е гг. в составе «Лензолото» начали создаваться старательские артели: «Витим» (1974г.), «Лена» (1976), «Тайга» (1976), которые не только осуществляли золотодобычу в труднодоступных местах, но и многое сделали для развития города и района. В 1978 году каждая из артелей получила на своих участках более тонны золота. В 1981-85 гг. доля старательской золотодобычи, по сведениям геолога-краеведа Н.Н.Мунгалова, составила 49,2%. Дражный вид добычи, в связи с повторной разработкой полигонов, снизился до 39,4%, а подземный составил 10,1%. В 1970-80 гг. золотодобыча предприятия была 4-6 тонн, старатели в то время добывали 2-5 т х/ч золота.

В те годы на дражных полигонах стала внедряться новая технология добычи золота комплексом «экскаватор-драга». За её разработку и внедрение группа работников «Лензолото» была удостоена Государственной премии СССР в 1986 году: В.И. Куклин, В.Г. Кустов, В.А. Балаев, К.В. Беломестнов, В.А. Землин, С.Ф. Беликов, В.Г. Авлов и др.

В 1970-80-е годы значительный вклад в развитие предприятия внесли инженерно-технические работники комбината и руководители приисков, артелей, в числе которых В.С. Ивашкевич, М.И. Кусанов, В.И. Куклин, С.Ф. Беликов, М.В. Мещеряков, Н.К. Тереза, В.А. Дудинский, Н.Н. Мунгалов, Ю.Г. Кокузе, А.А. Славинский, Н.Р. Бродовиков, Э.П. Ладнов, Б.А. Бланков, Г.В. Романов, И.В. Якубович, Ю.Г. Кирсанов, В.Н. Киселев, Р.Х. Подобреева, В.Ф. Дейс, Г.И. Петухов, Т.С. Ивашкевич, Ю.В. Жарков, А.В. Знаменский, В.И. Вареников, В.А. Дмитриев, В.Г. Кустов. М.М. Шлыков, В. Землин, Н.К. Пологрудов, Т.П. Дорохова, О.М. Силин, Л.Г. Смолич, Г.К. Тимошенко, А.В. Сверкунов и многие другие.

В 1970-80гг. в «Лензолото» (в 1976 г. комбинат был реорганизован в производственное объединение – сокращенно ПО) значительные средства выделялись на строительство благоустроенного жилья в г. Бодайбо. С помощью подрядчика – специалистов ПМК-131 в городе было построено много 3-5 этажных домов, в которых поселились работники предприятия. С февраля 1982 года начала работать новая строительная организация, организованная объединением «Лензолото» — Ленская ПМК, которая внесла значимый вклад в строительство городских и районных объектов. Благодаря строителям ЛПМК появились 2-этажные благоустроенные дома в районе ул. П.Поручикова, а также промышленные и социально-культурные объекты.

В 1980 году по инициативе начальника «Лензолотодортранса» К.Н. Молчанова, одобренной директором ПО «Лензолото» М.Е. Зафесовым, началось строительство зимней дороги (пролаза) Бодайбо-Таксимо. В феврале 1982 года дорога начала действовать. Первыми совершили рейсы до Таксимо и обратно водители машин: В.Н. Шатуев, В.А. Красноруцкий, Ю.Ф. Татаринов, А.А. Белов. Благодаря новой трассе появилась возможность гораздо быстрее доставлять необходимые грузы с железнодорожной станции Таксимо и других городов (раньше водители ездили по льду Витима, Лены до Киренска, Усть-Кута, Иркутска). В середине 1980-х годов строительство дороги продолжили бамовцы, и в августе 1987 года был открыт проезд по автодороге Бодайбо-Таксимо. У бодайбинцев впервые появилась возможность добираться до Иркутска и в города западных и центральных регионов страны с помощью ж/д транспорта.

