Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

17.10.2017 08:30 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 79 от 17.10.2017 г.

Идущие впереди дорог

Автор: Беседовала Евгения Карасова

Значение дорог в экономике Мамско-Чуйского района, в жизни северян вообще трудно переоценить. Наши дороги – это поистине артерии жизни. И люди, занятые в дорожной отрасли, осуществляют благородную миссию, делая доступным наш отдаленный район с центральными магистралями «большой земли».

Протяженность дорог, которые обслуживает коллектив «участка п. Мама» филиала «Бодайбинский» Дорожной службы Иркутской области, насчитывает порядка 254 км, при этом ни в одном районе нашего региона, кроме нашего, нет такого большого количества искусственных сооружений! На всей протяженности дорог общего пользования в Мамско-Чуйском районе находятся 286 мостов, а также 130 труб. Даже в соседнем, Бодайбинском районе на протяженности порядка 535 км дорог, насчитывается около 92 мостов. В общем, хлопотное это дело – содержание такого дорожного хозяйства.

Главным и единственным экспертом дорожного хозяйства в Мамско-Чуйском районе является Владимир Анатольевич Савин. В его функции, как главного эксперта дорожного хозяйства Бодайбинского отдела по инспектированию автодорог ОГКУ «Дирекция автодорог», входят государственный контроль и надзор за технологией, качеством, сроками и объемами работ на дорогах и дорожных сооружениях, выполняемых подрядчиком, а именно — участком п. Мама филиала Бодайбинский Дорожной службы Иркутской области, также эксперт проводит обследование и диагностику автомобильных дорог в районе. В дорожной отрасли Мамско-Чуйского района Владимир Анатольевич работает с 1996 года, потому история становления и развития дорожной службы района, ему, как старожилу, известна доподлинно.

Самое благодатное время

Моему собеседнику Владимиру Савину довелось работать в самое благодатное время для дорожной службы района. Время, когда наращивались производственные мощности предприятия, образовывались службы, велось знаменитое строительство дороги Мусковит-Мамакан, на которую возлагали большие надежды жители нашего труднодоступного района.

- В 1992 году в Мамско-Чуйском районе был образован Дорожный эксплуатационный участок (ДЭУ), который возглавил Мельников Виктор Анатольевич, его уже, к сожалению, с нами нет, — рассказывает главный эксперт дорожного хозяйства Владимир Савин. — Виктор Анатольевич возглавлял ДЭУ до 2005 года. На базе этого участка был образован Мамско-Чуйский филиал Дорожной службы Иркутской области.

Владимир Савин перешёл работать в ДЭУ в 1996 году из Мамско-Чуйской геологической экспедиции базы ПТОК с должности старшего мастера по деревообработке. Работал на разных должностях, был дорожным мастером, в 1999 году на предприятии была образована диспетчерская служба, возглавить которую поручили Владимиру Анатольевичу. Диспетчерская служба — важное звено, координирующее деятельность всей дорожной службы. Это оформление путевых листов, отправление путевых заявок по участкам. В то время действовали 4 участка: Согдиондон, Слюдянка, Колотовка, Мама. Количество рабочих в летний период доходило до 120 человек. В зимнее время до 90 человек.

- Работали на таких дорогах как: Мама-Луговский – Горно-Чуйский, потом Колотовка- Мусковит – Мамакан, Тетеринск- Витимский — Большой Северный, — рассказывает Владимир Анатольевич. — На реконструкции находилась дорога Мусковит-Мамакан, итоговой целью реконструкции являлась строительство дороги до Мамакана. Существовал проект реконструкции под который выделялись средства, однако в 2007 году финансирование было прекращено, работы остановлены, к тому времени удалось построить 44 км от Мусковита к Мамакану. Но самый сложный участок – 16 км остался впереди.

Мамско-Чуйский филиал Дорожной службы Иркутской области, как самостоятельное предприятие с ведением всей финансово-хозяйственной деятельностью просуществовал до 2005 года, после реформации произошло слияние двух филиалов Бодайбинского и Мамско-Чуйского с головным управлением в Бодайбо. Так, в 2005 году был образован «участок п. Мама» филиала Бодайбинской Дорожной службы Иркутской области. Целесообразность этих реформ, которые привели к объединению, и как следствие – к потере самостоятельности, до сих пор под большим сомнением. В том же году руководитель службы Виктор Анатольевич Мельников покинул свой пост.

