Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

10.11.2015 10:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 87 (8962) от 10.11.2015 г.

Территория ответственности - райцентр Мама

Автор: Валентина Аксаментова

А люди прошлых эпох не ради нас – будущих – жили! У них были собственные цели, они ставили собственные (не наши!) задачи. И судить по уцелевшему, не считая пропавшего – заведомая ошибка индуктивного метода: когда частное принимается за общее.
От нас требовали принудительного единомыслия в проекте: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! Мы жили при «коммунизме», но единицы; другие не заметили этого. И те, кто призывал нас жить по-ленински, обеспечивали себя и тогда, не как мелкие «буржуа». У них и при советской власти был свой бизнес. Сейчас их последователи хотят и больших денег, и большего имущества. А другие в те же эпохи уходили в землю, поскольку были недоверчивы и не сговорчивы, и по здравомыслию своему, не верили в сказки о том, что каждый гражданин, к примеру, к 2000-му году будет жить не просто при коммунизме, а еще в отдельной квартире. Желательно, в любимом пространстве.
15 лет мы живем в XXI веке; нас меньше и меньше. На те деньги, которые проходили через бюджет России, уже можно было построить не просто жилье в высотных домах (очень вредных, кстати, для здоровья), но и каждому построить отдельный дом на земле. Сами мы не построили на те зарплаты, что нам выплачивают. Но 10 процентов богатейших граждан России владеет 87 процентами всего национального капитала (в США эта цифра – 76%, в Китае – 66%) Отечества! Это так, к размышлению: на северах Восточной Сибири новейшая история пишется вживую – реалии нашего дня – безработица, безденежье, полуголодное существование людей. «По дорогам земных широт разделили нас, как сирот, чтобы лучше себя вели», — две цветаевские строки, написанные сто лет назад почти – о сегодняшнем времени, — «совладельцам пятерки рваной Океаны не по карману».
А сегодняшний наш разговор о жизни, и конкретно – о жизни на Севере Восточной Сибири – в Райцентре Мама – с Виктором Филипповичем Шпетом, возглавившим административный центр – пгт. Мама месяц назад.
Корреспондент: Виктор Филиппович. Жизнь наша в северной глубинке идет без дублеров. Как Вам в реальной жизни – из таежной глубинке – пос. Луговского, где 503 жителя – переход на работу в очень проблемный райцентр Мама, где жителей в 6 раз больше – 3384 гражданина!
Виктор Филиппович сразу же ответил: — Здесь работать интереснее!
Корреспондент: — И все-таки, как действовать здесь, где проявлять себя в качестве руководителя сложно по многим причинам. И одна из причин – рамки! Рамки отсутствия практически всякого производства, то – горное – какое было, исчезло. Раньше, помните, в СССР, в горной промышленности существовали целевые программы. Сегодня ориентировать производство в направлении концентрации любых ресурсов (любых: производственных, финансовых, интеллектуальных – это другие рамки) на ключевых и узловых проблемах горного дела, недоступно даже для высокого уровня руководства, а здесь – транзитный райцентр?
Виктор Филиппович: — В 1992 году закрылись горные объекты в поселке Луговском, и я вынужден был поехать в Бодайбинский район работать. Я же, после окончания Бодайбинского горного техникума, имел специальность горного техника. Но по специальности не удалось устроиться. И я на разных работах трудился: помощником бурильщика, на 600-литровой драге были работы; на плотницких разных работах, — там, где хоть какие-то деньги платили. Семью-то надо было кормить: жена, трое девчонок – Ольга, Лида, Эльза. Потом позвали на Ирокинду (Бурятия), где работал целых два года. И удивительно, там вовремя платили. Я уже учился на экономическом факультете – экономика и планирование народного хозяйства – кругозор расширять надо было. В сюжете горной промышленности в зрелом возрасте не наработаешь, а у меня 12 лет работы в подземке!
Потом позвал меня работать в поселок Луговский Константин Геннадьевич Шабалков. Предложили тему архисложную – теплоцех! Там наставником моим был Владимир Игнатьевич Москалев. В ЖКХ уже тогда денег никаких не было, отоварка была. Тяжелейшие годы. И вот в Луговском побывал Виктор Алексеевич Сушков и предложил возглавить администрацию пос. Луговского. Я отказывался и год целый исполнял обязанности. А потом народ снова меня выбрал. Всяко было, хлеб делили по семьям. Не хочется об этом вспоминать.