В 1985 году производственное объединение «Лензолото» (директор В.Д. Макаров, а с 1989 г. – В.Г. Авлов) приступило к предварительной работе по освоению месторождения рудного золота Сухой Лог. С этой целью была образована «Ленская золоторудная компания» — «ЛЗРК». Начались подготовительные работы к строительству Тельмамской ГЭС и золотоизвлекательной фабрики «Первенец». В 1985 году в г. Бодайбо были передислоцированы бамовские организации СМП-582, МО-44, МК-135. Они приступили к строительству автодороги Таксимо – Бодайбо, возводили собственное жилье и промышленную базу. Специалисты треста «Витимжилстрой» начали строить завод крупнопанельного домостроения «Мобиль», предназначавшийся для производства конструкций зданий для Бодайбо, нового города Вачинска и других населенных пунктов. В 1987 году началось строительство моста через р. Витим. Его возводили специалисты Мостоотряда-44 треста «Мостострой-9». Проводилась линия электропередачи Таксимо-Мамакан, связавшая в марте 1989 года золотопромышленный район с энергосистемой Иркутской области.

У предприятия «Лензолото» и всего Бодайбинского района открылись широкие перспективы для развития, но кардинальные перемены, произошедшие в стране и вызвавшие прекращение финансирования строительства объектов Сухоложского комплекса, привели в середине 1990-х гг. к кризисной ситуации в «Лензолото» (в 1992 г. — акционирование предприятия). Преодолеть ее удалось с помощью проведенной в 1996 году реструктуризации АО «Лензолото» (директор В.С. Кочетков), в результате которой были организованы новые закрытые акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежал АО «Лензолото». В их числе ЗАО «Маракан», ЗАО «Светлый», ЗАО «Дальняя Тайга», ЗАО «Ленсиб», ЗАО «Надеждинское» и др. Со следующего года начался период восстановления стабильного финансового положения предприятия «Лензолото», а значит и улучшения экономической ситуации в городе и районе. В январе 1998 года Центральные ремонтно-механические мастерские были реорганизованы в ООО «ЛенРЭМ», что позволило этому предприятию тоже выйти из кризиса. Также облегчила ситуацию в АО «Лензолото» передача объектов инфраструктуры, находящихся на содержании предприятия, на баланс муниципальных учреждений и бюджетных организаций г.Бодайбо и района.

В сложный период, в 1995 году, было и радостное событие для работников АО «Лензолото» и «ЛЗРК»: осенью состоялась первая плавка на ГОКе «Первенец» (директор А. Киселев). Ее выполнили специалисты Юрий Шумилов и Александр Абзалов. Но вскоре ГОК пришлось временно закрыть из-за технологических недоработок.

В 1997 году АОЗТ «Лензолото» (акционерное общество закрытого типа) решением внеочередного собрания акционеров было преобразовано в открытое акционерное общество ОАО «Лензолото». Для преодоления сложной ситуации на предприятии большое внимание было уделено организации золотодобычи на богатейшем Мараканском месторождении. В связи с недостатком средств для восстановления после аварии драги № 601, здесь начался монтаж 133-й плавучей фабрики, перевезенной с реки Б. Чанчик. Эта драга, вновь смонтированная и модернизированная, ставшая одной из крупнейших в стране, начала работать в августе 2001 года. В 2003 году за развитие предприятия и трудовые успехи директор ЗАО «Маракан» В.Ф. Константинов и ветеран производства, машинист экскаватора В.А.Дедиков были награждены медалями «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

В 2000 году дочерними предприятиями было добыто около 8 тонн золота, а в 2003 году «Лензолото» было третьим в стране по результатам золотодобычи. В том же году, осенью, несмотря на уверенное развитие предприятия, по инициативе губернатора Б.А. Говорина, государственный пакет акций «Лензолото» был продан золотодобывающей компании «Полюс», одной из крупнейших в России.

