Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

13.10.2015 13:36 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 79 (8954) от 13.10.2015 г.

Люди особой высокотемпературной закалки

Автор: Евгения Карасова

- В каких условиях трудятся работники котельных поселка Мама, какой уровень зарплаты у машинистов, выдают ли им молоко за вредные условия труда, предоставляют ли спецодежду? – эти и другие вопросы волнуют депутатов районной Думы уже не первый год. По депутатскому запросу им, конечно, может отчитаться руководство ЖКХ, но лучше один раз увидеть, и убедиться лично, как обстоит всё на самом деле, — так считают депутаты района. Потому уже второй год подряд народные избранники посещают котельные райцентра. В этом году в составе инициативной группы парламентариев в рейде по котельным участвовала как депутат, но прежде всего, как журналист, корреспондент газеты «Мамский горняк» Евгения Карасова

С июля текущего года в районе создано новое межмуниципальное предприятие коммунального комплекса (МПКК), а прежнее – ОАО «Облжилкомхоз» объявило себя банкротом и свернуло свою деятельность на нашей территории 31 мая этого года. В конце сентября депутаты районной Думы провели рейд по котельным нашего поселка, посмотрели условия работы, поговорили с работниками, расспросили их о проблемах, о том, как сказался на жизни самих рабочих переход из одной организации в другую.
В составе инициативной группы депутатов в рейд по котельным отправились председатель Думы района Анна Зайцева, депутаты Зинаида Первухина, Андрей Игумнов, и я, автор данной статьи. Мы не стали делать секрета из предстоящей поездки, и даже предупредили о наших планах руководство МПКК. Но все равно было ощущение, что нас там не ждали. Первым пунктом нашего «внезапного» посещения стала котельная № 2, прозванная в народе – пилорама.
Вход в котельную № 2 выглядел объективно страшно, потому что фундамент частично уже обрушился, и казалось, что он в любой момент рухнет в карьер, который вплотную подобрался к зданию, и только каменная подпорка удерживала от этого последнего шага. Убедившись, что депутат Андрей Игумнов беспрепятственно прошел в котельную, я бесстрашно двинулась к опасному входу. Плюс ко всему, оказалось, что в этой котельной какие-то проблемы с перепадами электричества, потому к бытовке мы пробирались в кромешной тьме. Там нас встретил мастер, как он сам себя охарактеризовал, мастер расширенной деятельности, то есть руководитель двух котельных — «пилорамной» и «больничной».
Поскольку мои коллеги уже совершали вояж по котельным в прошлом году, им было с чем сравнивать. Обстановка в бытовой комнате этой котельной, мягко говоря, удручала. Закопчённые до черноты стены, общая неустроенность, неопрятность, зияющая дыра на потолке, готовая обвалиться в любой момент. По словам депутатов, ровно также эта бытовка выглядела и в прошлом году.
— По-моему, дыра в потолке стала еще больше, а вы здесь совсем не белите, не ремонтируете? – расспросила мастера депутат Зинаида Первухина.
— Почему не белим, вон, посмотрите, побелен машинный зал, только бытовка осталась, в процессе работы побелим, только дыру заделаем. Недавно 8 профлистов на крышу положил, да анкер надо поставить, а то «пузо» провисло, — витиевато пояснил детали предстоящего ремонта мастер котельной.
— Как ситуация по зарплате, со «спецовкой», молоко выдают? – поинтересовался депутат Андрей Игумнов. – Какой уголь в этом году?
Немногословный руководитель котельной объяснялся предельно коротко.
— Зарплату выдали за июль, компенсация за молоко в денежном выражении прошла, спецовку не выдавали. Про уголь у машинистов спросите.
Машинист, пожелавший остаться неизвестным, сказал по существу, но немного: «не уголь – земля одна».
Как затем пояснил депутатам мастер, зольность угля — повышенная, калорийность – низкая, образуется шлаковая подушка, по всему видно, что качество угля – плохое.
Уезжая с котельной № 2, у депутатов стало еще больше вопросов, чем они получили ответов. А меня посетила мысль, что, видимо, в наших котельных работают люди особой высокотемпературной закалки. Иначе как объяснить, что они ни словом не обмолвились, что недовольны «аховыми» условиями труда, или невыплатой зарплаты. Нам хлеба не надо – работы давай, – так что ли получается?
Заходим в котельную № 1, иначе называющейся «школьной». Одновременная работа нескольких электромоторов, насосов, ровный гул мощных котлов дают о себе знать, приходиться орать на ухо машинисту и объяснять, зачем мы в столь поздний час пришли к ним на работу. Нас приглашают пройти в бытовую комнату, здесь обстановка уже поприличнее, хотя бы потолок не обваливается.
