Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

26.10.2018 12:35 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 80 от 26.10.2018 г.

Михаил Иванович Ясько - к 80-летию со дня рождения

Автор: В.В. Сильченко

С советских времен, в четвертое воскресение октября,

страна отмечает День автомобилиста.

Для нас, живущих вдали от железных дорог, автомобильный транспорт является основным в жизнеобеспечении района.

Тридцать лет проработал в комбинате «Мамслюда» Михаил Ясько, 18 ноября ему исполнилось бы 80 лет. Трудно подсчитать, сколько верст за четверть века накрутил на карданы своего «Урала».

Познакомился я с Михаилом в конце семидесятых, была необходимость посетить Согдиондон.

Туда уехал с Виктором Байдой, обратно возвращался с Михаилом Ясько. Дорогой было время поговорить.

Родился Михаил на Украине. Окончил школу-семилетку. До армии работал плотником. Отслужил. В 1961 году приехал на Маму. На работу устроился в «Мамтрансснаб», на пилораму, рамщиком. Женился. Родился сын Евгений. Окончил курсы машинистов плавучих кранов. Зимой работал рамщиком, летом на плавкране. В 1967 году окончил курсы шоферов, перешел на машину. В это же время родилась дочь Татьяна.

К работе относился очень ответственно. В трудовой книжке Михаила Ивановича Ясько 33 благодарственных записи: четыре значка «Ударник пятилетки» и «Победитель соцсоревнования», звание «Ветеран труда», почетные грамоты, премии.

Фотография водителя Ясько была на районом стенде Почета и в Книге Почета комбината «Мамслюда».

В книжке Юрия Аксаментова «Витимский репортаж», вышедшей в 1978 году к 50-летию комбината «Мамслюда», в главе «Легка у шофера рука» упоминается Михаил Ясько.

Отрывок из главы: — «… в середине зимы сложилась тяжелая обстановка с вывозом леса в Садкинском лесозаготовительном пункте. Поселок лесозаготовителей находится далеко на левом берегу Лены, у границы с Якутией. Прямая дорога — по Витиму — туда не прокладывается: торосистый лед, незамерзающие полыньи. Пришлось ехать через Бодайбо, Перевоз, Мачу, Ленск, Пеледуй – кружным путем, зимником, тысячу двести километров вместо двухсот сорока.

Туда направили две машины — Константина Карташова и Михаила Ясько и запасного водителя Николая Кутергина.

Через двадцать дней работы вопрос стоял уже по – другому: не как вывезти лес, а что вывозить …».

Последняя запись в трудовой книжке сделана в марте 2002 года «…работа прекращена в связи со смертью…».

Жена Михаила — Октябрина Ивановна Хохлачева, учительница начальных классов. Приехала на Маму в 1957 году. Проработала в Мамской школе до 2008 года. Нетрудно подсчитать, сколько юных мамчан прошло за сорок лет через ее классы.

В книге — «320 четвертей», выпущенной к юбилею Мамской школы, Октябрине Ивановне посвящена глава — «Педагогическое мастерство».

Супруги Ясько своим трудом внесли достойный вклад в развитие нашего района и их имена вписаны в его историю.

Пять лет назад, в районной газете ко Дню автомобилиста печатался очерк «Водители». Сегодня возникла необходимость частично обратиться к материалу из того номера..

На снимке водители и руководство Лесо-Транспортного предприятия ГОКа «Мамслюда», снимок первой половины семидесятых годов. Фотография их личного архива Лидии Борисовны Ходиковой.

Вспомним всех поименно:

Нижний ряд: Сеслер Константин, Евдокимов Евгений, Горюнов Василий, Кравчук Володя, Гаркэ Геннадий.

Средний ряд: Мигалкин Иннокентий, Казаченко Василий, Ольшевский Петр, Бауэр Федор, Байда Виктор.

Верхний ряд; Ибрагимов Ислам, Тышенко Роберт, Волвенков Анатолий, Сизых Василий, Чуринов Михаил, Ясько Михаил, Доев Игорь Николаевич – гл. инженер, Марков Иннокентий Валентинович – директор, Ходиков Борис Семенович – зав. гаражом, Карташов Константин.

Самый верх: Анишин Виктор, Шарафанович Михаил.

Сейчас трудно сказать по какому поводу собирался коллектив, вероятнее всего проводился техосмотр.

После мероприятия все спустились на берег Мамы и сфотографировались. Судя по одежде, время года – конец весны.

Добрую половину работников знал лично, по второй половине информацию дал Геннадий Тихонов.

На снимке водители-ветераны. На смену им незаметно пришли ровесники нашего поколения — Николай Кошелев, Николай Развозжаев, Николай Кутергин, Анатолий Берлим, Володя Тряхов, братья Холейко, Геннадий Тихонов, Радик Теймуров, Александр Беляевский, Сергей Харкович, всех уже и не вспомнишь.

Как в то время готовили молодых водителей?

После школы, 8 -10 класса, приходил паренек в гараж. Принимали учеником слесаря. Прикрепляли к наставнику. Парнишка изучал машину снизу, изнутри, крутил гайки и болты, был и смазчиком и шиномонтажником. Получал разряд слесаря, работал самостоятельно. Призывался в армию. После службы возвращался в гараж.

Курсы ДОСААФ оплачивало предприятие. По окончанию учебы принимал экзамены автоинспектор из Усть-Кута, человек строгий и требовательный.

Счастливому обладателю новеньких водительских прав завгар показывал на машину-развалюху под забором: — «… соберешь, будешь ездить…». Обычно начинали с «Газончиков». Собирал, работал по поселку на хозяйственных работах. Набирался опыта. Затем машину давали посерьезнее — «ЗИЛ-130». Смотрели как относится к работе, к машине. Когда водитель – ветеран уходил в отпуск, завгар у него спрашивал — «… кому из молодых доверишь свой «Урал»…».

«… тому…».

Значить парень заслужил доверие.

В восьмидесятых годах появились «Камазы».

Была создана комсомольско-молодежная бригада на «Камазах», руководил бригадой коммунист Кравчук. Помню водителей Ивана Тарасова, Кешу Жарникова, Володю Дубровского, Володю Бутырина, Родькина.

Еще в местном календаре одна круглая дата — 80 лет как на Мамской земле появился первый автомобиль.

В далеком 1938 году с баржи был выгружен газогенераторный автомобиль. Заводился на бензине, работал на дровах. В народе звали его просто «…газочурка…». Летом обычно использовался на выгрузке и поселковых хозяйственных работах. Отсыпанных дорог в то время не было, хороший дождь превращал улицы в непроходимые болота.

Еще одна дата — 65 лет автодороге Луговка – Горная Чуя.

В далеком 1953 году дорожно-строительный батальон пришел в Горную Чую. Автодорога протяженностью 105 километров была построена за три года, в условиях трудно-проходимой горно-таежной местности, мари, вечная мерзлота, летом — облака гнуса, зимой температура падала до — 60 градусов. В народе дорогу назвали просто «…солдатской…».

Сегодня автодорога Луговка – Горная Чуя — дорога в никуда…

Мамское историко-краеведческое объединение поздравляет водителей с Днем автомобилиста!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

25