Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

27.11.2020 08:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 92 от 27.11.2020 г.

Почему подорожали хлеб и масло, депутаты спросили у специалиста администрации

В наших магазинах резко подорожали хлеб, мука, растительное масло и другие основные социально-значимые продукты питания. Рост потребительских цен, по-другому – инфляция всегда волнует рядовых граждан. Можно ли повлиять на этот галоп цен в магазинах? С этим вопросом избиратели обратились к депутату Думы района Татьяне Мурынкиной. Народный избранник предложила обсудить вопрос, связанный с контролем и регулированием цен хотя бы на социально значимые товары, на заседании Думы района.

- Почему подорожали хлеб и масло и другие основные социально-значимые продукты питания, депутаты попросили дать разъяснения консультанта по ценам, торговле и ЗПП администрации Мамско-Чуйского района Викторию Анчугову.

По словам Виктории Анчуговой, в нашей стране с рыночной экономикой, цены на товары не подлежат государственному регулированию. Формирование цен полностью лежит на доле продавцов, исходя из объема спроса и предложения.

- В то же время, государство оставило за собой право на безусловный контроль за ценами на: газ; электроэнергию; коммунальные тарифы; отдельные тарифы связи и городского транспорта; жизненно необходимые лекарственные препараты. Цены на продукты не подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

Но у государства также есть право ограничивать рост цен на определенную группу товаров при возникновении особых условий. В соответствии с законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в стране допустимо установление предельных розничных цен исключительно на определенные виды товаров и только на основании отдельных законов и правовых актов.

Но работает данная норма следующим образом: когда за один месяц в одном или нескольких регионах цены в магазинах на продовольственные товары первой необходимости вырастают минимум на 30%, Минэкономразвития и Правительство РФ могут назначить максимальные розничные цены на такие социально-значимые товары, но на срок не более 3 месяцев (постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 530). Перечень видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости согласно ч. 6 ст. 8 закона № 381-ФЗ, разрабатывает Правительство РФ. К ним, в частности, относятся хлебобулочные изделия, молоко, куриное мясо, а также другие продукты питания первой необходимости. Описанный выше инструмент для ограничения максимальных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ситуации – чаще всего при краткосрочном дисбалансе спроса и предложения.

И все же региональные власти вправе устанавливать свои нормативные правовые акты в данной сфере. В Иркутской области постановлением Губернатора Иркутской области от 11 июня 1999 года № 401-п «О торговых надбавках на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» в целях предотвращения необоснованного роста цен на продовольственные товара установлены предельные торговые надбавки, применяемые при формировании цен на продовольственные товары, реализуемые населению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Согласно этому, организации розничной торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу продовольственных товаров, реализуют их по ценам, сформированным самостоятельно с применением торговых надбавок, не превышающих предельный размер, установленный вышеуказанным постановлением. Однако, чтобы определить, соблюдается ли предпринимателями размер надбавки, необходимо осуществлять проведение проверок, а у администрации района нет полномочий на проведение плановых проверок исполнения законодательства, регулирующего оборот продовольственных товаров и ценообразования на них. Право на проведение проверок в данной сфере имеют надзорные органы. Также основанием для проведения проверки являются обращения и заявления граждан о нарушении правил торговли. Жители района могут обратиться с заявлением о фактах нарушения в прокуратуру п.Мама, в администрацию района. Заявления можно направлять не только о завышении цен, но также о любых нарушениях в сфере торговли и защиты прав потребителей. В случае поступления заявления в администрацию района оно будет направлено в органы прокуратуры для рассмотрения возможности проведения проверки по данному заявлению. Стоит заметить, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся с заявлением (анонимно) не могут служить основанием для проведения проверки, — пояснила консультанта по ценам, торговле.

Также в России контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары, в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, осуществляет Федеральная антимонопольная служба России. Иркутское УФАС открыло горячую линию для жителей региона по вопросам повышения цен на продовольственные товары и товары медицинского назначения с 8:30 до 12:30 и с 13:15 до 17:30.