В 2005 году «участок п. Мама» филиала «Бодайбинский» Дорожной службы Иркутской области возглавил Сергей Владимирович Леонов, в 2010 году начальником участка был назначен Сергей Викторович Мазолевский. Сергей Владимирович перешёл работать в производственный отдел, а затем и вовсе выехал из района. С 2016 года по настоящее время участком п. Мама Бодайбинского филиала Дорожной службы Иркутской области руководит Евгений Иванович Лукьяненко. Евгений Иванович пришел на работу в дорожное хозяйство района из сферы жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году на должность механика «участка п. Мама» филиала «Бодайбинский» Дорожной службы Иркутской области. До этого времени он 12 лет проработал начальником автотранспортного цеха местного ЖКХ, превосходный механизатор, Евгений Иванович проявил и на новом месте себя как отличный хозяйственник, потому ему было поручена эта хлопотная и ответственная работа начальника участка. При этом он, как водится на Руси, и кузнец и жнец и на дуде игрец, работает механиком дорожной службы.

И всё идёт по плану

В 2001 году было образовано Областное государственное учреждение «Дирекция автодорог» — контролирующая организация, которая подчиняется Министерству автодорожного хозяйства Иркутской области. В 2004 году Владимиру Савину предложили занять должность главного эксперта дорожного хозяйства, на которую он был переведён с должности инженера производственного отдела по искусственным сооружениям Мамско-Чуйского филиала Дорожной службы Иркутской области. С 2004 года Владимир Анатольевич осуществляет проведение работ, связанных с обеспечением развития и совершенствования сети дорог района, инспектирует дороги и дорожные сооружения, также на нём лежит ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на содержание дорог.

Главный эксперт дорожного хозяйства выполняет контракт с подрядчиком в лице начальника «участка п. Мама» филиала «Бодайбинский» Дорожной службы Иркутской области, согласно которому установлены планы – графики выполнения дорожных работ.

- В контракт входит зимнее содержание дорог и весенне – летнее-осеннее содержание дорог. К завершению сезона, конкретно к 15 октября, подрядчику необходимо произвести весь объём работ, обозначенных контрактом, в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения транспортных средств, — говорит главный эксперт дорожного хозяйства района Владимир Савин.

- И за всё время работы, мы ни разу не нарушили условия контракта, у нас всегда всё идет по плану — графику, все работы выполняются качественно и в срок, — с гордостью говорит Владимир Савин.

Контрактом также предусмотрено возникновение различных чрезвычайных ситуаций, которые на наших дорогах, в непростых природных условиях, происходят часто.

Так, в этом году на реке Витим, в связи с резким поднятием воды выше критической отметки, унесло мост в районе Тетеринска. Мост был новым, дорожники его капитально отремонтировали только в 2016 году. Пришлось, в срочном порядке, восстанавливать.

- Буквально две недели назад дорожники перебросили технику на «витимскую» сторону. И за неделю дорожные рабочие отсыпали там размывы, сделали планировку дороги, восстановили мост, провели вырубку обочин дорог от кустарников и подлеска в полосе отвода автодороги для обеспечения безопасности движения автотранспортным средствам. Так был завершен весенне-летне-осенний период и выполнен весь график работ. И даже сверх плана — по мостам, — сказал главный эксперт дорожного хозяйства.

Главный эксперт дорожного хозяйства Владимир Савин рассказал, что объёмы работ дорожников — колоссальные; дорожники ремонтируют от 10 до 13 мостов в год! Притом, что количество рабочих в коллективе «участка п. Мама» дорожной службы в среднем до 40 человек.

В этом году силами дорожной службы «участка п. Мама» отремонтировали самый длинный в районе мост через реку Мама в п. Луговский, по протяженности 208 метров. Полностью было восстановлено асфальто-бетонное покрытие моста. Одна бригада два с половиной месяца производила ремонт данного моста; рабочие вручную мешали бетон, тщательно производили отливку. И сейчас мост находится в удовлетворительном состоянии, не так давно местные власти провели освещение на Луговском мосту.

Также был отремонтирован мост через речку Большая Чукча, общей длиной 45 метров. В ходе ремонтных работ была произведена замена колесоотбойного бруса, дощатого, защитного и колейного настилов, частично заменены перила. Отреставрированный мост — загляденье. Всего за весенне-летний период, по словам главного эксперта Владимира Савина, дорожниками «участка п. Мама» было восстановлено 11 объектов искусственных сооружений, дополнительно, сверх установленного графика, построен мост через ручей Могучий, таким образом, превышение по выполнению плана по искусственным сооружениям составило порядка 40 %.

