Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

03.04.2018 09:49 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 03.04.2018 г.

Лариса Тимофеевна Олонцева. К 90-летию со дня рождения

Автор: Сильченко В.В.

Всемирный День Учителя утвержден Организацией Объединенных Наций в 1994 году.

А история этого дня начинается с 5 октября 1966 года, когда в Париже состоялась межправительственная конференция о статусе учителей. Представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей».

Это профессиональный праздник, в который отмечаются роль учителей в процессе образования, и их неоценимый вклад в развитие общества.

Немного в нашем календаре всемирных дней утвержденных ООН, и только два из них посвящены профессиональной деятельности — День Учителя и День Таможенника.

В памяти каждого из нас осталась своя первая учительница.

В разговорах со старожилами, людьми старше меня на 15-20 лет, спрашивал об их первых учителях. Все отзывались о них с большим уважением, помнили имя, отчество, фамилию.

В далеком 1947 году на пароходе «Якутия» в Бодайбо прибыли по направлению одиннадцать выпускников Киренского педагогического училища.

В районо молодых учителей распределили по школам района, четверых направили в Мамский куст. Среди них была тонкая, хрупкая девушка Лариса Олонцева.

За сорок один год работы в мамской школе, Лариса Тимофеевна дала начальные знания сотням юных мамчан.

Вот что говорят о Ларисе Тимофеевне коллеги по работе в книге «320 четвертей»:

- «… за годы работы все ее узнали как трудолюбивого, скромного и аккуратного в работе учителя. Ученики в ее классе были всегда организованы, дисциплинированы, активны в общественной жизни школы. Ребята Ларисы Тимофеевны всегда любили читать. Хорошая крепкая дружба у них была с библиотекарем школы Ниной Васильевной Лосевой, которая частенько приходила в класс с беседой, вела разговор о прочитанных книгах. Ребята, в свою очередь, оказывали посильную помощь в ремонте книг. Большая заслуга Ларисы Тимофеевны в том, что в ее классе всегда был хороший коллектив. Любили ее ребята экскурсии на природу, хорошо трудились на воскресниках по уборке территории школы и сбору металлолома.

Лариса Тимофеевна на протяжении всей своей педагогической деятельности постоянно совершенствовала мастерство: изучала методические новинки, посещала уроки коллег. Много работала при подготовке к урокам, продумывая каждую деталь. Во время занятия все в классе должно было располагать к работе.

Интересно проходили уроки чтения. Учитель никогда не ограничивался учебником, а привлекал дополнительный материал, использовал наглядность; картины русских художников, различные иллюстрации и многое другое.

На уроках арифметики использовала большое количество наглядных пособий для устного счета и решения задач. На этих уроках Лариса Тимофеевна учила детей думать, рассуждать, самостоятельно составлять задачи, делать рисунки и схемы на доске при решении задач, и также использовала игровые моменты.

Уроки Олонцевой были не только обучающие, но и воспитывающие.

В работе Ларисы Тимофеевны всегда было много творчества и труда.

«… Я всегда любила свою работу и работала с большим желанием и интересом. Всегда с нетерпением ждала 1 сентября, этот замечательный праздник – День знаний. Особенно любила работать с первоклассниками, с ними надо все начинать сначала: учить читать, писать, думать, воспитывать, знакомить с окружающей природой, жизнью».

За свою долголетнюю педагогическую работу Лариса Тимофеевна награждалась наградами разного уровня, но теплые, искренние слова благодарности родителей и бывших учеников всегда были ей главной наградой».

Отложим книгу в сторону.

Детские психологи утверждают, переход ребенка из привычной домашней среды или детского сада в школу ложится большой нагрузкой на неокрепшую психику ребенка. Меняется привычный распорядок дня, новое окружение, появляются новые требования дисциплины и многое другое.

Ребенок может растеряться, напугаться и потерять желание ходить в школу. И многое в этой ситуации зависит от учителя. Учитель должен подобрать ключик к душе каждого первоклассника, и тогда ребенок раскроется. Если этого не удается сделать, ребенок становится нервным, плаксивым, не желает ходить в школу. Выход из такой ситуации – перевод в параллельный класс, к другому учителю.

К Олонцевой приходили родители учеников из параллельных:

- « … Лариса Тимофеевна, возьмите ….».

А из ее класса — таких случаев не было.

Вспоминает Лариса Тимофеевна: — « … детство мое прошло в деревне Олонцево, под Киренском. Деревенька маленькая, не больше двадцати дворов. Школы не было. С первого по третий класс училась в д. Скобельская. Учебников не было, писали на газетах. С пятого по седьмой училась в д. Макарово.

В летнее время, мы девочки-подростки помогали колхозу. Со взрослыми ходили на колхозные поля и выдирали осот, он глушил хлебные поля.

Работали в фартуках и рукавицах. Обед на поле брали с собой, картошка, хлеб, яйцо, молоко.

В майские праздники устраивались маевки. Брали с собой еду, кто что может, располагались на лугу у ручья или речки. Вокруг жарки, саранки, гусиные лапки.

