Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

03.04.2015 09:50 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 03.04.2015 г.

Цветик-семицветик для Леры

Автор: Евгения Карасова Фото автора

Валерия Хусаметдинова в свои 13 лет твердо стоит на руках. Ножка у нее всего одна, но она маленькая и неустойчивая. Это обстоятельство не беспокоит девочку, потому что Лера замечательно научилась управлять своими прекрасными сильными руками, с длинными, как у музыканта, пальцами.
Лерочка Хусаметдинова (так она называет себя в социальной интернет — сети «Одноклассники») – дитя своего времени, живя в таежном поселке, за тысячи километров от магистральных трасс, огней больших городов, она любит общаться в «Одноклассниках», ставить лайки и делиться прикольными фото с друзьями в контактах. Но ограниченность передвижения, живого общения (а Лера гораздо больше находится в четырёх стенах дома, чем ее сверстники), научили ее внимать тишину, думать, рассуждать, мечтать. Девочка без ног мечтает о друзьях, о том, чтобы научиться музицировать на пианино, которого у нее пока нет. Лера любит подумать в тишине старого детского сада, расположенного недалеко от дома, там она сочиняет стихи. Природа, животные – это то, что ее вдохновляет на поэтические этюды, которые она записывает в личный дневник. Этот лучистый, по — настоящему добрый человечек живет в поселке Согдиондон. Мне посчастливилось с ней познакомиться 25 марта, в день, когда мэр района Александр Сергей приехал в этот отдаленный поселок для встречи с населением. Это встреча с Лерой одновременно стала для меня и откровением и подарком в жизни. Лера, стоя на руках, отлично удерживает и телесный, и жизненный баланс, улыбаясь, она открыто смотрит на мир под своим, особым углом зрения. Общаясь с ней, мне не хотелось плакать, хотелось жить – столько позитива дарит эта девочка, которая передвигается на руках.