Информацию о повышении цен и дефиците продуктов можно сообщить по телефону: 8(3952) 24-32-31 доб. 116 с 8:30 до 12:30 и с 13:15 до 17:30.

Основное внимание уделено социально-значимому перечню продуктов питания, утвержденному постановлением Правительства № 530, в который входят хлебобулочные изделия, крупы, мясо, яйцо, масло, картофель, капуста, морковь.

Хоть цены на продукты не подлежат государственному регулированию, однако, если антимонопольщики выявят признаки антиконкурентного поведения на рынке (сговор или злоупотребление доминирующим положением, которые привели к повышению цен), то смогут принять меры реагирования и привлечь виновных лиц к ответственности.

На сайте ФАС России открыта горячая линия: https://fas.gov.ru/pages/goryachaya-liniya-fas-rossii-po-voprosam-povyisheniya-czen/

В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области также работает «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей, с информацией о фактах нарушения в сфере торговли можно обращаться по телефону 8(3952)259-830 ежедневно с 09:00 до 17:30 часов. На сайте можно подать обращение в электронном виде.

В целях контроля за ценами, администрацией района ежемесячно проводится мониторинг цен на фиксированный набор товаров, такие как мука, крупы, овощи, мясо, рыба, хлеб, фрукты (всего 40 наименований). Данные мониторинга направляются в службу потребительского рынка Иркутской области для анализа и определения средних по области цен, а далее служба направляет все данные в Министерство промышленности и торговли России.

(Окончание. Начало на стр. 5)

Да, цены в наших магазинах растут, но их рост зависит от закупочных оптовых цен, и если производители и оптовое звено повышают цены, то соответственно цены повышаются и в розничной торговле. Так, например, в настоящее время в целом по стране, а если судить по новостям, то и в мире, наблюдается рост цен на растительные масла. Цены на них начали расти с конца лета, соответственно и в наших магазинах мы наблюдаем его рост. Многие скажут, что предприниматели повышают цены на остатки товара, которые закупили по более низкой цене до повышения оптовых цен, но так это или нет, не могу сказать. Может быть, это соответствует истине, а может у них до вчерашнего дня продавался товар со «старого» завоза, а когда он закончился, то в продажу поступил товар по новым, более высоким закупочным ценам, завезенный позже, который стоял на складе.

Что касается изменения с 1 октября 2020 года цены на хлеб в районе, то хочу отметить, что производством хлеба в районе занимаются частные предприниматели, муниципальные предприятия по выпуску хлеба в нашем районе отсутствуют. Администрация Мамско-Чуйского района не имеет законных оснований регулировать цены, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на производимую ими продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка и своих расходов, связанных с выпуском хлебобулочных изделий. Также хочется напомнить жителям района, что цена на хлеб в п. Мама не повышалась с января 2018 года, то есть 2 года 9 месяцев предприниматели не повышали цену на хлеб, несмотря на регулярный, ежегодный рост цен на коммунальные услуги, транспортные расходы, повышение минимального размера оплаты труда, налоговых отчислений, повышение цен на сырье (муку, дрожжи), прочих расходов, вызванных изменениями законодательства торговли. То есть вопрос о повышении цены на хлеб назрел давно, и повышение цены предпринимателями планировалось осуществить с 1 июля 2020г., однако, учитывая сложную ситуацию в стране, вызванную пандемией коронавирусной инфекции, принимая во внимание рекомендации правительства Иркутской области по фиксированию цен на хлеб до 1 августа 2020 года, предприниматели отсрочили повышение цены на 3 месяца, но удерживать ее на более длительный срок экономически не выгодно для них, никто не будет работать себе в убыток.

В администрацию района можно направлять обращения не только о завышении цен, но также о любых нарушениях в сфере торговли и защиты прав потребителей.

Евгения Карасова

Фото взято с Интернета

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

28