Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

11.02.2019 13:34 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 12.02.2019 г.

"Сплавъ дровъ по реке Витиму"

В 2015 году бодайбинцы издали книгу-фотоальбом «Ленские золотые прииски и город Бодайбо на почтовых открытках (дореволюционный период)».

Три абзаца из предисловия книги.

Книга – альбом составлена краеведом, исследователем, знатоком истории Ленских золотых приисков Н.Н. Мунгаловым и подготовлена к изданию его сыном В.Н. Мунгаловым.

Книга-альбом создана авторами на основе их обширной коллекции иллюстрированных почтовых открыток, посвященных региону Ленских золотых приисков. Кроме личной коллекции открыток Мунгаловых в книгу-альбом помещены также открытки из других частных и государственных собраний. Открытки видов Ленских золотых приисков и города Бодайбо представлены в значительной полноте. Вероятно, не найденными авторами единицы открыток, которые со временем обязательно будут обнаружены.

Структура книги-альбома строго продумана авторами. После вводной статьи и страниц с историческими справками следуют основные разделы. Их шесть. Каждый из них посвящен одной серии открыток.

Отложим на время в сторону книгу-альбом. Возвратимся на мамскую землю.

«… для чего мне дрова…» — скажет сегодняшний обыватель, проживающий в благоустроенной квартире в центре поселка.

«… где купить дрова …» — жизненно-важный вопрос для жителей окраин.

Мы выросли на берегу реки. И сколько помню, всегда по берегу были плоты, плоты. Начиная от «ИГИУ» по Маме, и заканчивая «ОПП» по Витиму. Большие связки – казенные, маленькие – частные. Только у пассажирского и грузовых причалов им не было места. Лесу требовалось много, на строительство, на отопление, на заборы, на тротуары … .

Ребятня с плотов купалась, рыбачила. Поднырнешь под плот – солнечные лучики сквозь щели между бревнами пронизывают подводный полумрак.

Также лес готовили на горе над поселком, на «Гитлере». Склон до половины был вырублен и вырубки заросли черничником. Еще в восьмидесятые года, собирая ягоду, можно было выйти на почерневшую, рассыпавшуюся забытую поленницу дров. Тайга поглотила пустоши и сегодня ни что не напоминает о полувековой деятельности человека.

Несколько, уже забытых, дровяных моментов из жизни мамчан и бодайбинцев.

Заметка в газете «Мамский горняк» от 06.10.1943 г. «Школе нужно помочь», М. Белоусова, директор школы (в сокращении):

«Для Мамской средней школы на зимний период необходимо не менее 1000 кубометров дров. На сегодня заготовлено около 800 кубометров.

Но с вывозкой дело обстоит плохо. Силами учащихся мы вывезли только 70 кубометров, чего конечно не достаточно на период распутицы.

Необходимо выделить лошадей и возчиков, что бы до начала распутицы подвезти к школе не менее 200 кубометров дров и, таким образом, обеспечить нормальные условия для работы школы».

А это воспоминания мамского старожила Валентина Петровича Карпова.

«… летом подростки-школьники и 1-2 взрослых валили лес на горе, разделывали на трехметровые бревна и складировали. Зимой старшеклассники на лошадях возили бревна к школе. В воскресенье школьники приходили со своими пилами и пилили дрова для школы….».

Моя мать, Богаева Ксения Васильевна, во время войны работала в цехколке. На цехколку давалось задание – заготовить за летне — осенний период столько-то кубометров дров. На человека выходило по шесть кубов. Со своими пилами шли женщины на гору.

Петр Трофимович Сляднев — коренной бодайбинец, родился и вырос на прииске. В свое время рассказывал, как он школьник, с отцом готовил дрова на зиму. Лес вокруг прииска давно сведен. Вырубки заросли березняком, толщиной в руку. Вот его и готовили.

Лидия Ивановна Елькина жила в Бодайбо, недалеко от лесотаски.

В свое время рассказывала, как с подружками-школьницами на лесном причале собирали вицы (березовые жгуты которыми вязали плоты), корье и щепу.

Отложим воспоминания в сторону.

К концу девятнадцатого — начала двадцатого века Ленский золотопромышленный район представлял для того времени технически современную обустроенную территорию, с пароходством, с железной дорогой, с тепловыми электростанциями, с телеграфом.

С населением города Бодайбо до пяти тысяч.

Климат – резко-континентальный, разница крайних температур достигает 90 градусов, среднегодовая температура – 6 С. Для деятельности человека в таких суровых условиях необходимы добротные производственные и жилые помещения и отопление в течении не менее восьми — девяти месяцев.

Для развития и обеспечения работы золотопромышленного района требовалось большое количество леса — на строительство, на горные работы, на отопление.

По Витиму вверх заготовка леса велась до Читинской области, работали десятки лесоучастков, лес сплавляли до Бодайбо. В городе действовали две лесотаски и две дровотаски. Сплав леса плотами продолжался до середины 60-х годов. С переходом на уголь, на централизованное отопление, потребность в дровяном лесе резко снизилась.

Первая фотография из Серии открыток: «Ленский Горный Округь.

Изданiе А.М. Власова. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и К. Москва. (1902-1912».

В серии 210 открыток. Из них, на время издания книги-альбома, три открытки №88, №126, № 128 не были найдены.

На сегодня две открытки, №126 и №128, «Сплавъ дровъ по реке Витиму» найдены. На них — погрузка дров в гигантские плетенные кошели. Дрова сплавлялись по речке. В устье, по лоткам и эстакаде грузились в кошели. По виду — дрова «пароходские», длинной 75 см, колотые. Предназначались для железной дороги, для пароходства, для электростанций.

Затем плетенный кошель груженный дровами двумя рабочими сплавлялся до Бодайбо и выгружался на дровотаске.

Автор открытки растиражировал, и владельцы альбомов могут вклеить в свои альбомы.

Мамчане, имеющие книгу-альбом, могут получить копии открыток в редакции «Мамского горняка» или у автора статьи.

Желающие приобрести книгу-альбом могут обратиться по телефону 8 914 918 00 14.

Вторая фотография датирована 1927 годом. К открыткам не относится. Погрузка дров на Якоре.

Якорь – горная речка напротив Мамакана. Дрова сплавлялись по речке и по лотку грузились в баржу. Тонкость погрузки здесь в том, чтобы вода не попадала в баржу. Хорошо видно устройство баржи. На период погрузки дно и трюмные балки прикрыты горбылем. Затем пароход поднимал баржу до Бодайбо.

Старожил района Александр Иннокентьевич Дербенцев, в свое время жил на Седьмом Зимовье. Рассказывал, как по Соболевке готовили и сплавляли дрова, грузили на баржу для Бодайбо.

Февраль 2019 г.,

В.В. Сильченко.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

71