Про Лерочку мне еще год назад рассказала заместитель мэра района Ольга Андреевна Бабикова, говорила о том, что нужно съездить к ней, написать про эту особую девочку, но все как-то не было возможности отправиться в отдаленный поселок. И тут мэр Александр Брониславович говорит, что едет с годовым отчетом в поселки Согдиондон и Горно-Чуйский. Лучшего случая и представить нельзя. Я тоже вызвалась ехать, конечно, чтобы познакомиться с Лерой. К дому Хусаметдиновых нас проводил глава Согдиондонского поселения Александр Мирошниченко. На дворе стоял 25-й мартовский день, неубранный снег во дворе подтаял, затем подмерз так, что пробираться к двухэтажному серому коттеджу было сложно и небезопасно, даже на своих двоих, где там инвалиду. Я подумала, что бабушка одна живет и воспитывает внучку, где ей еще сил набраться такой большой двор вычищать. Хоть бы администрация помогла. Правда, потом выяснилось, что с ними в одном доме проживают два родных дяди Леры. По виду здоровые мужики, с руками и ногами. Это так к слову пришлось…
Дверь нам открыла бабушка, Лидия Фазыязановна Хусаметдинова, с лаем выбежала злющая собачонка Филя, и Лера, стоя на руках, встречали нас в прихожей. Девочка широко улыбалась и приглашала в дом. С первого взгляда Лера располагала к себе, это сила природного обаяния. У нее оказался приятный голос, я тогда подумала, что, должно быть, она хорошо поет. Еще я поймала себя на мысли, что меня удивляет, как девочка без ног так быстро и ловко передвигается на своих руках и ведет себя абсолютно естественно. И тут же поругала себя за малодушие: «Как ей еще себя вести, ведь она у себя дома? Тринадцать с половиной лет девочка прожила на этом свете, научилась жить со своим недугом, и это здорово, что она может ходить на руках!».
Затем в разговоре Лера рассказала, что она еще и танцует.
— У меня есть подруга Маша Анчугова, мы с ней разучивали танцы, пьесы, на каждый день рождения выступали, все наши выступления мы на видео снимали, — делится с нами Валерия, а потом со вздохом добавляет. – Теперь Маша переехала с родителями на Маму, я очень по ней скучаю.
Лера очень одарена музыкально, хотя и нет рядом педагогов, которые бы развивали в ней ее способности, это понимаешь сразу. Ее хрустальный голосочек, прирожденное чувство ритма ей бы пригодились в Мамской детской музыкальной школе. Жаль, что семья Леры живет так далеко. Они и в райцентр не часто выезжают, на большую землю в город Санкт — Петербург ездили последний раз три года назад.
— Мы с Лерой были один раз в Москве и два раза в Санкт-Петербурге, последний раз три года назад, нам тогда ногу отняли, и такой результат, чего ездить-то. Я десять с половиной лет с ней по больницам езжу, мы с ней насмотрелись всего, — рассказывает бабушка больной девочки и начинает всхлипывать. – У Леры нет пол позвоночника. Когда она родилась у нее была спинно-мозговая грыжа, начали оперировать и пол позвоночника удалили. Нижняя часть тела перестала развиваться, ноги росли, но не сгибались, ей их потом укоротили. Лера может ходить на костылях, но на руках ей удобнее, вы посмотрите какая у нее силища в руках, — гордо говорит родительница. – Я ее хочу в параолимпийские игры отдать.
Я поддерживаю Лидию Фазыязановну, говорю, что таким людям как Лера сложно, но можно устроиться в жизни, найти свое место.
Но бабушка машет головой и опять горько плачет. Пожилая женщина с высоты прожитых лет рассуждает предельно реалистично.
— Знаете, как тяжело будет жить в жизни такому ребенку. Это только по телевизору показывают, что у таких, как Лера, все хорошо, но они потом все равно оказываются брошенные и никому не нужные, я ведь тоже не вечная, — говорит бабушка.
Женщина знает, о чем говорит, большая часть ее жизни прожита в Советском Союзе. Для инвалидов тогда вообще не существовала обычная полноценная жизнь, люди с ограниченными возможностями должны были жить себе укромно, где-нибудь дома или в больнице. А пешеходные переходы, лестничные пролеты, магазины и театры – это все было построено и работало исключительно для здоровых людей. И этот стереотип так просто не переломить, он засел глубоко в наших людях. Многие с трудом представляют себе, что человек просто ограничен в передвижении, и то, только потому, что об этом не позаботились физически здоровые окружающие люди. В остальном инвалид такой же, как все, никакой не особенный, хочет наслаждаться, удивляться, развиваться, в общем — дышать полной грудью. Надо сказать, что инвалиды больше ценят маленькие радости жизни, то есть своим примером учат здоровых людей быть счастливыми. И за это инвалиды платят большую цену. За то, что люди с ограниченными возможностями хотят прожить полноценной активной жизнью, они проходят свой крестный путь от равнодушия до жестокости.
Детское сознание не замутнено предрассудками, драматизм жизни детям еще не ведом. Потому Лера безмятежно рассуждает о будущем, хорошо думает об окружающих, с любовью говорит о подружках, учителях и о самом главном человеке ее жизни – маме. Нет, биологическая мама оставила больную девочку еще в младенчестве. Лера называет мамой свою бабушку и посвящает ей свои стихотворения.
С днем матери, мамочка родная
«Сегодня грандиозный день —
Второе день рождение
мамочки моей.
Не то чтобы день рождения,
А так всего лишь праздник,

