Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

17.04.2020 10:40 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 17.04.2020 г.

Памятник в Таксимо

Водопад на Витиме

(Начало в №№ 9, 15).

В основе очерка лежат материалы из различных источников. Порой они имеют некоторые расхождения, но в целом дополняют друг друга.

С приходом советской власти на Дальний Восток остро встала необходимость строительства по своей территории всего Транссиба. Часть Транссиба проходила через Маньчжурию и называлась КВЖД – Китайская Восточная железная дорога. Обслуживали ее русские железнодорожники.

В Маньчжурии осели бежавшие от советской власти эмигранты, казаки, белогвардейцы. Обстановка на КВЖД была напряженная, диверсии, захват заложников, доходило до военных конфликтов. Советское правительство приняло решение и построило железную дорогу по своей территории вдоль границы.

В 1931 году Япония начала военные действия против Китая. Весь «цивилизованный мир» с интересом наблюдал за резней в Китае и оставался в стороне от военного конфликта. Только Советский Союз оказывал военную помощь соседу. За 1937 — 39 года поставил в Китай 985 самолетов, 1300 орудий, 14 тысяч пулеметов, и другое военное имущество. Япония оккупировала Маньчжурию и вышла к дальневосточной границе СССР. Нарастала напряженность на границе. Что позже вылилось в военные действия на Халхин-Голе и у озера Хасан.

Советское правительство принимает решение о строительстве параллельно Транссибу Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Магистраль должна пройти в глубине страны по практически необжитой территории. Проектированием магистрали занимается НКВД. Начальный этап – создание опорной геодезической сети и аэросъемка местности.

А без привязки к местности аэроснимок терял свою ценность.

На основе полученных данных проводится техническое проектирование железной дороги.

Для проведения работ по аэросъемке и обеспечения строительства геодезической сети создается цепь гидропортов от Байкала до Дальнего Востока. Строятся жилые и складские помещения, по зимнику завозятся горюче-смазочные материалы, продовольствие, оборудование.

Первый гидропорт на трассе БАМа, со стороны Байкала, организован в устье реки Верхняя Ангара, вблизи Нижнеангарска;

второй — у села Братское на Ангаре;

третий — на озере Иркана;

четвертый — на реке Витим, у поселка Неляты.

И так до Дальнего Востока.

Работы по аэросъемке начались в 1936 году. Самолеты спецэкскадрильи носили литер «Ж», (железнодорожный). Первая машина Ж-1, двухмоторный АНТ-4 на поплавках, оказалась малоэффективна для аэросьемки. Большое воздушное сопротивление поплавков затрудняло точное выдерживание курса и высоты.

Требования при съемке для топографических планов и карт — отклонение оптической оси от вертикали не должно превышать трех градусов.

В январе 1938 года железнодорожное ведомство заказало в Таганроге 5 летающих лодок МП-1 бис. В августе они прибыли на место работы и получили бортовые опознавательные знаки от Ж-2 до Ж-6. С фотографии такой лодки в Усть-Кутском гидропорту и начиналось наше исследование.

Лодки были оборудованы специальным герметичным люком в днище.

При аэросъемке люк открывался, по окончанию работы – герметично задраивался. Бериевские лодки вели себя стабильние и устойчивей, чем поплавковые самолеты. А устойчивость крайне важна при фотосьемке.

Из сводки ГУЖДС НКВД «Всего в распоряжении аэросъемочного подразделения Бамстройпроекта в настоящее время (1938 г.) имеется 11 самолетов, в том числе 5 оборудованных для съемки».

Из сводки ГУЖДС НКВД «Всего в распоряжении аэросъемочного подразделения Бамтранспроекта в настоящее время (1939 г.) имеется 26 самолетов, в том числе 19 действующих, из них 6 оборудованы для съемки. В группе 43 человека летного состава, в том числе 16 пилотов. Общая численность персонала аэросъемки 250 человек».

Работы по съемке проводились только в летний период и при хорошей погоде. При снеговом покрове работы по съемке прекращались.

Редкая сеть метеостанций не могла обеспечить качественный прогноз погоды. Самолет вылетал с гидропорта в хорошую погоду, прибывал в район работы за двести-триста километров, а там дождь или туман.

За четыре года работы авиагруппы были острые моменты, но все обходилось более или менее благополучным образом.

Трагичным для авиагруппы сложился 1940 год.

В начале июня, на реке Гилюй, близь Тынды, при взлете перегруженный гидросамолет врезался в лес, погибли пилот, бортмеханик и начальник гидропорта.

