Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

29.04.2016 08:42 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 (9009) от 29.04.2016 г.

Истории живые голоса

Война все изменила

Я родился в Иваново-Франковской области, в селе Хледечен-Лесный. Родителей не помню, воспитывала тетка Татьяна Михайловна до 13 лет. Закончил 4 класса, после школы пас скот. Работал на помещика-поляка. Во время войны попал в германский лагерь (в выходной пошел в город и попал в облаву), потом снова вернулся к хозяину. Кончилась война, в августе 1945 года призвали в армию. Довезли до Рахенбаха, потом три дня везли в г. Воронец. Призывников было 10 тысяч человек. Охраняли склады с обмундированием, а потом снова увезли в Рахенбаух делать дорогу до Братиславля, затем отправили в вагонах в сторону Львова – это было 1 января 1946 года.
От Львова поехали на восток, доехали до Москвы, пробыли там три дня и прямым ходом до Иркутска. Из Иркутска на самолете доставили на Витим, потом на Маму. Год работал в рабочем батальоне, потом заключил договор. В мае 1947 года приехали на Чую, женился, родились дочь и два сына. Работал трелевщиком. На Слюдянку приехал в 1951 году.

Дмитрий Иванович Петрышак,
старожил Мамско-Чуйского района

Делегат съезда комсомола

В 1946-1950 гг. я работал освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ прииска «Артемовский». Был членом бюро Бодайбинского ГК ВЛКСМ.
Поселок Мама тогда входил в Бодайбинский район и поэтому я часто по заданию горкома ездил в Мамское рудоуправление, на рудники Луговка, Мусковит и др. Часто встречался с активистами, молодыми передовиками производства. Особенно помнится мне гремевшая по всей области комсомольская ударная бригада обработчиц слюды с рудника Луговки во главе с Еленой Гайнулиной. Девчата всегда намного перевыполняли норму, постоянно завоевывали Красное Знамя. А Лена была избрана депутатом Областного Совета трудящихся. Я был очень рад и счастлив, когда комсомольцы Мамы избрали меня делегатом на XI съезд комсомола.

Алексей Борисович Дьячков

Каждый день борьба

Когда я училась в третьем классе, на класс младше учился Саша Ощепков. От рождения у него было повреждение позвоночника, и он не мог ходить. Ребята из его класса привозили его в школу или ходили к нему домой. В помощь к ним прикрепили наш класс, в том числе и меня. Вместе с Р. Алиевым, Н. Бьянковой мы ходили к Саше, выполняли с ним домашние задания, читали книги или просто рассказывали о делах в классе. Ему было очень трудно. Передвигался он с помощью деревянной коляски, поэтому на его ладонях были мозоли. Он очень радовался нашему приходу. Саша очень много читал. Несколько раз мы возили его в клуб, в кино. Саша прожил всего 20 лет. И каждый день жизни – борьба. И мы, пионеры-теймуровцы, старались сделать все, чтобы его жизнь стала радостнее. Родители Саши были очень нам благодарны.

Татьяна Васильевна Червяткина,
п. Мама

Начинали бурение вручную

Я работал горным мастером в районе более 40 лет. За эти годы наша промышленность и добыча слюды шагнули очень далеко. А мы начинали бурение вручную. Было так называемое «одноручное» и «двуручное» бурение. Народа в поселках было мало, приезжали по комсомольским путевкам. Электричество получали с помощью движка-генератора. Наша станция отапливалась дровами, в сутки надо было для работы 80-100 куб.м. дров.
Строительство станции закончилось в 1954 году. Летом, во время навигации, привозили уголь. Техники для разгрузки не было. Разгружали уголь вручную, носили его мешками. В помощь снимали людей с соседних рудников. Выгружали баржу за 3-4 дня. Народ относился с пониманием – никто не роптал.

