Вячеслав Анатольевич Никишин. К 80-летию со дня рождения
Еще с советских времен в первое воскресение июля страна отмечает День работников морского и речного флота. Для нас, живущих в глубине континента, вдали от морей это просто — День речника или водника.
Недавно отметил свой юбилей старейший речник района, наш земляк, Вячеслав Анатольевич Никишин.
Родился он в городе Бодайбо. В сорок втором году отца призвали в армию, погиб на фронте. Трудное голодное детство. В Бодайбо жили до 1947 года, мать вышла замуж и переехали в Пеледуй.
Там окончил школу-семилетку и поступил в речное училище. Выбранной профессии остался верен всю жизнь.
Трудно жила страна в послевоенное время, но обучению и подготовке рабочих кадров уделяло должное внимание. Курсант Никишин имел рабочую и парадную форму. Парадная форма – китель, шинель, ботинки, шапка, фуражка. До сих пор хранит курсантский кожаный ремень с латунной пряжкой с якорем и фуражку.
В училище проходил летнюю практику на пароходе «Сухона» в машинном отделении, пароходы работали на угле. Один ознакомительный рейс на новом пассажирском пароходе «Иркутск». «Иркутск» только что пришел из Венгрии и работал на жидком топливе, на мазуте.
По окончании училища направлен в Якутск, там отработал навигацию на пароходе «Амур». Ходили по Алдану. По завершении навигации пришли в отстой, капитан спросил у команды, кто нуждается в одежде и обуви, составили список. Вячеслав заказал и получил свитер и унты. Из Якутска на самолете прилетел в Витим и в ночь по доброму морозу, по снегу пошел пешком в Пеледуй, чемодан нес на палке через плечо. Дошел благополучно.
В ту осень ранний ледостав оставил в пеледуйском затоне на зимовку несколько киренских пароходов. Капитан киренского парохода «Двина» Палладий Егорович Тараканов и механик Федор Петрович Башарин уговорили Вячеслава перейти к ним на «Двину» вторым помошником механика. Перешел. В ответственности второго механика были колеса и паровой котел. Две навигации отработал с ними.
Женился, семья, квартиры нет и не обещают.
Вернулся в Пеледуй, плавал на «Анабаре». Зимой переучился на дизельные установки. Была сформирована команда для получения самоходной баржи, но «самоходку» не получили и Вячеслава направили на п/х «Маныч». Квартиры не было, скитались по углам.
Знакомый мастер из училища посоветовал съездить на Маму.
В марте 1964 года, тогда самолеты регулярно летали по местным линиям, купил билет и прилетел на Маму. Идя по улице из аэропорта встретил знакомого речника Валерия Тетерина. Узнав в чем дело Валерий предложил: — «… давай к нам в экспедицию…».
Сразу повел к начальнику базы ПТОК Виктору Александровичу Хорошеву. Виктор Александрович посмотрел документы — «… пойдешь механиком на «Обручев»…».
Заключили трудовой договор. Квартиру сначала дали по Горной, позднее переехали на Володарскую.
В 1965 году экспедиция получала новую самоходную баржу «Слюда». Принимать баржу полетела команда из четырех человек:
Капитан — Виктор Карпович Антипин,
Помощник капитана — ……… Тарасов,
Механик — Вячеслав Никишин,
Помощник механика – Владимир Светлолобов.
С тех пор работал в экспедиции, Плавал механиком на т/х «Титан», капитаном на т/х «Горнаков», в 1980 году вернулся на «Слюду». Команда состояла из двух человек, капитан — Вячеслав Никишин, механик – Геннадий Кищенко. С Кищенко проплавал три года, а вообще на «Слюде» плавал до 1999 года.
Сколько на «Слюде» совершил «кругосветок» несложно подсчитать. За навигацию 6-7 раз ходили до Усть-Кута, каждый рейс – порядка двух тысяч километров, да по району работали.
С Вячеславом Анатольевичем я знаком с 2010 года. Тогда мы в музее готовили и проводили фотовыставку «Мамские причалы». Интересные фотографии из истории флота экспедиции. предоставил Вячеслав Анатольевич. С тех пор он активный участник наших историко-краеведческих мероприятий.
Вячеслав Анатольевич приносит дипломат. В дипломате личный архив старого речника. Кипа вырезок их газет «Ленский водник» и «Мамского Горняка». Стопка почетных грамот и дипломов от руководства экспедиции и райисполкома. Самая высокая Почетная грамота от Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 1987 года. Удостоверения ударника коммунистического труда, победителя соц. соревнований, ударника 1Х пятилетки и т.п. Медаль «Ветеран Труда», медаль «60 лет району» и т.д.
Смотрим фотографии. На снимках знакомые лица речников экспедиции:
Иван Якунин, Николай Зыков, братья Юрий и Геннадий Гагарины, Николай Коваль, Александр Буцанов, Василий Мосин, Александр Рехтин… Другие имена и фамилии уже не удается вспомнить, время беспощадно стирает память.
Труд речника во все времена был труден и опасен. Маловодье, туманы, дым от лесных пожаров. В навигацию получить выходной день — большая редкость. Переработку отгуляешь зимой.
Пришли из рейса, сдали груз, забежал домой поцеловал детей, жену и снова в рейс.
Во многих регионах Сибири от работы речников напрямую зависит деятельность промышленных предприятий и жизнь населения.
Вячеслав Анатольевич включает компьютер, ставит диск «Витимская слобода» Михаила Павловича Амузинского.
Под песни Владимира Высоцкого плывут кадры — по Лене несет сплошной лед. Теплоходы, самоходные баржи пытаются пробиться к своим затонам и отстоям…
Поздравляю ветеранов речного флота с наступающим
Праздником!
Особые поздравления юбиляру Никишину Вячеславу Анатольевичу!
Июнь 2018 г.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.