Но мы все-таки вспомнили с Виктором Филипповичем годы его раннего детства: их – детей — в семье у Филиппа Филипповича и Лидии Федоровны было пятеро: четверо мальчишек – Филипп, Аркадий, Александр и Виктор и сестра Светлана. Отец – горняк потомственный, жизнь у него была очень трудная. И детей отец, безмерно любя, все-таки воспитывал в строгости. «Высвечиваться» не позволял, в смысле того, чтобы ни в каких сюжетах фамилия Шпет – не «светилась». Мы-то «не подарочные» дети были, сами понимаете. И отец любил, чтобы матери помогали: воды натаскать из ручья Луговского – детство Виктора Филипповича прошло на Нижней Луговке. Весь таежный быт – вода, дрова, стирка, огородик – все на них, а потом, когда из ручья запретили брать, только для технических нужд, тогда уже колодцы мужики соорудили, колонки поставили. За водой стало ходить далековато, но все-таки детство таежное все в работе, в поисках еды – ягоды, грибы, шишки, охота – это уже, как фундамент на будущее – все-таки при всех трудностях, сюжет комфортности людям очень нужен, — считает Виктор Филиппович.
Корреспондент: — Виктор Филиппович, наша жизнь полнее, разнообразнее, когда мы ощущаем тесную связь с природой. Но нам, северянам, тесная связь не нужна – мы буквально живем на дикой природе, где уже улицы стали дорогами, точнее, бездорожьем; где уже медведи без лицензии граждан отлавливают, где… Впрочем, с чем, с какими вопросами к вам пошли люди? Они же, наверное, не хотят жить в дикости, хотят жить в комфорте.
Виктор Филиппович: — Здесь очень много надо вкладывать! Именно по ремонтам жилья, теплоснабжению – все в гнилом состоянии. В программу по аварийному и ветхому жилью мы вошли. Но такое впечатление, что никто не занимался годами вопросами по жилью, то есть, многие квартиры пришли в полную негодность из-за отсутствия владельцев, но люди-то там прописаны. Живут в городе, без надежды сюда вернуться. Часть жилья списываем, занимаемся переселением жильцов. С жилищным фондом будем заниматься по мере возможности, здесь вопрос финансов. Может даже к 17-18 годам построим один-два дома новых небольших. У нас очередь в райцентре на жилье, его улучшение – 242 человека. Люди хотят жить в небольших квартирках, чтобы комфортнее было.
Сейчас остро встали вопросы с освещением, снегоочищением – проблем много. Сразу мы их не решим, ни за месяц, ни за два – потребуются годы созидания. А вот с улицами сложнее, здесь нужна финансовая помощь верхов. Своими силами не все можно сделать.
Как формируется сюжет позитивного пространства, вы же видите на примере Елены Александровны Сапрыкиной: новая автомойка, столовая. Вспомним и позитив деятельности РКДЦ «Победа» — Людмилы Ромдельевны Тарадановой.
Уровень созидания зависит от всех граждан, — считает Виктор Филиппович. Он, как уроженец этих северных мест, очень хочет, чтобы территория жила, чтобы у людей был свой позитивный бизнес, чтобы дети, вырастая, владели ремеслом, какое им по душе.
Виктор Филиппович любит по-своему свой родной Север:
- Каждая пора хороша: и весна, и осень, и весна. Только большую жару любит не очень. А из песен он принимает и шансон, и современный музыкальный мир принимает, а еще по душе ему песни Евгения Мартынова и Владимира Высоцкого. Он, выросший на фильмах о военных деятелях гражданской войны, не любит, что историю основательно стали переписывать. «Они все нормальные люди – защищали Родину в то время», — говорит он. В партиях Виктор Филиппович не состоял сторонник «Единой России», он хочет, чтобы было наше Отечество стабильно и цивилизованно для всех.
Как строить жизнь, рациональную жизнь, когда государство СССР, в каком мы жили, ушло в точку невозврата. А жизнь она всюду без дублеров идет. И значит, у моего собеседника есть историческое оправдание – не он придумывает геополитический сюжет, в каком мы все оказались соучастниками… И жизнеспособность территории зависит от жизнестойкости и жизнелюбия самих граждан, остающихся жить здесь, тех, кого мы избрали во власть. Миром только можно все сделать. Выстоим?
Валентина Аксаментова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

105