Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

28.07.2017 09:36 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 56 (9133) от 28.07.2017 г.

Покорители своенравной реки

Автор: Евгения Карасова
Фото автора и с сайта компании ООО "Верхнеленское речное пароходство"

Капитаны СК-2044 и буксира «Усть-Кутский комсомолец» — Сергей Сычев и
Александр Федосеев, доставившие в наш район жизненно-важный груз на судах Верхнеленского речного параходства

Северный завоз угля осуществляется в короткие сроки навигации в Мамско-Чуйский район по великим рекам Восточной Сибири – Лене и Витиму . Северный завоз – это тепло, а значит и жизнь для северян, не завезти уголь – означает лишить нас права на это. Об особенностях нынешней навигации 2017 года, непростом характере северных рек нашей области, технических возможностях теплоходов, доставляющих уголь мамчанам, а также Осетровском речном училище и крепкой капитанской дружбе, — обо всём этом побеседовала корреспондент газеты «Мамский горняк» Евгения Карасова с капитанами СК-2044 и буксира «Усть-Кутский комсомолец» — Сергеем Сычевым и Александром Федосеевым, доставившими в наш район жизненно-важный груз.
Великая сибирская река Витим как естественная магистраль связывает наш район с главными транспортными узлами севера. Стоперекатный Витим-батюшка отличается суровым мужским характером; своевольным и внушительным. Здесь тихие плёсы сменяются бурными порогами, здесь встречаются опасные для судоходства огромные камни – одинцы и другие наносные образования в русле реки, а высокая скорость течения стремительно увеличивается с дождевыми паводками, которые могут внезапно переполнить воды Витима выше критической отметки и привести к катастрофе. Все это требует от судоводителей особых навыков и умения вождения судов и буксировки несамоходного флота. Потому только опытные речники способны сладить с непокорным характером нашей сибирской реки Витим и доставить жизненно-важный груз для жителей Мамско-Чуйского района без потерь.
В период нынешней навигации 2017 года завоз твердого топлива для нужд северных территорий осуществляется в сравнительно ранние сроки — в июне, июле. Хотя обстановка на реках Ленского бассейна была осложнена дождевыми паводками и резким поднятием уровня воды выше нормы, за месяц на судах Верхнеленского речного пароходства было доставлено свыше 80% угля от общей потребности населения и бюджетных организаций Мамско-Чуйского района. К началу июля уровень воды в реке Витим превысил критическую отметку на полметра, «угольный пирс ушел под воду». И пока суда, загруженные углём, вынуждены были простаивать у берегов Мамы в ожидании спада уровня воды в реке, я побеседовала с капитанами двух судов — СК-2044 и буксира «Усть-Кутский комсомолец», доставившими уголь мамчанам.
СК-2044 с баржей с углём и буксировщик «Усть-Кутский комсомолец» пришвартовались у пирса со старыми ржавеющими портальными кранами – «Ганцами». Эти два железных гиганта, грузоподъёмностью более 5 тонн словно доисторические динозавры из палеонтологического музея невозмутимо стоят на подступах к посёлку Мама как свидетельство былой мощи центра слюдяной промышленности, недействующие, заброшенные, но гордые. В период дождей к лапам — сваям кранов — «ганцов» подобрались воды Витима, затем с 18 июля был отмечен спад спад, и сегодня речники ежечасно делают замеры уровня воды, ведь ситуация на реке меняется очень быстро, потому они на стороже.
— В связи с высоким подъемом воды в реке Витим несёт много мусора. Такая сила воды, что загруженные баржи может унести. Но ещё вчера кнехты были выше уровня причала, а сейчас мы наблюдаем уже падение и кнехты на метр ниже, — поясняет обстановку капитан СК-2044 Сергей Сычёв. — Сейчас контролируем суда, чтобы они не обсохли. 13 июля мы подошли к берегам Мамы и до сих пор стоим. Разгрузку будем осуществлять краном Верхнеленского пароходства, который стоит на причале.
Двум капитанам Сергею Сычёву и Александру Федосееву хорошо известен переменчивый характер реки Витим, опыта судовождения им не занимать, оба они стали капитанами в 24 года. Александр Максимович ходит в ранге капитана по северным водным артериям с 1981 года, Сергей Владимирович — с 1983 года. Их не удивить ни большой водой, ни обмелением.
— В Витиме то есть вода, то нет, а груз везти нужно всегда. В прошлом году, когда мы доставляли уголь в Бодайбо, перекат Бурый серьёзно обмелел, по замерам путейцев глубина была не более 90 сантиметров, то есть прохода не было. Мы взяли свои инструменты, промерили и нашли не широкий проход — 25 метров шириной и 2 метра глубиной. Тогда по согласованию с руководством, было организовано «короткое плечо», и груз был доставлен, — рассказывает об особенностях северного завоза капитан Сергей Сычёв.
Доставка груза по Витиму затруднена большим уклоном воды, чем круче уклон, соответственно — быстрее течение. По словам капитанов, уклон реки Лена достигает примерно 6 сантиметров на километр, от Бодайбо до Мамы уклон уже 23,5 см, поэтому для доставки груза на теплоходе СК, который на своём носу толкает ещё и трёхтонную баржу, используют буксиры. Так, в паре с буксировщиком доставляются жизненно-важные груза в северные районы области.
Буксир «Усть — Кутский комсомолец», сменным капитаном которого является Александр Максимович Федосеев, в основном работает на проводке составов по реке. Спускает и поднимает в вверх по течению реки Витим баржи.