К 2008 году золотодобывающая компания (ЗДК) «Лензолото» (директор В.Ф. Константинов) стала одним из крупнейших предприятий, стабильно добывающих россыпное золото не только в России, но и в мире (ежегодно – более 5-7 тонн). В то время преобладающим стал открытый способ добычи – 75,3%, дражный составлял 23,4%, а подземный – 1,3%, на предприятии работало более трех тысяч человек. В 2008 году на россыпных месторождениях вели добычу золота 9 драг (остальные были списаны «по возрасту», из-за аварий и отработки полигонов), а также 24 шагающих экскаватора, около 170 бульдозеров и много другой техники. В отработке одновременно находились более 40 объектов.

В 2000-е годы большое внимание стало уделяться добыче мелкого и тонкого золота. С этой целью проводилась реконструкция обогатительных узлов драг и промприборов. В апреле 2009 года, впервые в районе, на драге № 134 ЗАО «Светлый», работающей на р.Ныгри, была проведена замена шлюзовой технологии обогатительного узла на отсадочную, что способствовало увеличению золотодобычи.

В 2008 году «Лензолото» имело около 84 тонн разведанных запасов россыпного золота. Также были подготовлены к промышленному освоению рудные месторождения: Западное, Медвежье, Чертово корыто, участок Смежный, Вернинское, на котором в 2009 году началось строительство ГОКа. В декабре 2011 года, в год 90-летия «Лензолото», был запущен ГОК «Вернинский» – огромный успех для предприятия и очень ценный подарок к юбилею. В том году в районе было добыто рекордное количество золота за весь советский и последующий периоды — 16702,2 кг драгоценного металла, в том числе россыпного – 11429,8 кг и рудного – 5272,4 кг. Лидер золотодобычи — ЗАО «ЗДК «Лензолото».

В юбилейном 2011 году СМИ не раз писали о том, что предприятие «Лензолото» сохранило добрые традиции прежних времен. Здесь уважают и чествуют профессионалов и доблестных тружеников, лучшим присуждают соответствующие звания. В 2006-2011 гг. звания «Лучший руководитель» были удостоены: В.Ф. Константинов, Н.М. Дорохов, Н.Ф. Слепнев, М.В. Константинов, А.Б. Немакин, А.В. Куклин, В.Н. Хлызов, А.Н. Месеткин. Лучшими специалистами были признаны: С.Г. Тютрин, А.В. Егоров, В.Ю. Кузнецов, Ю.Н. Пузырев, В.И. Рожин, Б.И. Макаров, С.В. Ковалев, С.А. Ряховских, В.П. Игнатьева, Н.С. Егоров, А.А. Макаров, Н.В. Никонов, В.К. Евсеев, В.А. Данилов, А.Н. Лашин. За высокие результаты в труде звание «Лучший рабочий» было присвоено В.А. Дулину, В.С. Онучину, В.П. Никонову, К.М. Аляветдинову, А.С. Курбатову, А.В. Лузянину, В.Н. Малырову, Ю.П. Ошеко, К.Р. Журович, В.Д. Землянскому, А.В. Болтовнину, С.В. Грязнову, Л.С. Якимову, Ю.Е. Никитенко, Ю.С. Иванченко, В.В. Костину и другим.

В 2012 году в ЗАО «ЗДК «Лензолото» стабильно работали ЗАО «Светлый» (директор А.Б. Бланков), «Севзото» (А.Б. Немакин), ЗАО «Ленсиб» (Н.Ф. Слепнев), ООО «ЛенРЭМ» (В.Н. Хлызов), ЗАО «Маракан» (М.В. Константинов), ЗАО «Дальняя Тайга» (А.В. Куклин), ОАО «Первенец» (А.Н. Калашников), ООО «Новый Угахан» (Д.М. Шахалевич), ООО ЦПП «Лензолотопроект» (Ю.Ю. Воробей), а также другие предприятия на договорных началах. В 2011 году было добыто 6978 кг драгоценного металла, 418 кг из них – рудное золото. ЗАО «ЗДК «Лензолото» стабильно платило налоги государству, а также, в рамках социально-экономического партнерства, вносило значительный вклад в развитие г.Бодайбо и района. Благодаря помощи предприятия были достроены д/с № 2 «Золотинка», 5-этажный дом в пос.Балахнинском, проведены капитальные ремонты во многих школах и детских садах, построен 4-х квартирный дом для врачей в г. Бодайбо, построены спортплощадки на стадионе, выполнена реконструкция бассейна «Металлист», построена новая лыжная база и др.

