Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

24.07.2020 09:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 56 от 24.07.2020 г.

Первая «Ласточка»

В архиве В. В. Сильченко хранилась ксерокопия фотографии, сделанная со снимка из Мамского краеведческого музея. Этот снимок был предоставлен ему О. А. Шатовой для статьи «Мамский гидропорт». Узнаваемые скалы на противоположном берегу Витима, лёд, люди, олени и… самолёт, явно один из первых, побывавших на мамской земле (здесь получилось, что на льду). Кто-то из местных жителей щёлкнул затвором фотоаппарата, и остался снимок, старинный и ценный. Но никаких данных о времени посадки, экипаже, причинах прилёта не было. По итогам рассмотрения снимка и рассуждений мы пришли к выводу, что это начало 30-х годов прошлого столетия. Казалось, за давностью лет уже никогда не получится узнать дату и подробности этого события.

Но история этого снимка получила неожиданное продолжение. В октябре прошлого года наш район посетил директор музея истории Иркутского аэропорта, журналист Андрей Леонидович Коршунов, о чём 18 октября 2019 г. в № 79 написала районная газета «Мамский горняк». Вечером, накануне отлёта нашего гостя, мы с ним встретились, познакомились, прогулялись по вечернему посёлку, посетили местный храм и поговорили о районе, посёлке, нашей истории и природе, географии и многом другом. В числе прочего я рассказал ему об уникальном природном явлении в районе – скале-собаке, что находится на Кочектинском перевале трассы Луговский-Согдиондон. Андрей Леонидович заинтересовался этим фактом, и мы договорились, что при посещении Иркутска я передам ему подборку фотографий скалы-собаки в электронном виде, которая имелась в моём архиве, а также другие интересные фото.

И вот в марте текущего года, собираясь в командировку в Иркутск, готовлю «флешку». Просматривая свой архив, вспоминаю о старой фотографии с «древним» самолётом. Подумал, что она могла бы заинтересовать музей истории Иркутского аэропорта, тем более это было в самом начале полётов на север области.

Перед прилётом в Иркутск созваниваюсь с Андреем Леонидовичем, договариваемся, что он будет меня ждать в музее сразу после прилёта. После посадки, раздав посылки, иду в музей, благо он находится метрах в 300 от здания аэропорта, по адресу ул. Ширямова, 13. Встретились, поздоровались, приступаем к просмотру привезённого материала. Посмотрев фотографию с самолётом, Андрей Леонидович сразу заявляет, что самолёт – «Юнкерс-13» и эта фотография 1929 года, определив дату по бортовому номеру – R-RDAA. Как так? В подтверждение своих слов он находит и дарит экземпляр газеты «Иркутское небо» № 4 за август 2017 г., где в статье «Самолёт – первооткрыватель сибирских трасс» сказано, что самолёт со снимка построен в 1923 г. в Германии, в СССР прибыл в следующем году, где получил новое имя «Моссовет» и бортовой номер R-RDAA. В Бодайбо он совершил первый почтово-пассажирский рейс 10 августа 1928 г., и в мае 1929 г. вновь стал первопроходцем – пилот Лялин и авиатехник Карасёв, при помощи специального оборудования, установленного на самолёт, впервые в СССР произвели авиахимработы, обработав в районе Южного Байкала участок кедровой тайги, поражённой сибирским шелкопрядом. Но тогда самолёт работал уже под новым бортовым номером – URSS-145. Следовательно, самолёт со снимка побывал в нашем районе зимой 1928-1929 годов. Ну что же, уже кое-что. Но подробности его прилёта так и неизвестны. Обращаюсь к Андрею Леонидовичу с просьбой, что если появятся у него какие-нибудь данные по нашему району, аэропорту, поделиться с нами. Согласие получено, на том и расстаёмся.

На следующий день звонок: «Александр Анатольевич, приезжайте, есть интересная информация по фотографии с самолётом». Срочно приезжаю в музей, Андрей Леонидович встречает меня и сообщает, что нашёл книгу И. П. Дюбурга «В небе и на земле» и отсканировал страницы, в которых говорится про тот полёт.

А теперь передадим слово участникам тех событий (выдержки из вышеупомянутой книги):

«После открытия летней навигации Иркутских северных гидролиний (10 августа 1928 г.) руководство Восточно-Сибирского управления обратилось с просьбой в Центральное управление «Добролёта» прислать для работы в Иркутск наиболее опытного полярного лётчика в связи с предстоящим открытием зимней навигации на северных гидролиниях Восточно-Сибирского управления. В Иркутск был направлен лётчик Отто Артурович Кальвица.

