Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

17.05.2016 09:38 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 (9012) от 17.05.2016 г.

Вспомним о былом

Автор: Н. Н. Сталькова, п. Мама

В связи с 65-летним юбилеем образования Мамско-Чуйского района хочется в очередной раз вспомнить историю рождения и развития жизни в слюдяном крае. А ведь в его истории (до 1951 года) содержится история всей страны. В царское время 1913 год запомнился расстрелом рабочих в г. Бодайбо, с началом империалистической войны в 1914 году на защиту царя и Отечества забирали отсюда в солдаты молодых мужчин. Уже при советской власти в 20-е годы в ожесточённых боях гражданской войны таёжные просторы привитимья обильно поливались людской кровью, например, у Каменного острова. С 30-х годов началась коллективизация, следом за ней массовые репрессии, а затем и Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.
Конкретно о юбиляре. В своей информации я использую только воспоминания старожилов района, проживавших в пос. Мама с 1928 года, а также некоторые архивные данные из истории развития горно-обогатительного комбината «Мамслюда».
«С времён Великого Петра в глухом сибирском крае
Люди с риском для себя в горах слюдою промышляли.
Но труд слюдяника всегда был ценен для России
Ведь из глубин добытая слюда Державы укрепляла силы».
И это действительно было так. Слюдяной промысел являлся царской монополией. Слюду добывали в небольших количествах, в среднем около 15 тонн в год, вывозили за границу, где слюду называли русским стеклом. Слава о добываемой на Мамском месторождении слюде получила известность далеко за пределами Сибири. Примерно в 1753 году на Чуе добывалась аршинная, как сейчас сказали бы крупнолистовая, слюда для окон строящегося в то время Екатерининского дворца. С появлением за границей стекольных заводов, спрос на слюду резко упал. Однако, к 1906 году слюда добывалась уже для электротехнической промышленности. Например, в 1913 году на Согдиондоне было добыто около 20 тонн слюды, и добыча её постоянно увеличивалась. Вся слюда шла только за границу. В 1917 году одна из шведских фирм оформила заказ на 17 тонн, но добыча слюды была совсем прекращена в связи с революцией и сменой власти.
Где-то с 1870 года велась регулярная добыча золота, и от пос. Витим по реке. Лена, далее по реке Витиму постоянно ходили пароходы до г. Бодайбо. По берегам реки Витима располагались десять зимовий. В пути следования пароходы делали остановку на каждом зимовье, чтобы загрузить на пароход дрова. На зимовьях жили работники пароходства, которые занимались заготовкой дров, а в зимнее время зимовья являлись почтовыми полустанками. Зимовья продолжали функционировать и после революции. В 1922 году Мамское зимовьё было самым крупным и состояло из трёх деревянных жилых домиков, бани, кузницы, склада, конюшни (жила семья Казакова). Здесь же, была база двух предпринимателей по добыче слюды А.Л. Томчика и П.П. Горяева, которые в 1918 году эмигрировали за границу (инф. П.Пашовкина).
Слюдяной промысел то развивался, то прекращался. С 1926 года началось систематическое изучение Мамского месторождения, и впервые в государственном масштабе был разработан план добычи слюды. Для этого было образовано Мамское рудоуправление и сразу же было выдано плановое задание по добыче слюды. Некоторые семьи из нищенских деревень приезжали в п. Мама по собственной инициативе, либо из г. Бодайбо по договору. Но, проживающих в районе людей было крайне мало, а для выполнения плана рабочей силы требовалось много. В это время в стране начались массовые репрессии. Наш горно-таёжный, изолированный от всех и вся, почти безлюдный район был признан лучшим местом для ссылки людей с целью обеспечения добычи слюды бесплатной рабочей силой. Рабочий потенциал района изначально составил и определил на много лет вперёд так называемый спец контингент или спецпереселенцы. С 1931 года начался массовый завоз в район из деревень всей страны ссыльных крестьянских семей в полном их составе (старики, дети). Именно с этого времени началось рождение и развитие слюдяного района. С 1938 года в район стали приезжать в полном составе семьи татар, с которыми прямо в Татарии были заключены трудовые договоры (инф. Н. Новик).
При полном отсутствии техники, при тяжелейших условиях жизни крестьяне вынуждены были осваивать множество шахтёрских профессий. Однако, район развивался очень быстрыми темпами одновременно и в промышленном, и в сельскохозяйственном плане. Если в 1928 году в Мамском рудоуправлении численность составляла 160 человек, то к 1940 году уже 3780 человек. Соответственно, добыча слюды с 84 тонн в 1928 году, к концу пятилетки (1932 год) возросла до 2216 тонн забойного сырца, а в 1940 году — 3611 тонн. Кроме выполнения плана по добыче слюды, в районе одновременно строились жилые дома и производственные здания, проводилась заготовка дров и леса, было организовано производство извести, пиломатериалов, работал кирпичный завод; гнали дёготь и смолу и вывозили продавать в г. Бодайбо. По специальной технологии заготавливали из пней деревянный уголь, который применялся при работе кузниц. На «Седьмом» зимовье и в пос. Заря корчевали таёжные массивы для подготовки земли к выращиванию сельскохозяйственной продукции.