Зато, какой красивый праздник;
Такой родимый, светлый, дорогой!
И я всегда его бы отмечала,
Дарила бы подарки, поздравляла,
Но главное, что этот день
На всех устах, у всех детей,
Которые все дольше повторяют:
«С днем матери, мамочка родная».
Я попросила Леру показать мне ее комнату. Стены комнаты Лера украсила собственными рисунками, вышивками, аппликациями, которые она создает из макарон необычной формы, раскрашивает их по своему вкусу, получается очень недурно, оригинально. Рамки со своими фото она тоже украшает своими руками. Диванчик, стол, полка, все же как-то не по-девичьи скромно в комнате Леры.
— Как проходит твой обычный день, Лера?
— Я встаю поздно, умываюсь, занимаюсь физическими упражнениями, от пола я отжимаюсь 40 раз, затем приходит моя учительница, мы занимаемся, три — четыре часа в день, — рассказывает Лера, сидя на стуле.
— А как ты пишешь, ведь ты держишься на стуле на руках? – недоуменно спрашиваю девочку.
— А я держусь на ребрах, тем временем руки свободны. Вот так! — говорит Лера и одновременно демонстрирует мне, как она держится, практически висит на собственных ребрах на краю стола.
— Тебе, наверное, очень больно, это ведь очень тяжело держаться на ребрах?
— Не, нормально, я привыкла, — говорит закаленная испытаниями девочка.
Да, твердости и крепости духа этому ребенку не занимать. Гулять она ходит только, когда на улице сухо.
- Сейчас наступает распутица – это значит, я вообще на улицу не выйду, — грустно говорит девочка. – Летом я гуляю на коляске, зимой — «пешком». Мы вчера гуляли еще с одной моей подружкой Женей Мухиной, она ушла домой, а я пошла в старый садик, и сидела, мечтала. Там деревья, красиво, лавочка есть. Ходишь, — бродишь, что-то сочиняешь. Просто, чтобы передать настроение. Вчера про весну что-то сочиняла, но не записала. Сидеть мне не удобно, и пишу я криво, мне проще на ноутбуке.
— Тебе бы на камеру записывать, у тебя есть видеокамера? – интересуюсь.
Девочка отрицательно закивала головой
— О чем ты мечтаешь? Какие пожелания пишешь Деду Морозу?
— Мечтаю улететь в какую-нибудь страну, и начать все сначала, подружиться там с девочками, ведь местные со мной не играют, — рассуждает взрослый ребенок и добавляет. — О чем же я мечтала недавно? А, вот есть такие машинки детские на управлении маленькие, хочу, чтобы мне такую машинку подарили, чтобы передвигаться, я же не везде могу пройти. Раньше я мечтала на скрипке научиться играть, но скрипки не было. Сегодня хочу научиться музицировать на фортепьяно, я немного умею играть, «В лесу родилась елочка», или «Во поле березка стояла», меня в центре в Санкт – Петербурге научили, — рассказывает Лера о себе.
— Мы с друзьями хотим фильм снять про наш поселок Согдиондон: природу, здания, людей, чтобы осталась память о поселке, — делится планами Лера. – Нас ведь будут переселять, но я не хочу отсюда уезжать, — вдруг заявляет девочка. — В городе все не настоящее, я не хочу в город, мне там плохо. Там нет лесов, там воздух плохой, там даже воду нельзя пить из крана. О чем тут можно говорить…
Валерия учится в 7-м классе, но проходит обучение на дому. Лера девочка любознательная, читает энциклопедии, к учебе относится серьезно, оценки у нее хорошие.
— А тебе хотелось бы учиться в школе со сверстниками? – спрашивает Леру мэр Александр Брониславович. – Можно организовать, чтобы тебя подвозили в школу.
Лера радостно закивала головой, тут ее бабушка говорит, что они и сами бы могли ходить в школу, которая расположена рядом с домом. Но, видимо, что-то им мешает…
Безусловно, Лере нужно больше общаться с ровесниками. Как и когда она должна научиться жить и работать в коллективе, как не сейчас?! Когда еще заводить дружбу, устанавливать взаимоотношения с девочками и с мальчиками, как не в годы юности?! Ведь наступит момент, когда она шагнет в свою самостоятельную жизнь, и что тогда? Это будет жестокое испытание. Лера рассказывает, что она ходит в школу по большим праздникам – «8-е марта», «Новый год» и тому подобные мероприятия, посещает местный клуб, свободно общается, но очевидно, что она обделена общением со сверстниками, ей этого общения не хватает. Когда я спросила девочку, чего бы она больше всего хотела, она, не задумываясь, ответила, что хочет найти друзей, и лучше среди девочек. Она даже написала стихотворение об этом, думаю, что, только испытав острый приступ обделенности, ребенок мог так выразить свои чувства.

