Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

23.10.2015 09:19 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 (8957) от 23.10.2015 г.

Дорожники

Автор: Сильченко В.В.

Прошло полгода, как страна отметила 70 лет победы в Великой Отечественной войне. Прошел месяц, как планета отметила 70 лет окончания Второй мировой войны. Неисчислимые жертвы и беды, принесенные человечеством на алтарь войны, должны были выработать у человечества стойкий иммунитет к вооруженным конфликтам, а все разногласия между странами и народами решаться дипломатическими методами.
Но человеческая память коротка. Политические и военные отношения между бывшими союзниками охлаждаются и натягиваются. Атомная дубина в арсенале Соединенных Штатов является весомым аргументом в любых политических спорах. Вторым весомым аргументом для несогласных является запрет на поставку им стратегического сырья, материалов и высокотехнологического оборудования. Для Советского Союза список запрещенных начинался с урана, алмазов, слюды, … алюминия, вольфрама, … и т.д. Всего сто наименований. СССР вынужден был заняться разработкой собственного ядерного оружия и средств его доставки. Начинается поиск необходимого сырья на территории страны. Геологи с поставленной задачей справились.
«Атомный проект» курирует лично Лаврентий Павлович Берия, министр Внутренних Дел страны, председатель Специального Комитета при ГКО, на который было возложено руководство по работе с ураном СССР. Предприятия, работающие на «атомный проект» находятся в ведении МВД СССР, среди них «Мамслюда».
Для обеспечения слюдоносного района рабочей силой, на мамскую землю в 1946 году прибывает 186 рабочий батальон, сформированный в г. Бреслау из освобожденных военнопленных и угнанных в Германию.
Для создания транспортной системы района направлены два дорожно-строительных батальона ВЧ-2800, ВЧ-2878, Управления Дорожно-строительного корпуса МВД СССР. В 1953 году автомобильная дорога пришла на Горную Чую, самый удаленный рудничный поселок района.
Автодорога протяженностью 105 километров была построена за три года, в условиях трудно-проходимой горно-таежной местности, мари, вечная мерзлота, летом облака гнуса, зимой температура падала до — 60 градусов. В народе дорогу назвали просто «…солдатской…». Уходя, дорожники оставили району технику: бульдозера, экскаваторы, самосвалы, наливники, катки, грейдеры, пилорамы, электростанции. Эта техника стала основой базы механизации по содержанию и строительству новых дорог.
Демобилизованные, кто выезжал, кто оставался на Мамской земле.
Сегодня здесь не осталось живых строителей «солдатской дороги», но живут их дети и внуки.
Дорожно-строительные батальоны — белое пятно в истории района.
Москвич Александр Бычков разыскивает своего дядю – Котова Юрия Михайловича, шофера ВЧ-2800. Последнее письмо из Мамско-Чуйского района, от него получили в марте 1952 года. До этого писал регулярно, слал фотографии. Запросы в военный архив результатов не дали…
Обращаюсь к жителям района, проживающим здесь или выехавшим.
Уважаемые мамчане!
Если в Вашей семье имеются фотографии, письма, газетные вырезки, воспоминания о строителях «солдатской» дороги», давайте вместе сотрем «белое пятно» в истории района. Материалы направляйте по электронной почте на адрес cilvova@mail.ru или на почтовый адрес: 666811, Мама, Связи 2-45.
Сохранность и возврат оригиналов гарантирую.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

235