Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

29.01.2021 08:29 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 28.01.2021 г.

Воспитание творческой самостоятельности детей в музыкальной школе

Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Однако организация самостоятельных занятий ученика дома и сегодня остаются «ахиллесовой пятой» процесса обучения. Не всегда труд, а тем более самостоятельная работа заинтересовывают ребенка. Но очень важно стремиться к тому, чтобы ребенок сам открывал для себя прекрасный язык музыки.

Некоторые родители излишне опекают или совершенно не следят за тем, чтобы создать дома тишину для ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте. Чтобы ребенок с удовольствием занимался дома самостоятельно необходимо создать благоприятные условия: побеспокоиться о том, чтобы дома был хороший музыкальный инструмент, организация интересной и содержательной жизни в семье, наличие записей с классической музыкой, нотная литература.

Отношение к труду, желание учиться, пытливость мысли обеспечивают успешное обучение музыке. В детстве для меня было примером трудолюбие родителей, их честное отношение к труду. Я всегда с благодарностью вспоминаю своих родителей, для которых было табу что-то у меня даже спрашивать, когда я занималась за инструментом. Важно не прерывать творческий процесс ребенка за инструментом, не отвлекать различными просьбами вроде: «сходи в магазин», «подмети пол», «почисти снег» и т.п. Для меня родители постоянно выписывали ноты почтой, музыкальные журналы. В моей домашней нотной библиотеке была и совсем не детская литература – полное собрание сочинений Ф. Шопена. И все это не лежало мертвым грузом, а хотелось все самостоятельно разучить и поиграть. А в дальнейшем эти ноты пригодились уже и для обучения моих учеников.

В наше время стало проще: можно через интернет скачать любую нотную литературу и запись классической музыки в любом исполнении. И здесь родители должны быть бдительны: научить своих детей отличать «зерна от плевел», когда те выходят в Интернет, не давать им мусорить свои головы интернетовским хламом. Необходимо с детства приучать ребенка к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы.

Самостоятельная работа учащихся – это часть учебного процесса, состоящая из работы непосредственно на самом уроке и домашней работы над выполнением заданий, полученных на уроке. Навыкам самостоятельной работы учатся на уроке, и любые задания для самостоятельной работы опираются на усвоенное ранее под руководством педагога. Именно в музыкальном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки самовыражения ребенка. Педагог развивает музыкальные способности, которые помогут ребенку стать личностью, научат мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Уже стало давней традицией проведение конкурса самостоятельно выученных музыкальных произведений в нашей школе. Эту идею проведения в виде конкурса самостоятельной работы учащихся привезла автор этих строк в далеких 70-х еще будучи студенткой Иркутского училища искусств. В то время, когда я училась на преподавателя фортепиано, такой конкурс проводился в училище заведующей фортепианного отделения Л.Н.Семенцовой (она воспитала знаменитого Дениса Мацуева). Так же проводился и конкурс этюдов. Эта идея подхватилась преподавателями фортепиано и в нашей школе, а в дальнейшем и народным отделением. Все хорошие начинания проходят испытание временем.

Конкурс самостоятельных работ, который был запланирован 28 марта прошлого года не состоялся из-за карантина. И вот в декабре ученики отделения фортепиано продемонстрировали уровень самостоятельной домашней работы, свои исполнительские навыки. Тематика конкурса была свободной. Кто-то выбрал классику, кто-то популярную мелодию, кто-то народную музыку.

Яркий шедевр вокальной миниатюры в переложении для фортепиано «Форель» Ф.Шуберта изящно, игриво и танцевально прозвучал в исполнении Софии Щербаковой (4 кл.). Юная исполнительница выразила характер этой песни, где композитор создал образ хрупкой беззащитной красоты, радостную игру быстрых форелей в ручье, гармонию человека и природы.

Соня Рубан (4кл.), на фортепиано передала красоту популярной народной неаполитанской песни «Санта Лючия», которую в свое время исполнял Робертино Лорети и Энрико Карузо.

Вероника Феоктистова (4 кл.), весело и живо, в характере вальса исполнила любимую многими учениками чешскую народную песню «Аннушка».

Егор Позолотин (5кл.), бодро и четко отобразил отважных и решительных игрушечных воинов в великолепном произведении П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

«Танец маленьких лебедей» из балета П.Чайковского «Лебединое озеро» заслужил необычайной любви и привлекательности у детей для самостоятельной работы. На этот раз эту музыку выбрала Тоня Доманюк (5 кл.), исполнив ее очаровательно и легко.

Уверенно и выразительно прозвучала «Детская пьеса» С.Майкапара у Кирилла Кометиани (5кл.). Звучание этой пьесы мастера детской фортепианной миниатюры напомнило о веселом летнем дождике, барабанящем по крыше.

Данила Демидова (7 кл.), привлекла внимание пьеса в джазовом стиле «Буги вуги» В.Мордасова. Он исполнил ее ритмично и зажигательно с танцевальной энергетикой.

Если бы на этом конкурсе был приз зрительских симпатий, то, наверное, он бы достался Аркадию Васькову (7кл.), проникновенно исполнившему душевную «Мелодию» из сериала «Долгая дорога в дюнах». Этот фильм имел оглушительный успех в 1981 году. Старшее поколение выросло на этом фильме и считает его любимым фильмом детства, в котором рассказано о трогательной любви двух людей, которые пронесли свое чувство через все трудности и горести военных и послевоенных лет.

Хотя конкурс был для учащихся 3-8 классов, в нем приняли достойное участие и ученики 2 класса – Сергей Костюк и Даша Халейка. В их исполнении успешно прозвучали фрагмент из знаменитого произведения Л.Бетховена «Элизе» и детская миниатюра Б.Кравченко «Упрямый козлик».

Жюри конкурса по достоинству оценило самостоятельную работу учащихся. Призы получили все выступившие. Награды распределились следующим образом:

Класс преподавателя И.Д.Скалиуш: лауреаты 1 степени — София Щербакова, Егор Позолотин; лауреаты 2 степени –Кирилл Кометиани, Тоня Доманюк, Данил Демидов, Аркадий Васьков.

Класс преподавателя Крохта Е.В.: лауреат 1 степени — Соня Рубан; лауреат 3 степени –Вероника Феоктистова; грамоты за участие – Сергей Костюк, Даша Халейка.

Этот конкурс явился хорошим стимулом для начинающих музыкантов.

Зав. отделения

фортепиано ДМШ

И.Д.Скалиуш

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11