Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

07.02.2020 10:01 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 07.02.2020 г.

Памятник в Таксимо 9 февраля - День аэрофлота

Кто бывал в Таксимо, видел напротив железнодорожного вокзала памятник гидросамолету. Монументальная композиция посвящена строителям БАМа. В ней авторы сумели лаконично выразить строительство магистрали от начала до конца.

Сегодня Таксимо — красивый, современный город, население — более восьми тысяч. Крупная железнодорожная станция. А начинался город пятьдесят лет назад, из деревеньки с несколькими избами. А восемьдесят пять лет назад, над тайгой кружил гидросамолет, проводил аэрофотосъемку для проектирования будущей магистрали.

В стороне от магистрали, в глухой тайге, на вершине горы лежит двухмоторный самолет. Лежит с конца тридцатых годов. Много легенд ходит о нем. Пока мы не знаем, имеют ли те останки какое-то отношение к строительству БАМа?

Лет пять назад, по электронной почте из Иркутска, от Валентины Васильевны Егоровой пришло два десятка фотографий. Снимки охватывали мамский период 60-80-х годов, Люди, улицы, стадион, аэропорт. Одна фотография, не вписывалась ни в какой сюжет. Гидросамолет — летающая лодка. У нас летали совсем другие машины, на поплавках. Так бы она и осталась не востребованная. Но !

Несколько позже на меня вышла Полина Никаноровна Сурнина, из Усть-Кута. Она с дочерью давно занимается историей Ленской аэрогидролинии, ищет материалы. Чем мог, помог, заодно приложил фотографию летающей лодки. Что они о ней знают?

- Такую, они видят впервые, ни чего о такой не слышали.

Тогда фотографию с таинственным гидросамолетом отправил в Якутск, знатоку авиации — Ивану Ефимовичу Негебля. Что за машина?

Пришел ответ — гражданский гидросамолет «Ж-1», на флоте МБР-2, морской ближний разведчик.

Распечатал фотографию и стал показывать речникам: — «Вам знакомы эти берега?».

- «Так это же Усть-Кут».

Получается уравнение со всеми неизвестными. Где решение?

Спросил у иркутян: — «Откуда фотография?».

- « Из семейного архива Геннадия Старцева».

Его отец, Петр Михайлович Старцев, с 1936 года до закрытия был начальником мамского гидропорта, и можно понять появление такой фотографии в семейном архиве.

Так бы и осталась эта фотография невостребованной. Но!

В начале декабря был в Иркутске. Между делами посетил музей иркутского аэропорта. Там увидел познавательную азбуку для школьников — «Азбука иркутского аэропорта». На каждую букву алфавита — авиационный термин или фамилия известного авиатора.

Пояснения по букве Ж дали ответ на уравнение со всеми неизвестными.

Ж-1 самолет СССР — первая авиация, которую применили для строительства БАМа. Он работал в первый сезон 1936 года в окрестностях северной части озера Байкал. Его использовали для аэрофотосъемки и аэровизуальной разведки местности для дальнейшего проектирования Байкало-Амурской магистрали.

Вернемся к памятнику в Таксимо. По контурам самолет на постаменте похож на туполевский АНТ. Производство этих машин начато в 1935 году. Самолет брал до 1200 кг груза, летал со скоростью 200 км/час, имел дальность полета до 800 км. Также они обслуживали Ленскую гидролинию. Вероятно, такая машина позже работала на БАМе. Она и стала прототипом памятника.

Вернемся к фотографии. Появление такой летающей лодки в Усть-Кутском гидропорту было большим событием. И это событие, запечатлел любитель – фотограф из персонала порта. Так можно объяснить попадание уникальной фотографии к начальнику Мамского гидропорта. Несмотря на возраст, снимок достаточно хорошего качества. На борту можно прочитать «Аэрофлот», СССР.

(возможно, продолжение следует)

Февраль 2020 г.

В.В. Сильченко

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

50