— Длинным составом вниз нельзя ходить по условиям безопасности. Здесь нужно учитывать и особенности русла реки Витим — любое касание о грунт означает, что корабль выведен из строя и надолго, на 100 % пробоина будет.
Этот речной труженик – буксир «Усть-Кутский комсомолец» является главным помощником – толкачом судов. Буксировщик, словно муравей, тащит на себе состав судов, превышающий его по грузоподъёмности, наперекор мощным потокам северных рек. Первый участок пути от Усть-Кута до Витима составляет 744 километра и 171 километр до Мамы, по словам речников путь не большой, но какой сложный, сопряженный со многими опасностями, встречающимся на реке.
У капитана Сергея Сычёва обширный район плавания от самого крупного речного порта — великих Северных ворот до Тикси, он ходил по рекам Вилюй, Алдан, Витим, и по словам Сергея Владимировича, каждая река имеет свой характер, особенности и сложности. К примеру, фарватер реки Вилюй может меняться в течение лета из-за песчаного дна. В Витиме русло стабильное, каменистое, с подъёмом воды в реке Витим скорость течения увеличивается, сложность при малых уровнях воды составляют неконтролируемые камни- одинцы.
— Витим — серьезная река, здесь хулиганить нельзя, если на перекате нарисован судовой ход, то ты от него практически не должен отклоняться. На плёсах река затопляется. Но благодаря эхолоту у нас есть чёткое понятие, насколько прибыла вода, насколько можно приблизиться к берегу. Тут эхолот нам в помощь, — рассказывает капитан Сычёв.
СК-2044, капитаном которого является Сергей Сычёв — высоко модернизированный теплоход класса «О», то есть его район плавания возможен до Тикси. СК-2044 оборудован краном для перевалки грузов, имеет усиленное дно. Теплоход СК-2044 – это один из последних построенных судов такого класса на судоверфи в Усть-Куте в 1991 году. На СК – 2044 установлены современные эхолокаторы, позволяющие продвижение судна даже в условиях ограниченной видимости. Эхолот сообщает судоводителям о том, сколько метров находится под днищем судна. GPS навигатор показывает, где судно находится относительно фарватера, система Глонасс передаёт координаты корабля — широту и долготу главному управлению. О своих кораблях капитаны рассказывают как о любимых детищах со знанием и любовью.
Но и на таких высоко модернизированных «умных» судах, чтобы преодолеть «стоперекатный» Витим, нужны опыт, смекалка, знание лоции. Лоция — это раздел судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов. Основу знаний судовождения, как, впрочем, и будущей жизни герои нашей статьи – два капитана получали в знаменитом Осетровском речном училище. Два капитана – Сергей Сычёв и Александр Федосеев – друзья детства, учились и жили в городе Братске, окончили Осетровское речное училище и так по жизни идут вместе по великой водной магистрали. Романтическая привязанность к речной стихии начинается в стенах этого училища, потому с такой ностальгией речники вспоминают годы учёбы здесь. Не без гордости капитан СК-2044 Сергей Сычёв рассказал мне, что у него есть уникальный фильм, снятый в далёком 1974 году. Этот фильм – хроника давно минувший дней демонстрирует, как жили и учились курсанты Осетровского училища. В десятиминутном фильме мелькают лица и наших героев. Александр Максимович Федосеев проносит знамя училища, а совсем еще юный – 14 летний Сергей Владимирович Сычёв сидит в зрительном зале в окружении таких же новобранцев – курсантов – будущих покорителей северных речных просторов.
— Я приехал в Осетровское училище после окончания 8-летней школы города Братска. Здесь я получил не только крепкие знания, но и прошел отличную подготовку для будущей самостоятельной жизни, — рассказывает Сергей Сычёв. – Люди, которые выходили из училища были готовы к жизни на все 100%. Мы в армии ходили меньше строевым шагом, чем в училище, нас основательно готовили к парадам, проходившим 7 ноября и 9 мая.
Мы смотрим оцифрованные кадры черно-белой хроники, и капитан Сычёв рассказывает о преподавателях речного училища.
— Это наш командир Каменев Александр Иванович, в прошлом – фронтовик, легенда и гордость училища. У нас в училище была организована школа самбо, где я 4 года обучался самобороне у тренера Носовко, этот обыкновенный усть-кутский парень в своё время одержал победу над чемпионом мира по самбо. Капитан СК -2000 Владимир Ильич Орлов – орденоносец, Окишин, Зуев, — перечисляет капитан неизвестные мне фамилии своих знаменитых преподавателей. А затем вспоминает, — у вас на Маме работали и жили выпускники Осетровского училища — Рамм Виктор Оттович и Александр Оттович, все профессионалы своего дела.
— Я ведь знаю и помню, каким был ваш посёлок ещё в 1976 году, когда я впервые приходил к вашим берегам. Это был какой-то Клондайк, здесь всего было в изобилии, красивый, ухоженный, асфальтированный городок, мне тогда казалось, что это другое государство, настолько все было хорошо и первоклассно устроено до перестройки. Печально, что такой замечательный район пришел в упадок.
И как бы не хотелось заканчивать нашу беседу на грустной ноте, но это правда жизни, от которой никуда не денешься. Эти самодостаточные люди – речники всегда открыто говорят правду, смело смотрят опасностям в лицо и крепко держат штурвал корабля. И пока такие докспециалисты своего дела, бесстрашные покорители своенравной северной реки будут твёрдо следовать по фарватеру к берегам Мамы, можно быть уверенными, что наш уголь для мамчан будет доставлен в срок и в полном объёме.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

97