В те годы в ЗАО «ЗДК «Лензолото», продолжая трудовую славу горняков Золотой Лены, успешно работали драгеры: Н.Г. Медведев, В.П. Иванов, Ю.В. Шашлов, О.В. Попов, Н.П. Борщев, С.А. Ларионов, Ю.Н. Крайнов, С.Л. Байдашев, машинисты экскаваторов: В.А. Дедиков, К.Р. Журович, А.М. Павловец, Н.А. Демченко, У. Гайнутдинов, В.Н. Сычевский, Ю.С. Иванченко, В.Д. Землянский, С.В. Ильчишин, С.В. Грязнов, Л.С. Якимов, С.А. Турищев, Ю.И. Басистый, Ю.С. Лукьянов, А.М. Нечеса, машинисты бульдозеров: А.С. Курбатов, Л.Г. Семенов, Ю.И. Кучеренко, Н.В. Грачев, В.Н. Малыров и другие. Высоких профессиональных результатов в труде добились специалисты: Ю.Н. Пузырев, И.Н. Чирков, В.М. Карагужев, А.Л. Якимов, Н.С. Каяк, В.А. Оскорков, В.В. Николайчук, С.В. Коваленко, В.Ю. Кузнецов, М.В. Рыбка, К.К. Литовченко, А.Ф. Шапаров, А.И. Куликовский, В.П. Галдасов, В.Е. Заводянский, А.Э. Колесник, В.П. Максимов, С.А. Ряховских, Г.А. Грыгорович, Е.М. Жигачева, З.И. Пунтусова, И.М. Боцорога, В.К. Евсеев, А.В. Потехин, И.С. Юмадилов, Е.В. Норенко, Б.М. Мельничук, С.А. Юмашев, В.В. Чугаевская, Р.А. Савиновских, О.А. Стерехов, Н.Н. Григорьев и многие другие.

ГОК «Вернинский» недолго работал в составе «Лензолото», т.к. был передан в ОАО «Первенец» (позднее переименован в «Полюс Вернинское»), ведущий разработку рудных месторождений. АО «ЗДК «Лензолото» (с декабря 2014 г. генеральный директор Семьянских Максим Александрович), продолжает вести традиционную золотодобычу россыпного золота – открытым раздельным и дражным способом. Дочерние предприятия оснащены мощной горной техникой: 7 крупных драг, 26 шагающих экскаваторов, 23 гусеничных экскаватора, 142 бульдозера, 148 карьерных автосамосвалов и др. Драга № 63 ведет добычу золота на р. Бодайбокан, 116-я драга – на р. Бодайбо, драги № 13, № 69, № 70 работают на полигонах Дальней Тайги, драга № 133 – на р. Маракан. В июле 2019 года в устье ключа Веселяевского (впадает в р. Маракан) была запущена драга № 11 – бывшая драга № 66 (емкость черпака 250 л), перевезенная с р. Хомолхо, где она отработала с 1964 по 2016 гг. Многие узлы и конструкции драги были модернизированы, установлено новое электрооборудование, драгу утеплили и полностью был изменён её внешний вид. Модернизированный черпающий аппарат драги теперь может добывать золото на глубине до 15 м ниже уреза воды. В 2021 году коллектив Мараканской драги № 133 (начальник драги и карьера Р.К. Журович), работающий совместно с экипажами ЭШ-15/90 № 59 и ЭШ-10/70 № 509, а также труженики драги № 11 (нач.драги М.А. Казанцев) совместно с экипажем ЭШ-10/70 № 460 успешно выполнили годовой план по добыче драгметалла.