Яков Иванович Негода,
ветеран войны и труда,
п. Мусковит

Разные судьбы

В 1934 году, когда открылась неполная средняя школа, на Маме стало пять пионерских отрядов.
По инициативе ребят, при поддержке учителей и руководителей в школе были созданы и работали авиамодельный, драматический, танцевальный и другие кружки. Совет отрядов проводил большую работу в борьбе за повышение успеваемости. Члены санитарного кружка следили за порядком и чистотой не только в классах, но и на улице. Пионеры горячо откликались на любое дело. Первые пионеры 30-х годов нашей школы: Василий Федорович Кармишин, Иван Николаевич Чернышев, Николай Шипицин, Георгий Скоробогатов, Александр Шелковников, Станислав Маринов, Ираида Бабкина, сестры Боровиковы и другие. По разному сложилась судьба бывших пионеров. Они трудились на предприятиях нашего района и области.
Александр Шелковников и Василий Кармишин погибли на фронте в годы войны, защищая нашу Родину. Николай Шипицин — полковник Советской Армии.

Виктор Андреевич Мишин, первый председатель Совета отрядов пионеров Мамской школы, старожил района

Стал ветераном войны

Мои далекие предки поселились в России на берегах Волги еще во времена императрицы Екатерины II. Я родился в Саратовской области, Франковском районе, селе Вальтер, 1 марта 1924 года. В семье было шесть детей.
В сентябре 1942 года нас отправили в Сибирь, боялись, что мы будем помогать фашистам. Ехали долго, на больших станциях варили еду на кострах. Приехали на станцию Ишим Тюменской области, ночь в шалашах переночевали, а утром стали отправлять по деревням, мы поселились в деревне Бердутье.
В январе 1942 года мобилизовали в трудармию. Привезли в свердловскую область г. Краснотуринск. Там был лагерь заключенных, потом их куда-то увезли, а нас поместили в этот лагерь. На работу выводили под конвоем. 19 октября 1946 года мы стали как-бы свободны, но из лагеря не отпускали, привезли пленных немцев и я работал еще и переводчиком до 1950 года. В этом же году демобилизовался и уехал в Мамско-Чуйский район, тут женился, работал в цехе обработки слюды на грохоте, отсюда ушел на пенсию.
В семье пятеро детей и десять внуков. В 1991 году меня реабилитировали и я стал ветераном ВОВ, стал пользоваться льготами ветеранов. Очень я этим доволен.

Эдуард Георгиевич Беннер,
старожил Мамско-Чуйского района

Я осталась одна

Я приехала в 1949 году. До Мамы летели самолетом. В Иркутске находился вербовочный пункт. Вербовали только холостую молодежь. Нас прилетело на Маму 24 девушки-комсомолки. Женатых не брали, так как семейным негде было жить. На маме стояла одна избушка – аэропорт. Повсюду был сплошной лес, по тропинке мы вышли к берегу Мамы. Всю нашу группу из 24 человек разделили и отправили: 12 человек по Витиму, 12 человек – вверх по Маме. Никакого стоящего транспорта не было. Везли нас на лодке, которую буксировал старенький катеришко. Плыли с Мамы до Слюдянки два дня с ночевкой в пути. На Слюдянке нас встретил Чулков – партийный работник. Там, где сейчас находится КБО, находился большой деревянный барак. У него с одной стороны был клуб, с другой стороны – контора рудника. Нас поселили в клубе, разместились прямо на сцене. Жилых домов почти совсем не было. В землянках были деревянные топчаны. Стекла не было, вместо него были вставлены пласты слюды. Нам дали палатки, матрасовки и отвели место (где сейчас находится клуб рудника). Мы установили железную печку – буржуйку. Топили ее в дождь и морозные дни. Зарплаты на руки не давали. Холостым каждый день выдавали по 5 рублей, женатым – по 10. Магазин был один, как от берега подниматься, то справа – где находятся склады хозяйственного магазина. Из вещей, одежды в продаже ничего не было, хотя магазин считался смешанным. С продуктами было лучше.
Всю нашу группу в 12 человек привезли в контору и распределили по жилам. Я сначала попала на 9-ю жилу, потом на 45-ю. Каждый день ходили на выборку слюды пешком, а вечером возвращались таким же образом на рудник. Хозяйственного магазина не было, а почта была на Луговке. Еще была столовая – маленький обыкновенный домик в три окна. Школа была малокомплектной, до 4-х классов (она находилась напротив медпункта). В ней работала молодая учительница Валентина Федоровна Харькович. Из всей группы, с которой я приехала сюда, я осталась одна.

Мария Александровна Шипицина, старожил Мамско-Чуйского район

Газета "Мамский вестник" 2 февраля 2001 года № 11 (22)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

114