По поводу наших расспросов о качестве угля, машинисты пояснили нам, что, вероятнее всего, пока им привозят прошлогодний, так называемый «сгребенный» уголь, потому столько проблем, а уголь нового завоза – хороший, уже опробованный. Это все объясняло, и даже радовало. Депутат Андрей Игумнов попросил рабочих рассказать, как они относятся к образованию нового предприятия ЖКХ, и какой уровень зарплаты у них в новом предприятии.
— Мне приходилось слышать разные противоположные мнения о работе в «Облжилкомхозе», и положительные, и отрицательные. Но сегодня мы надеемся, что деятельность нового муниципального предприятия будет предельно прозрачной, и мы сможем ее контролировать, — пояснил Андрей Анатольевич.
Как выяснилось в ходе разговора «за жизнь», до сих пор у рабочих котельных не заключены договоры с новым предприятием, и, по сути, они не знают, какой будет их заработная плата, потому что они ее еще не получали, ведь сезон только начался. Круг обозначенных проблем был тот же – задержка зарплаты, отсутствие спецодежды, и общая неуверенность в завтрашнем дне, а также в том, что мы, депутаты, чем — то сможем им помочь.
Из школьной котельной нас проводил к выходу местный любимец, дворняга, пёс по кличке Витим – бессменный и безропотный работник местной котельной.
На котельной № 5 (детский сад «Теремок») нам также подтвердили, что договоров с новым предприятием у них не заключено. Здесь условия в самом цехе, а также в бытовой комнате, мне показались даже комфортными — свежеокрашенные стены, светло, уютно, чисто. Все-таки не руководство красит рабочее место, а сами рабочие.
Машинисты котельной нам также рассказали, что в первый раз завезли уголь хорошего качества, и затопились они 9 сентября без особых проблем. А теперь без конца «шлакуются». Лично я очень далека от технологии рабочего процесса котельного оборудования, поэтому просила разъяснять мне их узкоспециальную терминологию, и машинист котельной мне пояснил следующее:
— Вся работа у нас — ручная, и шлакуемся мы также вручную, потому что редуктор забрали на школьную котельную и с концами, обещали вернуть, да где там… В прошлом году мы два раза шлаковали в это время, в этот раз уже – три. 80% угля остается в котле, уголь не выгорает полностью.
Итог подвела председатель Думы района Анна Николаевна Зайцева, химик по образованию: «…идет большой расход угля, чтобы получить те же гика калории, то есть держать тот же температурный режим».
Следующий пункт назначения — Центральная котельная № 4, выгодно отличалась ото всех остальных. Бытовые условия этой котельной были максимально приближены к человеческим. Работники сами приобрели себе электроплиту, покрасили и побелили, наладили душевые, самостоятельно проводят освещение, дроссели достают, лампочки покупают тоже сами. И по общим впечатлениям от беседы, здесь никто не боялся говорить о проблемах прямо.
На данном участке работает, пожалуй, самый опытный мастер котельного оборудования Александр Вдовин, общий стаж его работы мастером насчитывает 15 лет, в целом в котельных района он работает с 1992 года, до этого трудился «на горе». Он весьма в решительных выражениях пояснил депутатам логику жизни и законы физики, который действуют и царят в работе котельной.
– Эта история с задержками заработной платы тянется с октября прошлого года. Ведь когда люди у нас получали стабильно – получку и аванс, то понабрали кредитов. А пришли эти ……. И посадили нас на голодный паёк. Семейные люди стали жить так: аванс выпросят, чтобы кредит заплатить, а самим, чем, спрашивается детей кормить? — мастер Александр Вдовин был предельно категоричен, но убедителен в своих доводах.
И многие убеждены, что подобное отношение складывалось именно из — за того, что управляли местным ЖКХ люди далекие от проблем людей, с пропиской в областном центре. Также как и насущные проблемы, текущие ремонты решались по остаточному принципу.
- Уже на этой неделе за три дня мы четыре подшипника заменили на одном двигателе, они рассыпаются за пару часов работы, — рассказывает о своей работе мастер котельной № 4. – В позапрошлом году такая же проблема была, я заказал в Иркутск японские подшипники, и мы на двух японских подшипниках весь сезон прошли. А сейчас 4 за три дня слетело.
Переходный период всегда связан с трудностями, и это хорошо понимают работники котельных, люди опытные, работающие, прежде всего, не для себя, а за совесть, за тепло в домах, невзирая на собственные сложности. Это люди настоящей высокотемпературной закалки.
Депутаты после рейда решили довести до сведения руководства МПКК проблемы и нужды рабочих котельных, а также навестить работников котельных перед Новым годом, проверить изменилось ли жизнь людей к лучшему.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

232