Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

08.05.2015 00:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 08.05.2015 г.

ГРЕМЕЛИ ВЗРЫВЫ НА ФРОНТЕ, И ВЗРЫВЫ ГРЕМЕЛИ В ТЫЛУ

Автор: Ника Сталькова
Внучатая внучка братьев Самойловых

Их родители, Василий Иванович и Наталья Яковлевна Самойловы с 1884 года обосновались жить в Бодайбинском районе. Жили они и работали в таёжном почтовом полустанке «Восьмое зимовьё». Вдвоём поставили дом — пятистенок: в одной половине жили сами, а во второй – располагались почтовики. Основой жизни Самойловых была работа. В течение 44 лет Самойловы с подрастающими детьми вручную разработали таёжный массив площадью в 22 гектара пахотной земли, в их хозяйстве была и живность. В ходе коллективизации родовое гнездо Самойловых было конфисковано в собственность государства. С 1930 года в «Восьмом зимовье» действовало первое в таёжной северной глуши подсобное хозяйство № 1 «Лензолотопродснаба». А в 1931 году умер глава семьи Василий Иванович. (фото родителей).
Всего у Самойловых было шестеро детей: Илья, Константин, Анна, Иван, Кирилл, Александр. С началом империалистической войны, в 1914 году в защиту царя и отечества забрали в солдаты двух сыновей: Илью и Константина. Илья домой уже не вернулся. Константин, в бою получил тяжелое ранение и, будучи контуженным, вернулся домой спустя семь лет, в 1921 году. Из-за отсутствия специалистов в больнице и не леченой 