Горячая пора начинается

с приходом зимы

Говоря о производственных показателях, планах – графиках сдачи работ, которые, безусловно, волнуют главного эксперта дорожного хозяйства, Владимир Савин подчёркивает сложные условия, в которых трудятся дорожники.

- В весенне-летний период — самая большая нагрузка приходится на дорожных рабочих, работа не простая, мужики вахтовым методом работают, дома не живут с понедельника до выходных, раньше вообще по 2 недели работали, — говорит Владимир Анатольевич.

Это тяжелый труд, тем более в наших условиях Крайнего Севера. Зимой — трескучий мороз, летом — комары, мошка. А работать надо, невзирая на все трудности.

- С 15 октября дорожники переходят на зимнее содержание дороги, к этому времени «участок п. Мама» дорожной службы, то есть подрядчик, должен подготовить дорожную технику к зиме, и так далее, по всем пунктам. Каждый год сезон выполнения работ корректируется погодными условиями: снегопад, гололёд. Дорожникам необходимо подсыпать опасные места. Ведь цель контракта – обеспечение безопасного проезда круглосуточно, — говорит Владимир Анатольевич.

- У нас оторванный район. Круглогодичного сообщения нет, и мы зависим от ледостава. Река, как правило, замерзает с неровностями — с торосами, с пустотами, состояние ледяного покрова надо своевременно обследовать, — рассказывает Владимир Савин. — И самая горячая пора наступает с конца ноября, с 20-25 ноября. Осмотры, подготовка подходов к ледовым переправам. В контракте учтено взаимодействие в работе дорожников с ГИМС, ГИБДД, администрациями района, посёлков.

Торосы убираются рабочими вручную – нет лёгкой техники, которая бы прошла по первому льду и разравняла бы неровности. Первая ледовая переправа это — Мама-Тетеринск, протяженностью 3 км, вторая ледовая переправа Витимский — Колотовка — порядка 1 км. Затем следует самая длинная в области переправа — это Мусковит – Мамакан. Содержание и устройство этой ледовой переправы сейчас находится в ведении дорожников филиала Бодайбинский. Граница между нашими районами пролегает по реке Большая Лабазная, в районе 27-го км от посёлка Мусковит в сторону п. Мамакан. А ледовая переправа у нас спускается на 42 км от Мусковита и уходит в сторону Мамакана.

Переправа Мусковит — Мамакан открывается, обычно, в середине января. Это, по словам главного эксперта, делается для того, чтобы увеличилась грузоподъёмность ледового покрытия, выдержать сроки по нормативам и за этот период сделать промеры толщины льда, произвести прокладку грейдером, установить знаки, ограничивающие движение большегрузного транспорта. И здесь начинаются основные трудности…

На свой страх и риск наши люди начинают движение по ледовым переправам с грузом, превышающим допустимые пределы. Нарушений таких много, и они приводят к тяжелым последствиям, только в прошлом году две машины «ушли» по лёд.

Испытание на прочность

В начале 2017 года, а именно — 2 февраля, в связи с отсутствием нормативного запаса угля на теплоисточниках п. Мама и п. Луговский по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Мамско-Чуйского района на территории Мамско-Чуйского района объявлен режим «Чрезвычайной ситуации». Бала созвана чрезвычайная комиссия, на которой была озвучена информация, предоставленная ресурсоснабжающей организацией – МПКК, о том, что угля для прохождения отопительного сезона в Мамско-Чуйском районе, при определённой экономии хватит только на 20-25 дней февраля. На той же комиссии было рекомендовано начальнику участка п. Мама» филиала «Бодайбинский ОАО «ДСИО» Евгению Лукьяненко организовать содержание автодорог и ледовых переправ на территории района для провоза угля на теплоисточники, в том числе участок автодороги п. Луговский – п. Колотовка. Северян нельзя заморозить, нужно доставить уголь в кротчайшие сроки по ледовой переправе.

Этот период прохождения зимнего сезона содержания дорог для мамских дорожников стал настоящим испытанием. Для того, чтобы доставить в район жизненно-важный груз – топливо для северян, ледовые переправы района должны были выдержать невероятно интесивную нагрузку до 3,7 тысячи тонн большегрузами. В таких чрезвычайных условиях, когда от состояния ледовой переправы напрямую зависит жизнь северян, будет ли тепло в домах тысяч людей, испытание на прочность проходили, прежде всего, не дороги, а люди, которые их делают. И дорожники вместе с другими организациями района успешно, достойно прошли через узкую горловину этих испытаний.

