Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

10.07.2015 00:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 10.07.2015 г.

Семья и семейное воспитание

Автор: О. Москаленко

Семья – первая из социальных ячеек, которая дает человеку представление о смысле жизни, о том, что нужно знать и что следует делать. Пример родителей является для детей критерием оценки добра и зла, вырабатывает привычки поведения. Многогранность семейных отношений дает ребенку возможность через семейную жизнь включаться во все проявления социальной жизни.
Исключительную роль играет семья на раннем этапе развития личности, выступая в качестве единственного инструмента воспитания ребенка. Именно в общении с родителями ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта. В игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. Уникальной характеристикой внутрисемейных отношений является родственная близость, представляющая исключительную воспитательную ценность.«Где как не в браке, — говорил французский философ-просветитель Д.Дидро (1713-1784), — можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделенной печали, понятных вздохов, пролитых вместе слез». Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутимым в нашу эпоху, когда чрезмерная рационализация человеческих взаимоотношений оборачивается угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточностью».
Составными частями содержания семейного воспитания являются известные общие направления воспитательной деятельности: физическое, нравственное, умственное и др.
Физическое воспитание в семье основывается на поддержании здорового образа жизни, включает в себя четкий распорядок дня, регулярные физические упражнения и занятия спортом, систематическое закаливание организма и т.п. Умственное воспитание предполагает постоянный интерес всех членов семьи, прежде всего родителей, к знаниям, стимулирование потребности ребенка в приобретении и обновлении. Развитие интеллектуальных способностей является одной из центральных задач семейного воспитания. Большинство исследователей убеждены, что 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни. И еще 30% — до восьми лет. Поэтому именно семья, а не школа является наиболее важным образовательным учреждением, и самые важные наставники – родители.
Нравственное воспитание в семье – закладывает фундамент духовного мира личности, ее поведения. В русском созерцании нравственность человека начинается с почитания отца, родителей, любви к ним, с выполнения сыновнего долга и продолжается путем поддержания братских отношений между людьми.
Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.
И наоборот:
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится воевать.
Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.
Эстетическое воспитание призвано формировать понимание прекрасного в окружающей жизни, ценить его, а также уже с детских лет развивать художественные таланты и способности. Это особенно важно теперь, когда появилось множество дешевых подделок подлинного искусства во всех его сферах.
Трудовое воспитание создает одну из самых надежных гарантий успешного преодоления трудностей, ожидающих каждого человека на его жизненном пути. Важно, чтобы ребенок осознал, что только в труде можно правильно познать себя и окружающие нас предметы, укрепить свои физические и моральные силы.
Несомненно, что семейное воспитание во всех его формах – это нелегкий упорный, повседневный труд, а успех этого дела во многом зависит от ясного понимания его целей и содержания, а также от сознания ничем незаменимых его возможностей. Но самое главное – это любовь. Надо просто любить, ценить и уважать своего ребенка, признавая его личность, его неповторимость, его уникальность.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

272