Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

03.05.2017 10:20 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 03.05.2017 г.

Поверив в вас - жива Россия будет...

Автор: Никифоренко Д.И., учитель русского языка и литературы Мамской СОШ

В Мамской СОШ стало традицией проводить общешкольные мероприятия, посвящённые юбилейным датам. В этом году предметная декада Литературы была посвящена двум юбилярам — величинам мирового уровня, нашим землякам — писателю В.Г. Распутину и драматургу А.В. Вампилову.
Целью запланированных мероприятий было расширение и совершенствование знаний учащихся о жизни и творчестве писателей, развитие творческого и человеческого потенциала учащихся, популяризация произведений В.Г. Распутина и А.В. Вампилова.
Декада Литературы проходила с 7 по 17 апреля, но в столь короткий срок учителя русского языка и литературы провели большое количество разнообразных мероприятий. К началу предметной Недели, как это бывает всегда, был оформлен информационный стенд, обозначающий тематику мероприятий, — «К 80-летию со дня рождения В.Г. Распутина и А.В. Вампилова». Ярким, содержательным и красочным помогла его сделать ученица 11 «А» класса Никифоренко Ирина.
Следующим мероприятием стал нетрадиционный урок литературы в 11 «А» классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын», подготовленный учителем русского языка и литературы А.К. Чиликиной. Урок проходил в форме дискуссии, и главным в уроке был своеобразный спор двух поколений. Роль «отцов» в этом споре отводилась учителям литературы, которые присутствовали на уроке в полном составе. Александра Константиновна тщательно продумала сценарий урока, чтобы у учащихся не складывалось ощущения, что учителя навязывают своё мнение, как говорится, давят своим авторитетом: класс был поделён на группы, в каждой группе – учитель и учащиеся. Все могут высказаться, согласиться или оспорить чужое мнение. Кстати сказать, переживания Александры Константиновны по поводу того, что учащиеся замкнутся, будут зажаты, немногословны, не оправдались. Напротив, можно отметить активность В. Ковальчука, его умение связать литературу с жизнью, глубину мыслей К. Павловой и, что особенно радует, знание текста и владение материалом учащимися. Думаю, стоит проводить такие уроки чаще, возможно, привлекать родителей, ведь не секрет, что не так часто мы сегодня разговариваем с детьми, слушаем и слышим друг друга.
Традиционными внеклассными мероприятиями являются предметные викторины; они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на уроках, повышают общую языковую культуру, стимулируют самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. В этом году для учащихся 6-ых классов была проведена викторина по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского», а для учащихся 5-11 классов – по биографии и творчеству В.Г. Распутина и А.В. Вампилова. В викторине для шестиклассников участвовали по одной команде из 6 человек от каждого класса, им предстояло в течение часа выполнить 45 тестовых заданий. Ребята справились с заданиями быстро, но у одной команды в итоге было 5 ошибок, у другой — 8. Победила по количеству правильных ответов с разрывом в 3 балла команда 6 «Б» класса!
Вторая викторина проходила с 3 по 15 апреля для всех желающих 5-11 классов без предварительного отбора, задания составлялись с учётом возрастных особенностей, подведение итогов проводилось по каждому участнику отдельно. К слову сказать, не густо было желающих! Хотя сегодня, в век Интернета, найти ответы на любые вопросы совсем не проблема. Самыми активными были опять же шестиклассники! Из старших классов особо хочется отметить полноту, развёрнутость каждого ответа Орловой Яны, ученицы 9 «А» класса. А места распределились следующим образом: 1 место – Левченко Полина, Гоман Катя, Куркалевская Настя, Устюгова Света; 2 место – Орлова Янита, Кнауб Евгения, Шутова Настя; 3 место – Кузнецов Саша, Осипова Дарья, Гладунов Иван.
Завершающим Декаду Литературы и самым массовым стал общешкольный литературный праздник «Поверив в вас — жива Россия будет!». Подготовка к мероприятию велась не один месяц, т.к. первоначально праздник планировалось приурочить к 15 марта, дню рождения В.Г. Распутина (к сожалению, в школе в этот период был объявлен карантин). Сценарий праздника был подготовлен учителем русского языка и литературы Е.В. Руцковой, ведущими праздника были учащиеся 9-10 классов Черешнюк Анастасия и Гурченков Николай. Их рассказы о жизни и творчестве писателей сопровождались демонстрацией эпизодов из документальных и художественных фильмов, чтением стихов, посвящённых Валентину Распутину и Александру Вампилову — стихи читали Алиса Москаленко, Ангелина Гришова, Антон Костюк. В самого Вампилова попытался перевоплотиться Концевых Дмитрий, прочитав его стихотворение «Вспоминайте меня весело». Очень зрелищными были сценки из произведений юбиляров: учащиеся 7 «А» класса и учащиеся 8 «Б» класса Рамм Софья, Гладунов Иван и ученик 5 «Б» класса Михеев Дима инсценировали два эпизода из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»; театрализованные постановки по произведениям А.В. Вампилова приготовили учащиеся 9 «Б» класса — Лесковец Александр и Мишин Данил (рассказ «Шорохи») и учащиеся 8 «А» класса — Марданшин Владимир, Новикова Валерия и Лю-ю Никита (пьеса «Свидание»). Также всех поразило выступление ученицы 8 «А» класса Дианы Атановой, прочитавшей миниатюру по рассказу А. Вампилова «Стоматологический роман». Диана блестяще выступила с этим номером на муниципальном конкурсе «Живое слово», но здесь её смогло услышать большее количество зрителей. Все выступающие ребята максимально вжились в свои образы, сыграли, как настоящие актёры. Смазывает впечатление другое – отсутствие сцены! Наша боль, возмущение, недоумение – почему, развивая в детях чувство гуманного и прекрасного, мы лишаем их самого элементарного – привития эстетического вкуса?!
В каких условиях мы проводим наши праздники?! Обычный кабинет в школе, натянутый на проволоку кусок ткани с зияющими дырами, который мы стараемся своими силами хоть как-то приукрасить ( этим мы обозначаем сцену), пятачок пространства для выступающих и остальное — очень незначительное — место для зрителей. В нашей большой школе нет актового зала. А был когда-то. Видимо, убрали за ненадобностью. Приоритеты стали другими. Всё, что касается творчества, литературы (замечу, урок литературы считается человекоформирующим уроком, а А.Т. Твардовский называл уроки литературы уроками нравственного прозрения) не в приоритете? А потом мы удивляемся, что происходит с людьми? Не об этом ли В. Распутин пишет: «Забыли люди вековые заповеди, душу свою потратили – и не заметили, как потеряли»?
Школа стоит в центре посёлка. Она и является по сути его центром. Может быть, пора об этом вспомнить?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

32