16 января 1929 г. он был назначен вместе с бортмехаником Яковом Григорьевичем Савиным ОТК открывать зимнюю навигацию на маршруте Иркутск-Бодайбо-Иркутск (1778 километров) на самолёте «Юнкерс-13» (Ю-13) первой конструкции с маломощным двигателем. О. А. Кальвица взял на борт двух пассажиров и почту. Вылет был назначен на 10 часов утра, за бортом – минус 25С. Экипаж запасся продуктами на случай вынужденной посадки».

Бортмеханик Я. Г. Савин описывает полёт по маршруту: Иркутск (вылет 16.01.29) – Грузиновка (16.01.29, ночлег) – Усть-Кут (17.01.29, ночлег) – Киренск (18.01.29, ночлег) – Витим (19.01.29, прибытие 14-30 час., и из-за снегопада ожидание до 25.01.29).

25 января 1929 г. «Ю-13» вылетел из Витима, и через 2 час. 20 мин., преодолев 288 км, благополучно совершил посадку в Бодайбо.

Далее Я. Г. Савин пишет (пунктуация и орфография сохранены полностью): «… Первый зимний рейс Иркутск-Бодайбо был завершён благополучно в 9 дней. В обратный рейс вылетели через 2 дня из-за неблагоприятной погоды и сильных морозов с туманами. 27 января для нас осталось особо памятным. Из Бодайбо вылетели в 11-30, взяли двух пассажиров и почту (всего 250 кг). Через 45 минут полёта мотор нашего самолёта преподнёс нам сюрприз. Стал работать с перебоями, показался белый дым со стороны выхлопа. Пришлось сесть в 6-ти километрах от Мамско-Слюдяного рудника. Оказалось, сгорел поршень в третьем цилиндре. Лететь на таком моторе было рискованно. Решили наш самолёт с помощью лошадей подтянуть на посадочную площадку к Мамскому руднику и там произвести ремонт.

Артурович пошёл на рудник, а я остался охранять самолёт. Пассажиры тоже ушли. Администрация рудника очень чутко к нам отнеслась. Мобилизовали 12 лошадей. Впрягли их мы гуськом по 2 лошади – 6 пар – и с большими затруднениями по метровому снегу подтянули самолёт к Мамской слюдбазе (которая только в нынешний год там организовалась). Случайная остановка нашего самолёта для коллектива рудника явилась большим событием. Средством передвижения по Витиму был гужевой транспорт, а в тайге – олени. Как раз на другой день нашего пребывания на Маме прибыл транспорт из тайги на оленях с грузом руды; на обратный путь загрузился продуктами. Нам впервые пришлось повидать оленей.

Вскоре самолётом из Иркутска наш пилот М. Слепнёв привёз нам поршней 2 шт. и другие запчасти. Наладили мы своего летуна под названием «Моссовет» и после нашего недельного пребывания в Маме вылетели в Иркутск, прибыв 13 февраля 1929 г. Иначе говоря, рейс Иркутск-Бодайбо-Иркутск мы совершили за 27 дней, почти за месяц».

Как видно на снимке, в правом нижнем углу – те самые олени, о которых говорилось в книге. Отсюда можно сделать вывод, что неизвестный фотограф, которым мог быть и кто-нибудь из прилетевших на этом самолёте, сделал снимок 28 января 1929 г. Таким образом можно точно сказать, что приземление первого самолёта в районе (пусть и аварийно!) произошло 27 января 1929 г. примерно в 12-20 – 12-30 часов.

Ещё одна фотография из мамского архива обрела дату и имена своих героев, а в истории района одним «белым пятном» стало меньше.

Для информации: данные самолёта «Юнкерс-13» (первый полёт состоялся 25.06.1919 г.):

- первый в мире цельнометаллический коммерческий моноплан, покрытый гофрированной жестью;

- серийное производство продолжалось до 1933 г.;

- силовая установка: поршневой двигатель Мерседес D.IIIа мощностью 119 кВт, позже БМВ.IIIа мощностью 138 кВт;

- максимальная скорость: 170 км/час;

- практический потолок: около 7000 м;

- дальность полёта: 644 км;

- масса: пустого – 1500 кг, максимальная взлётная – 2495 кг;

- экипаж/пассажиры: 2 пилота и 4-6 пассажиров;

- габариты: размах крыльев – 17,75 м, длина – 9,6 м.

Мамское историко-краеведческое районное общество (МИКРО) выражает огромнейшую благодарность и признательность директору музея истории Иркутского аэропорта Андрею Леонидовичу Коршунову и надеется на дальнейшее сотрудничество.

Пользуясь случаем, поздравляю Мамского краеведа, исследователя истории района, сохраняющего память о людях и событиях малой родины Владимира Васильевича Сильченко с наступающим юбилеем! Здоровья и успехов1

А. А. Панов,

июль 2020 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

23