Одинокая луна в небе светит одна,
Одиноко смотрю, лишь я на тебя,
Одинок весь мир
Одинока и я
Ну, и пусть одинока песня моя.
Эту песню мы вместе споем с тем,
Кто также как и я одинок.
В этой девочке идет большая внутренняя работа, духовно она гораздо старше девочек своего возраста, а вот интересы уже не совпадают. Так, по крайней мере, говорит ее бабушка:
— Девочки обижают ее своим равнодушием, говорят, что она старомодна, не носит джинсы! – сетует пожилая женщина.
— Ну и что, — говорю я, — значит, они воспринимают ее как полноценную физически, если забывают, что у нее нет ног. – А как ты Лера отвечаешь на придирки ребят?
— Если это мальчики, я и поколотить могу, если девочки, то промолчу, – запросто отвечает храбрая Лера, и продолжает. – Окружающие относятся ко мне хорошо, особенно взрослые, особенно учителя, из одноклассников — все просто отлично. Они даже не думают, что я — это… инвалид. Они думают, что я обычная девочка, как они. Но я бы хотела еще подружиться с такими людьми, как и я.
Я уже говорила, что девочка тонко чувствует этот мир, подспудно понимая, что ей на самом деле нужно. В действительности инвалиды, попадая в реабилитационные центры, санатории, ощущают прилив бодрости, там их не выделяют, там они видят, что бывают ситуации еще суровее, когда людям гораздо тяжелее, чем им, но они активно включены в процесс жизни. Это психологически подтягивает, подобные примеры мотивируют.
Я рассказала Лере историю про девушку, прикованную к инвалидному креслу, с которой познакомилась 10 лет назад, когда жила и работала в городе Бодайбо.
«Меня тогда отправили с редакционным заданием написать про необычную девочку, которая из-за болезни не выходит из дома, тем не менее, получила дистанционное высшее образование по психологии, имеет обширную практику. Когда я к ней отправилась, то переживала, что буду жалеть ее, и разговора не выйдет, в общем, я не знала, как общаться с инвалидом, такое у меня было нездоровое сознание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Мне было 25 лет, ей – 22 года. Таня встретила меня, сидя в инвалидном кресле, я отметила, что внешне Таня – очень красивая девушка, с приятной улыбкой. Разговор у нас пошел сразу, но не про нее, а про меня. За пять минут общения, я забыла, что это она прикована к инвалидному креслу, и давай ей плакаться про свою неудавшуюся семейную жизнь. Таня дала мне несколько дельных советов по психологии. Мы проговорили часа три. Мой материал назывался «Врач души».
В тот год Татьяна уехала далеко от родителей в город Новосибирск, работала в центре для людей с ограниченными возможностями, сегодня она сама руководит подобным центром. Я предложила моей новой героине Лерочке подружиться с Татьяной посредством социальной сети «Одноклассники», которой девочка активно пользуется. Лера сказала, что с радостью будет переписываться, но, выяснилось, что, во-первых, ноутбук у нее неисправен, из-за того, что вентилятор в устройстве быстро нагревается, он отключается, а также нет карточек для выхода в Интернет. Кстати, бабушка Леры обещала приобрести карточку, но я выходила на Лерину страничку в «Одноклассниках», Лера там не появлялась с 21 марта. Татьяне Горбаневой я уже рассказала про 13-летнюю девочку из таежного поселка Согдиондон. Таня тут же откликнулась, она готова оказать психологическую и консультативную помощь Лере и ее бабушке. Теперь главное, чтобы Лера смогла поддерживать связь через Интернет. Уверена, что в нашем районе найдется немало неравнодушных людей, которые помогут Лере. Не так давно я услышала хорошую цитату Ильфа и Петрова, которую сказал ведущий программы «Культурная революция» Михаил Швыдкой: «Люди думали, что если они научатся передавать мысли на расстоянии, то станут счастливее, но вот изобретено радио, а люди счастливее не стали». Станет ли счастливее девочка Лера, если добрые люди ей подарят ноутбук, машинку, о которой она мечтает, и пианино? Она, конечно, будет рада. Думаю, что естественное отношение, понимание, и действенная доброта, конкретное, пусть совсем небольшое, дело, посильная помощь нуждающемуся – этот акт милосердия сделает счастливыми самих людей. Все помнят советский мультфильм про «Цветик – семицветик», который сделал девочку счастливой только тогда, когда она помогла мальчику с больными ногами отбросить костыли и ходить без их помощи. Вот бы собрать такой цветик – семицветик для девочки Леры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

327