В 1947 году закончила Киренское педучилище. Нам дали направление в Бодайбинский район. Бодайбо тогда считался криминальным городом, было много заключенных. В Районо нас направили по школам. Меня и Валю Рукавишникову в Мамскую, Машу Рукавишникову и Шуру Таюрскую в Луговскую, остальных на прииски. Через год вся наша группа встретилась на районной августовской конференции учителей.

В то время поселок Мама мне показался пустынным и безлюдным.

Домики маленькие, деревянные тротуары. Зимой большие сугробы снега. Зима показалась суровой. Деревьев в поселке было очень мало.

В школе тогда директором был Кирьянов Иван Фомич. Сначала мне дали третий класс. У Анфусы Дмитриевны Чудиновой и Тамары Васильевны Гориновой тоже был третий класс. Я ходила к ним на уроки, перенимала опыт и научилась многому. Первое время трудно было работать. У учителя кроме учебника ничего не было, наглядные пособия приходилось делать самим. На это уходило много времени. Фабричные наглядные пособия стали поступать позднее.

Комсомолка Лариса Олонцева пришла в поселковый комитет комсомола вставать на учет, и там познакомилась с Николаем Малышевым.

На следующий год молодые справили скромную свадьбу. Получили комнату. Жили очень скромно, у обоих были мизерные зарплаты. Через год родился сын Валерий, затем дочь Татьяна.

Взявшись за руки, Николай и Лариса прошли через всю жизнь.

Поселок со временем рос и благоустраивался. Главным организатором посадки насаждений был Борис Афанасьевич Рютин. Весной устраивались поселковые субботники по уборке мусора и посадке деревьев. В организации этих мероприятий стоял комитет комсомола. Так поселок становился зеленым, ухоженным и любимым мамчанами. Улица Первомайская имела второе название – Рябиновая, так много было высажено рябины, в начале лета — белая от цвета, осенью — красная от ягод.

В середине семидесятых годов в школах стали выдавать бесплатные учебники, по окончанию учебного года ученики их сдавали обратно.

Аккуратные ученики сдавали учебники как новенькие. Другие изрядно потрепанные. Мы со своим классом на уроках труда брали в школьной библиотеке неряшливые книги, ремонтировали, подклевали. Ребятам нравилось делать что-то хорошее, нужное, учились бережливости.

Свои воспоминания Лариса Тимофеевна заканчивает словами: — « … я благодарна судьбе, что она подарила мне мою профессию – учитель, которой я посвятила всю свою жизнь.

Поселок Мама – это лучшие годы моей жизни, мои воспоминания, и с годами они становятся все глубже и ярче…».

Я спросил у Ларисы Тимофеевны, с какими учителями начальных классов она работала. Она стала вспоминать коллег, и годы, когда они пришли работать в Мамскую школу. Я только успевал записывать.

Мария Эммануиловна Попова пришла в 1950 году;

Терская Галина Иннокентьевна в 1951;

Расташанская Валентина Никифоровна в 1956;

Прижеолковская Клавдия Александровна в 1957;

Ясько Октябрина Ивановна в 1958;

Чаврикова Маргарита Иосифовна в 1959;

Прошутинская Людмила Ивановна в 1961;

Харкович Валентина Федоровна в 1963;

Усманова Мария Ивановна в 1971 году;

Лыхина Анна Ивановна, в 1975;

Попкова Тамара Александровна в 1977 году.

Долго сомневался, стоит ли вставлять этот список в очерк посвященный одному человеку. Решил – стоит. Эти учителя учили нас, наших детей, это им стоит памятник на Набережной Ангары.

За годы работы в Мамской школе, через класс Ларисы Тимофеевны Олонцевой прошли сотни первоклассников.

И в каждого она вложила частичку своей души. Многие до сих пор помнят свою первую учительницу, звонят и поздравляют с праздниками, а им, ученикам из первого выпуска, уже далеко за семьдесят, последнего — за сорок.

В юбилейный день за праздничным столом соберутся дети, внуки, правнуки, друзья, бывшие коллеги и ученики. Виновница торжества под звон бокалов будет принимать поздравления.

А на экране, под звуки школьного вальса, поплывут кадры сорокалетней фотохроники школьной жизни.

На Нижней Набережной в Иркутске, напротив Педагогического института, стоит памятник учительнице.

Тонкую, хрупкую девушку окружают ребятишки.

Слова мэра Иркутска, Дмитрия Бердникова, на открытии памятника:

- «Сначала думаешь, руки как крылья, и она сама такая утонченная, красивая, потом понимаешь — это надежная защита. Хрупкая и надежная одновременно.

Детские лица обращены к ней, первой учительнице. А она смотрит на них. Многие читают в ее взгляде мудрость, а другим видится вечный учительский вопрос: какими они станут, когда вырастут? И знаете что важно: если она действительно задает этот вопрос, то она уверена в счастливом будущем своих учеников.

Этот маленький крепкий островок любви и взаимопонимания плывет в большом океане суеты, политических амбиций, экономических кризисов…».

Апрель 2018 года.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30