15 сентября из Нелят вылетел АНТ-4, СССР Ж-10, вез трубы, буровиков и техников в Таксимо. При посадке на Борончеевское озеро вблизи Таксимо, стоял полный штиль, редкое явление для здешних мест. И самое неприятное при посадки гидросамолета: в наиболее ответственный момент, когда надо выравнивать машину, поверхность воды становится совсем неразличимой. Самолет коснулся воды под большим углом, его поплавки зарылись в воду и машина перевернулась. Погибло семь человек и пятеро были покалечены. В тот же вечер на летающей лодке пострадавшие были доставлены в Нижнеангарск.

23 сентября, заходя на посадку на озеро Байкал, гидросамолет Ж-7 попал в снежный заряд, зацепился за вершины деревьев, погибло пять человек, выжил один.

Глубокой осенью, ледостав уже сковывал реку Олекму. С законсервированной базы на Олекме нужно было вывезти людей. Ждали гидросамолет, «шаврушку». Самолета не было, река встала, решили выходить пешком. И тут приходит измученный летчик. Не долетел, вынужденная посадка, несколько дней добирался. Подкормили пилота и выходили семь дней.

- 25 декабря двухмоторный самолет, АНТ-4, оборудованный лыжами для посадки на снег, шел в сторону Нелят. Вел машину Анатолий Семенович Швидловский. Внезапно самолет попал в сильнейший снежный поток. Стало темно. Вокруг вспыхивали разряды молний. Шли вслепую. Самолет швыряло из стороны в сторону. Дело могло кончиться плохо. И тут в просвете облаков летчик увидел заснеженный склон хребта. Решил рискнуть – сесть. Сел на Шаман-гору. Этот случай подробнее описан в предыдущем номере. Пострадал один человек.

Война. По разному сложилась судьба экипажей «Бамовской эскадрильи» особой авиагруппы НКВД. Одни погибли в воздушных боях или пропали без вести при выполнении особых заданий Ставки Верховного Главнокомандования.

Семь Золотых Звезд Героев на счету относительно небольшой группы о многом говорят. Нескольким бамовским летчикам, штурманам и радистам удалось пройти живыми сквозь все огни и воды. Вот только не гремели в их честь «медные трубы». По понятным причинам было не принято говорить о работе особой авиагруппы НКВД.

Бамовский летчик Василий Борисов добился в августе 1942 года перевода в действующую армию. Перегонял самолеты с авиационного завода из Комсомольска на Амуре к фронту. Летал на бомбардировщике, бомбил Берлин. Перебрасывал югославским партизаном снаряжение. Герой Советского Союза.

После войны Василий Александрович Борисов был начальником авиаотряда БАМпроекта, насчитывающего тридцать самолетов.

Прошедшие войну «БАМовские» летчики, штурманы, радисты, были уверенными, что придет время и по БАМу пойдут поезда, а «Бамовская эскадрилья» будет помянута потомками.

На Байкало-Амурской магистрали, у станции Таксимо, высится памятник, это память обо всех погибших летчиках-бамовцах.

И мальчишки, увидев из окна вагона силуэт крылатой машины, кричат: «Смотри: самолет!...», удивляясь причудливой его конструкции и тому, как он вообще здесь оказался.

Апрель 2020 г.

В.В. Сильченко

Р.S. Года четыре тому назад, с Манюкана привезли чугунный знак с триангуляционного пункта. Геодезический пункт попал в зону земляных работ и был разрушен. Мужики выдолбили знак из бетона.

Геодезические работы в том районе велись в послевоенное время, а чугунные знаки еще довоенные.

Фотографии водопадов на Витиме в свое время предоставил геолог Виталий Артемьевич Коков.

Книгу Сергея Богатко «Особая группа НКВД» нашла в Интернете и предоставила Инга Сергеевна Кутилова.

Выражаю благодарность всем членам объединения «МИКРО», оказавшим помощь в сборе материала.

2. Р.S. В настоящее время БАМ получает электроэнергию с Запада от восточносибирских станций, с Востока – от дальневосточных. Дефицит электроэнергии тормозит дальнейшее увеличение пропускной способности магистрали и освоение прилегающей территории.

Сибирская Генерирующая Компания предлагает строительство тепловой, угольной электростанции.

РусГидро – строительство гидростанции.

Какой проект примет российское правительство покажет время, у каждого проекта свои плюсы и минусы. Если РусГидро — возможно на Витиме развернется грандиозная стройка.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

50