В 1934 году на окраине пос. Большой Северный были построены складское помещение, столярка, кузница, конюшня, мельница для помола древесной коры и измельчения аммиачной селитры для изготовления взрывчатых веществ, собрана и установлена пилорама, на речке была построена первая гидроэлектростанция, многие годы это место люди называли «комбинатом». С появлением электричества в пос. Большой Северный началась плановая добыча слюды.
Хорошо было развито сельское хозяйство: выращивали скот, овощи, ячмень, овёс, пшеницу. Мамский ОРС полностью был обеспечен продуктами питания. Излишки урожая возили продавать в г. Бодайбо. Дополнительно, мясом и рыбой обеспечивал ОРС штатный охотник-рыболов, работающий от Бодайбинского зверпромхоза. В 1940 году производили сельскохозяйственную продукцию: на «Восьмом» зимовье — совхоз № 1 «Лензолотопродснаба», колхозы в пос. Воронцовка, пос. Заря, «Седьмое» зимовьё. Заготовкой пушнины занимался Конкудерский колхоз «Заготпушнина». Из Конкудерской фактории до Согдиондона на оленях доставляли муку, овёс и др. Руководил колхозом якут Н.А. Васильев (инф. А.Дербенцева).
В 1938 году в районе прошла волна репрессий, много мужчин было арестовано и ссыльных, и кто работал по договору. Их по зимнику пешком отправили в г. Бодайбо. Домой уже никто не вернулся (инф. М. Новиковой, З. Чуриновой).
К 1940 году были построены и задействованы в производство рудничные посёлки Колотовка, Малый Северный, Камнига, Согдиондон, Луговский, Большой Северный, Слюдянка, Горночуйский, значительно расстроился и пос. Мама. В районе был электрический свет, фельдшерско-акушерские пункты. Осуществлялась воздушная связь, издавалась газета «В бой за слюду!». Работали кино, радио, телефонная связь, школы, библиотеки, столовые, магазины (ларьки)
по продаже продуктов и промтоваров, клубы. В свободное от работы время люди занимались художественной самодеятельностью. Например, в совхозе № 1 на «Восьмом» зимовье. В пос. Заря кроме театральных постановок, для клуба были выписаны ещё книги и струнный оркестр (инф. А. Булатовой).
Для рождения и всестороннего развития жизни района потребовалось всего ДЕСЯТЬ лет, чтобы вручную совершить такие преобразования.
В 1941 году было начато строительство аэропорта в пос. Мама. Люди выходили на субботники и вручную корчевали тайгу, расчищая территорию.
Весной 1942 года уровень воды в реке Мама поднялся до отметки 11,8 м. Смыло часть п. Мама с производственными зданиями и часть п. Зари, общей площадью 10 гектаров. В то время берега реки были очень высокие, а река Мама узкой и бурливой. От полного затопления посёлка. Заря спасли выстроенные дамбы. Однако, детский дом, который находился в пос. Заря, в 1942 году был переведён в г. Бодайбо (инф. А. Швецовой – она в то время работала в детском доме).
В период Великой Отечественной войны почти всех мужчин забрали на фронт. На горе и в подземке работали круглосуточно, в основном, женщины. Для выполнения плана по добыче слюды рабочие бригады периодически направлялись с одного рудника в помощь другому.
Из воспоминаний К.И. Ивлевой: «С февраля 1943 года я работала в Узле связи. В 1944 году с июня по сентябрь, как комсомолку вместе с другими ребятами от работы направили на рудник Витимский на «прорыв слюды» с девизом «Всё для фронта, всё для победы». На горе с отвалов необходимо было выбирать слюду размером со спичечную коробку. А так как была гордость и большая ответственность за порученное дело, слюду выбирали очень качественно, лёжа целыми днями на отвалах. В дальнейшем такая работа обернулась тяжёлой болезнью».
Из воспоминаний А.В. Анкудиновой: «В 1942 году из пос. Согдиондон мужчин забрали на фронт всех, осталось несколько, и то по брони. В забое, в штольне работали одни женщины. Я работала на откатке и одновременно была взрывником. Во время войны семьям сосланных кулаков выдали документы, и после этого с Согдиондона начался массовый выезд людей. Часть семей выехала из района обратно в родные края, часть — на другие рудники: в Горную Чую, Слюдянку, Большой Северный. К 1945 году людей жить осталось очень мало, и рудник Согдиондон практически был закрыт».
После войны вновь начался массовый завоз в район рабочей силы. Кого только сюда не везли: трудбатальон, освободившиеся из тюрем, политспецпоселенцы, 5-10-летники, только все одинокие, но с великим разнообразием по национальности. Были румыны, чеченцы, чуваши, украинцы, поляки, венгры, латыши, немцы и т.д. Фактически в районе жили люди 78 национальностей. И жизнь их была такова, что враждуя меж собой, друг против друга порой стеной вставали. Но, несмотря на такую обстановку, дома в посёлках не замыкались, не было воровства, разбоя. Все в равных условиях работали, выполняли планы по добыче слюды и вносили свой вклад в восстановление разрушенного войной народного хозяйства страны.
Это где-то с 1955 года в район приезжали комсомольские отряды из городов Ангарска, Шелехово, Иркутска и специалисты разных профессий, поступали техника и оборудование. Уже в 70-е годы
«… и на земле и под землёй кипела жизнь у нас в районе
в масштабах области большой:
свои артисты и спортсмены, строители, шахтёры, доктора наук;
субботники – не только в юбилеи, ударный труд – без показух,
и пароходов трубных голоса и множества туристов удивленье:
«Швейцарский это ж уголок, да и народ приветливый живёт!»
У многих осталось в памяти то время, когда Мамско-Чуйский район купался в звёздной славе. Особенно приятно об этом вспоминать тем, кто сам был участником происходящего в жизни района.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

242