В связи с ухудшением минерально-сырьевой базы и уменьшением среднего содержания золота (до 0,6 — 0,3 г/куб. м), с каждым годом всё тяжелее становится работа горняков: приходится добывать металл в глубоких карьерах, в котлованах с большой глубины. Чтобы выполнить план при низком содержании золота, дочерние предприятия увеличивают объём промывки песков, привлекая для их добычи сторонние организации. Благодаря этому, а также росту мировой цены на золото и техническим инновациям на предприятиях компании, её производственная деятельность является рентабельной. В 2019 году дочерние предприятия «Лензолото» добыли 4528,8 кг драгметалла, в 2020 г. немного меньше – 4454,8 кг, а в юбилейном году перевыполнили результат золотодобычи 2019 года.

Большую помощь компании оказывают геологи ООО «Ленгео» (с 2005 г. входит в состав «Полюса»), которые долгое время занимались рудными месторождениями, а сейчас ищут россыпи. К концу 2018 года они увеличили запасы драгметалла для «Лензолото» на 71 тонну, в том числе — месторождения на р. Хомолхо, Б. Догалдын, М. Патом, Правый Догалдын и др. Геологи утверждают, что золота в россыпных месторождениях района ещё много, поэтому у АО «ЗДК «Лензолото» есть хорошие перспективы для развития.

Несмотря на производственные трудности, «Лензолото», как и прежде, оказывает значительную помощь району. Ежегодно в рамках соглашений о социально-экономическом партнерстве, заключенных с администрацией г. Бодайбо и района, на благотворительную деятельность выделяются миллионы рублей. Средства направляются на ремонт социально-значимых объектов (больниц, школ, д/садов, стадиона «Труд» и др.) и улучшение их материально-технической базы. В период пандемии компания перечислила деньги для покупки медицинского оборудования, лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты, а также на ремонт помещения на 1 этаже районной больницы для установки в нем компьютерного томографа. В 2021 году АО «ЗДК «Лензолото» выделило средства на изготовление силами ООО «ЛенРЭМ» новых мемориальных плит (всего -122 плиты и на каждой — 33 фамилии с инициалами) для обновленного памятника Воинам-бодайбинцам, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Также в этом году «Лензолото» перечислило 14 млн. руб. на ремонт хирургического отделения Ивано-Матренинской больницы г. Иркутска, где лечатся дети со всей области, в том числе и из г. Бодайбо.

В дни юбилеев, как и у людей, так и у предприятий, принято подводить итоги деятельности. Объединение, трест, комбинат, ПО «Лензолото» внесло огромный вклад в развитие г. Бодайбо и района, Иркутской области и всего Советского Союза, и в настоящее время компания продолжает свою плодотворную деятельность. Сколько золота добыто для страны (непросто его подсчитать)! Сколько построено шахт, больниц, школ, д/садов, клубов, магазинов, жилых домов, километров дорог – тоже невозможно подсчитать! Сколько закуплено и перевезено на средства «Лензолото» продовольствия, промышленных товаров, угля, стройматериалов и других грузов для нужд района! Каждая семья в Бодайбинском районе так или иначе связана с этим легендарным предприятием: кто-то добывал драгметалл в шахтах «Лензолото», другой работал на Бодайбинской ж/д или в ЦРММ, третий строил для него драги или дома для тружеников предприятия, кто-то работает в компании в настоящее время и т.д. «Лензолото» было и остается градообразующим предприятием района, «Лензолото» — это наша история, это наша жизнь! Желаем этому замечательному, орденоносному и поистине нашему родному предприятию ещё долгих-долгих лет стабильной и плодотворной деятельности на благо района и всей России, удачи и успехов в осуществлении всех производственных планов и идей, новых богатых россыпных месторождений. Пусть удача всегда сопутствует легендарному «Лензолото» и его доблестным труженикам.

Л.И. Цюрина. Статья написана в 2012 г., дополнена в 2021 г. с помощью архивных документов и материалов, сведений из газеты «Ленский шахтер» за 1921-2012 гг., книг и статей Н.Н. Мунгалова, Н.К. Тереза и др., а также информации, предоставленной специалистами «Лензолото» и найденной на сайтах Интернета.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

20