- В прошлом году ледостав на реке Витим происходил неравномерно, потому пришлось изменить традиционную схему проезда и пойти по берегу. И там, где обычно был прочный лёд, образовалась «каша». И хотя неделю морозы стояли до 40 с лишним градусов, ровным счётом ничего не промерзло, — рассказывает о ситуации на ледовой переправе в период доставки топлива в район начальник участка п. Мама» филиала «Бодайбинский ОАО «ДСИО» Евгений Лукьяненко.

В условиях форс — мажора, как обычно — действует закон «подлости», где тонко – там ломается. И произошло непредвиденное. Со стороны п. Заря поверх льда хлынула вода, такого, по словам дорожников, никогда не случалось. Под снегом от берега п. Мама до противоположного, практически везде была подушка «из воды». Делали промеры, искали, где найти лучше проход машинам. И тут подоспели морозы. На комиссии по делам ГО и ЧС было принято совместное решение об увеличении тоннажа для ледовых переправ, вместе с работниками Пожарно-спасательной части – 38 намораживали дорогу, выкладывали горбыль, чтобы наморозить толщину льда до 60 сантиметров. Это делалось в связи с тем, что нужно было завезти уголь. И в практике дорожников, когда по ледовой переправе с такой высокой интенсивностью и большими объемами тоннажа продвигалась техника, ещё не случалось. В ходе проведения масштабной операции по доставке угля в район, по дороге, которая уже в прямом смысле была обозначена «дорогой жизни» для северян, дорожники проявили себя как настоящие профессионалы — они обеспечили безопасный проезд и доставку стратегически важного груза!

Кадры решают всё

Все проблемы нипочём дорожникам, если бы не главная— кадровая. Молодежь сегодня не хочет идти работать бульдозеристами, экскаваторщиками, грейдеристами. Это проблема номер один. Нехватку молодёжи перекрывают старыми профессиональными кадрами, но они через пять-десять лет уйдут на заслуженный отдых, а потом их знамя, по сути, некому будет подхватить. В дорожной службе надо работать по-настоящему, это тяжёлый труд. И здесь лозунг «кадры решают всё» — актуален.

- У нас каждый профессионал на счету. Научиться работать на тяжёлой спецтехнике сложно. Нужно понимать и чувствовать технику, дорогу, — говорит главный эксперт дорожного хозяйства Бодайбинского отдела по инспектированию автодорог ОГКУ «Дирекция автодорог» Владимир Савин.

На участке «п. Мама» филиала «Бодайбинский» ОАО «ДСИО» работают такие доки своего дела как Юрий Альбертович Корбмахер на единственном роторе, который был выделен участку еще при губернаторе Тишанине, то есть более 10 лет назад. Так называемый краснознаменец Юрий Альбертович поддерживает технику в превосходном состоянии. На роторе он очищает от снежных заносов горные перевалы, и подчас ему приходится работать круглые сутки.

Профессиональные дорожники — люди старой закалки, умеют и знают, как работать, на нах держится авторитет дорожной службы района. Это водитель КАМАЗа Виталий Вячеславович Иванов. Николай Павлович Нестеров – машинист грейдозера К – 701, Потапов Анатолий Николаевич – машинист автогрейдера. Диспетчер Татьяна Ивановна Яковец, инженер по ТО Зоя Николаевна Голубова, кладовщик Надежда Назарова, Вера Иннокентьевна Кузьмина – почетный работник предприятия и другие. В общем, это такие специалисты, которым два раза не надо повторять, – они не только знают своё дело, но и знают, как сделать его наилучшим образом. Их работа отличается высоким качеством и высокой исполнительской дисциплиной. Это работники с большой буквы.

Дорогу осилит идущий, а уж тот, кто эту дорогу прокладывает — осилит тем более. Ведь этот путь дорожник проходит первым. Потому, невзирая на погодные катаклизмы и различные форс-мажорные обстоятельства дружный коллектив участка «п. Мама» филиала «Бодайбинский» ОАО «ДСИО» усердно занимается своей работой. Они обеспечивают четкую работу «кровеносной системы» района и его надежную связь с магистралями «большой земли». Делают всё, чтобы передвижение по транспортным артериям района было максимально удобным и безопасным. Дорожники постоянно в напряжённой работе, и этот труд, по их собственному признанию, доставляет им удовольствие. Ведь, в этих дорогах – частичка их души.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

226