Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

29.06.2018 09:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 29.06.2018 г.

Вячеслав Анатольевич Никишин. К 80-летию со дня рождения

Автор: Сильченко В.В.

Еще с советских времен в первое воскресение июля страна отмечает День работников морского и речного флота. Для нас, живущих в глубине континента, вдали от морей это просто — День речника или водника.

Недавно отметил свой юбилей старейший речник района, наш земляк, Вячеслав Анатольевич Никишин.

Родился он в городе Бодайбо. В сорок втором году отца призвали в армию, погиб на фронте. Трудное голодное детство. В Бодайбо жили до 1947 года, мать вышла замуж и переехали в Пеледуй.

Там окончил школу-семилетку и поступил в речное училище. Выбранной профессии остался верен всю жизнь.

Трудно жила страна в послевоенное время, но обучению и подготовке рабочих кадров уделяло должное внимание. Курсант Никишин имел рабочую и парадную форму. Парадная форма – китель, шинель, ботинки, шапка, фуражка. До сих пор хранит курсантский кожаный ремень с латунной пряжкой с якорем и фуражку.

В училище проходил летнюю практику на пароходе «Сухона» в машинном отделении, пароходы работали на угле. Один ознакомительный рейс на новом пассажирском пароходе «Иркутск». «Иркутск» только что пришел из Венгрии и работал на жидком топливе, на мазуте.

По окончании училища направлен в Якутск, там отработал навигацию на пароходе «Амур». Ходили по Алдану. По завершении навигации пришли в отстой, капитан спросил у команды, кто нуждается в одежде и обуви, составили список. Вячеслав заказал и получил свитер и унты. Из Якутска на самолете прилетел в Витим и в ночь по доброму морозу, по снегу пошел пешком в Пеледуй, чемодан нес на палке через плечо. Дошел благополучно.

В ту осень ранний ледостав оставил в пеледуйском затоне на зимовку несколько киренских пароходов. Капитан киренского парохода «Двина» Палладий Егорович Тараканов и механик Федор Петрович Башарин уговорили Вячеслава перейти к ним на «Двину» вторым помошником механика. Перешел. В ответственности второго механика были колеса и паровой котел. Две навигации отработал с ними.

Женился, семья, квартиры нет и не обещают.

Вернулся в Пеледуй, плавал на «Анабаре». Зимой переучился на дизельные установки. Была сформирована команда для получения самоходной баржи, но «самоходку» не получили и Вячеслава направили на п/х «Маныч». Квартиры не было, скитались по углам.

Знакомый мастер из училища посоветовал съездить на Маму.

В марте 1964 года, тогда самолеты регулярно летали по местным линиям, купил билет и прилетел на Маму. Идя по улице из аэропорта встретил знакомого речника Валерия Тетерина. Узнав в чем дело Валерий предложил: — «… давай к нам в экспедицию…».

Сразу повел к начальнику базы ПТОК Виктору Александровичу Хорошеву. Виктор Александрович посмотрел документы — «… пойдешь механиком на «Обручев»…».

Заключили трудовой договор. Квартиру сначала дали по Горной, позднее переехали на Володарскую.

В 1965 году экспедиция получала новую самоходную баржу «Слюда». Принимать баржу полетела команда из четырех человек:

Капитан — Виктор Карпович Антипин,

Помощник капитана — ……… Тарасов,

Механик — Вячеслав Никишин,

Помощник механика – Владимир Светлолобов.

С тех пор работал в экспедиции, Плавал механиком на т/х «Титан», капитаном на т/х «Горнаков», в 1980 году вернулся на «Слюду». Команда состояла из двух человек, капитан — Вячеслав Никишин, механик – Геннадий Кищенко. С Кищенко проплавал три года, а вообще на «Слюде» плавал до 1999 года.

Сколько на «Слюде» совершил «кругосветок» несложно подсчитать. За навигацию 6-7 раз ходили до Усть-Кута, каждый рейс – порядка двух тысяч километров, да по району работали.

С Вячеславом Анатольевичем я знаком с 2010 года. Тогда мы в музее готовили и проводили фотовыставку «Мамские причалы». Интересные фотографии из истории флота экспедиции. предоставил Вячеслав Анатольевич. С тех пор он активный участник наших историко-краеведческих мероприятий.

Вячеслав Анатольевич приносит дипломат. В дипломате личный архив старого речника. Кипа вырезок их газет «Ленский водник» и «Мамского Горняка». Стопка почетных грамот и дипломов от руководства экспедиции и райисполкома. Самая высокая Почетная грамота от Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 1987 года. Удостоверения ударника коммунистического труда, победителя соц. соревнований, ударника 1Х пятилетки и т.п. Медаль «Ветеран Труда», медаль «60 лет району» и т.д.

Смотрим фотографии. На снимках знакомые лица речников экспедиции:

Иван Якунин, Николай Зыков, братья Юрий и Геннадий Гагарины, Николай Коваль, Александр Буцанов, Василий Мосин, Александр Рехтин… Другие имена и фамилии уже не удается вспомнить, время беспощадно стирает память.

Труд речника во все времена был труден и опасен. Маловодье, туманы, дым от лесных пожаров. В навигацию получить выходной день — большая редкость. Переработку отгуляешь зимой.

Пришли из рейса, сдали груз, забежал домой поцеловал детей, жену и снова в рейс.

Во многих регионах Сибири от работы речников напрямую зависит деятельность промышленных предприятий и жизнь населения.

Вячеслав Анатольевич включает компьютер, ставит диск «Витимская слобода» Михаила Павловича Амузинского.

Под песни Владимира Высоцкого плывут кадры — по Лене несет сплошной лед. Теплоходы, самоходные баржи пытаются пробиться к своим затонам и отстоям…

Поздравляю ветеранов речного флота с наступающим

Праздником!

Особые поздравления юбиляру Никишину Вячеславу Анатольевичу!

Июнь 2018 г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

32