Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

14.08.2015 00:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 62 от 14.08.2015 г.

«Фантаст XXI ВЕКА» А.Н. Стругацкий - 90 лет

Автор: Шпак Т. Н.
Зав. Отделом обслуживания ЦРБ

СТРУГАЦКИЕ — русские писатели, братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно-фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976-77), «Хромая судьба» (1986); роман «Град обреченный» (1988-89). Сборник «Неназначенные встречи» (1980).
Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.
Жизнь Аркадия Натановича Стругацкого оборвалась 12 октября 1991 года.
Братья Стругацкие, говоря современным языком, — бренд высочайшего качества в литературе, социальной фантастике, да и в жизни вообще. Их трудно было представить поодиночке — похожие, как близнецы, хотя разница в восемь лет (Борис родился в 1933). Аркадий до 1943 г. учился в Актюбинском артиллерийском училище, в 1949 окончил военный институт иностранных языков с дипломом переводчика-япониста, до 1955 служил на Дальнем Востоке. После демобилизации работал в Москве редактором в Детгизе и Гослитиздате. Пытался писать самостоятельно. Но получилось только с братом — тогда сотрудником Пулковской обсерватории. Их дебютная книга «Страна багровых туч» (1959) принесла успех. Следом за ней — «Путь на Амальтею». «Застолбили» свою тему в литературе: писали о братьях по разуму из других миров.
После повести «Стожары» (1962) в творчестве братьев наметился поворот в сторону социальной фантастики: повести «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1964). Гротескно-сатирическая повесть «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных сотрудников младшего возраста» остро высмеивала обывательскую психологию, бюрократизм и приспособленчество, «Сказка о тройке» (1968), «Улитка на склоне» — продолжение философских раздумий о роли личности в современном обществе и путях развития человечества.
Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научных фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров — «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего — первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ (научной фантастике). В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику — один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

186