контузии, Константин Васильевич Самойлов умер в 1939 году. До начала войны дети Самойловых обзавелись семьями. Каждый из них, не имея образования, был по-своему талантлив. Великая Отечественная война вырвала из семьи Самойловых сразу троих мужчин: двух сыновей — Кирилла, Ивана и зятя Михаила.
Кирилл Васильевич Самойлов жил с семьёй в «Восьмом зимовье». Из всех детей Самойловых был самым деятельным и инициативным, постоянно ездил в г. Бодайбо, выписывал по почте разные семена, испытывал их на всхожесть, занимался селекцией, получал новые собственные сорта семян. В домашнем хозяйстве сеяли гречиху, овёс, коноплю, рожь и все виды овощей. Он был рыбаком, прекрасным вышивальщиком, портным — модельером, он шил одежду на всех членов семьи. У него ярко проявлялся талант прирождённого агронома. И как специалист по агрономии, Кирилл Васильевич Самойлов был назначен руководителем подхоза № 1 «Лензолотопродснаба». Он оказался вдумчивым руководящим работником, умеющим организовать труд и быт подчинённых ему рабочих. Именно в это время у него проявился ещё талант поэта и сценариста. Для населения «Восьмого зимовья» он организовал домашний театр, сам ставил спектакли, в которых участвовали работники подхоза. (Фото Кирилла).
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Бодайбинским РВК Кирилл Васильевич был призван на фронт. Весной 1943 года его матери Наталье Яковлевне пришла похоронка, что 26 февраля 1943 года её сын Самойлов Кирилл Васильевич пал смертью храбрых. Где он похоронен – неизвестно. У Кирилла Васильевича остались сиротами три дочери – Валентина, Надежда, Лидия.
Брат Кирилла, Иван Васильевич Самойлов жил с семьёй в пос. Большой Северный с 1934 года и работал шахтёром на жиле № 5, которую сам же и открыл. В свободное от работы время рыбачил, сапожничал – обеспечивал обувью всю семью, занимался поисками месторождений слюды. В поисках слюды Ивану активно помогал младший брат Александр. Имея чутьё и природный талант искателя недр, Иван Васильевич смог открыть богатые месторождения слюды. На этих жилах слюду добывали непрерывно, начиная с довоенного времени и до полного закрытия деятельности рудника Большой Северный и ГОКа «Мамслюда». За открытие жил с богатейшим содержанием слюды Иван Васильевич Самойлов не однажды получал награды от правительства Советского Союза: ему вручались именные часы с надписью и подписью И.Сталин, денежные вознаграждения, ещё, была вручена гармошка. Иван был отличным гармонистом. (фото Ивана).
С началом войны, Иван Васильевич был назначен десятником жилы № 5 рудника Большой Северный. А, так как в 1932 году в пос. Мама он окончил курсы взрывников и имел солидную практику взрывника, то его дополнительно направляли для производства взрывных работ на другие шахты. Во время войны, на всех шахтах района для производства взрывных работ взрывники сами готовили самодельные взрывные приспособления, утрамбовывая порох в бумажных, либо картонных клееных патронах. Также специальными металлическими ложками утрамбовывали порох в приготовленные для взрыва в скальной породе отверстия. Это явное нарушение техники безопасности, но, из-за отсутствия динамита такой метод взрывания породы практиковался руководством Мамского рудоуправления. Вины шахтёров в этом деле не было. У входа в шахту, при заготовке последнего патрона, прямо в руках Ивана Васильевича произошёл взрыв. Части тела Ивана Васильевича собирали далеко вокруг шахты. И произошло это на жиле № 32 гольца «Ерёмиха». Тело Ивана слаживал Шеметов Валерьян, который при таких же обстоятельствах, в дальнейшем погиб на жиле № 5 рудника Большой Северный. Иван Васильевич Самойлов погиб при исполнении служебных обязанностей, утром 10 сентября 1943 года. Хоронили его в пос. Большой Северный, как руководителя, со всеми воинскими почестями. У Ивана Васильевича остались сиротами шестеро детей: Владимир, Виктор, Ирина, Лидия, Юрий и Людмила. Последняя дочь родилась через 12 дней после гибели отца. Последнее вознаграждение от Правительства Советского Союза за очередное открытие месторождения слюды, было вручено его жене Анне Даниловне уже после гибели мужа.
Собирая информацию о жизни людей в нашем районе во время войны, выяснилось, что не однажды погибали взрывники, но мне не удалось восстановить их имена. При этом, я уточнила обстоятельства гибели брата моего деда Константина — Ивана Васильевича Самойлова. В военной мясорубке взрывники фактически являлись штатными солдатами, а слюда — основным стратегическим сырьём Министерства Обороны Советского Союза. Однако, имена шахтёров — слюдяников бесследно исчезли из истории рудника, района и из истории Великой Победы. Как-будто они и не жили в Бодайбинском (с 1951 года Мамско-Чуйском) районе. Прошло уже 70 лет Победы над фашистской Германией. Однако, никто и никогда, в День Победы не вспоминает наших шахтёров, отдавших свою жизнь в годы войны, обеспечивая военную машину страны стратегическим сырьём.
Михаил Константинович Иванов – муж Анны Васильевны, сестры братьев Самойловых. Жили они отдельным домом в двух километрах от «Восьмого зимовья». Михаил работал лесничим от 

Бодайбинского леспромхоза. Одновременно занимался рыбалкой и охотой. Мясо и рыбу сдавал в Мамский ОРС. В своём хозяйстве у них было несколько оленей, и даже медведь, с которым Михаил на берегу пилил дрова, и готовые чурки вместе с ним носил с берега во двор. Михаил любил фотографировать, фотографировал сам себя, и был семейным фотографом для всех Самойловых. С началом Великой Отечественной войны, Бодайбинским РВК Михаил Константинович был призван на фронт. Домой он больше уже не вернулся. Жене Анне Васильевне пришла похоронка, в которой сообщалось, что Иванов Михаил Константинович погиб 12 июля 1944 года в деревне Нечаево Барановичской области.
Любая война несёт с собой только несчастья. Вечная память всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. Да, гремели взрывы на фронте, и взрывы гремели в тылу, оставались дети сиротами и впрягались жёны во вдовью судьбу. К 9 мая 1945 года в семье Самойловых было уже пять вдов и одиннадцать детей сирот.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

153