Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 29.08.2014 г.

ПОЧЁТ И СЛАВУ СОБИРАЮТ ПО КАПЛЕ

Автор: Евгения Карасова
журналист

Знающие люди говорят, что характер человека отражается со временем на его внешности. Соглашусь с этим утверждением на одном частном примере. Александр Адольфович Шмитд — наш постоянный читатель, живет неподалеку от редакции, и до беседы с ним, у нас, как говорится, было «шапочное знакомство», но каждый раз при встрече мне казалось, что он очень скромный, доброжелательный и уравновешенный человек — все это читалось в его внешности. Когда, я получила редакционное задание написать о шахтерской семье Александра Адольфовича статью, то я убедилась, что внешность его не обманчива — он действительно обладает редкостным спокойствием и скромностью, которая, как известно красит человека.
Александр Адольфович Шмидт и Людмила Федоровна Подкаменных в ноябре этого года отметят золотой юбилей совместной жизни. Встретились они в 1964 году в Согдиондоне, когда судьба привела Александра Адольфовича, уроженца села Барановка Житомирской области, в наш слюдяной край. До этого времени Александр Адольфович поездил по стране, как он сам говорит о себе — оседлости у него не было. А когда встретил северную красавицу Людмилу, так и задержался на Мамской земле, где живет уже полвека.
После окончания войны отец Александра Адольфовича – Адольф Эдуардович Шмидт попал под безжалостную машину репрессий. Он был сослан в Вологодскую область на лесоповал. Затем к главе семейства переехала его жена с двумя детьми. Александр тогда только окончил второй класс. Там Александр Адольфович построил с отцом дом, в 1958 году окончил речное училище в Великом Устюге, затем в 1958 году был призван в армию в Ленинградскую область. В 1961 году родителей реабилитировали, и они выехали на постоянное место жительство в Казахстан. Отдав долг Родине, Александр Адольфович приехал в отчий дом, но надолго не задержался. Как только окончил курсы шоферов, поехал по белому свету искать лучшей доли.
В составе «Степной экспедиции» по урану он трудился на буровых работах в Семипалатинске, в Алма-Ате, Степногорске, под Карагандой. В 1963 году вместе со своей бригадой Александр Адольфович приезжает в столицу Восточной Сибири. «Иркутскгеологоуправление» направиляет опытных бурильщиков в Бодайбинский район на поиски золота. Отработав сезон в «золотом» Бодайбо, Александр Адольфович едет в п. Согдиондон Мамско-Чуйского района.
На дворе стоял март 1964 года, в геологической партии прошло сезонное сокращение, и Александра Шмидта, как холостяка, тоже сокращают. Недолго думая, он устраивается откатчиком подземных работ в рудник Согдиондон ГОКа «Мамслюда». В 1969 году оканчивает в Иркутске курсы маркшейдеров, и вплоть до 2004 года не меняет место работы, проработав, таким образом, в комбинате 40 лет.
Людмила Федоровна Подкаменных — коренная согдиондонка. Ее родителей также постигла судьба спецпереселенцев — они насильно были переселены в Согдиондон.
— Отец работал возчиком на лошадях, мать работала на горе – буры носила, — рассказывает о родителях своей супруги Александр Адольфович. – Людмила Федоровна получила в Бодайбо геологическое образование, после техникума была распределена на Алтай, а когда родителям потребовалась помощь и опека, она вернулась в Согдиондон. Стала работать геологом в Согдиондонской партии Витимской экспедиции.
Людмила Федоровна и Александр Адольфович обслуживали горные работы, работали на различных жилах, полевые работы сменялись камеральными; изыскательские замеры, съемки, заносились на бумагу, а затем опять они отправлялись на «гору», и так проходил день за днем. 

- «Гора» — камералка – опять «гора», — так характеризует свою работу мой собеседник.
В 70-х годах прошлого столетия жизнь жителей Мамско-Чуйского района имела наивысший подъем в различных сферах, свидетели периода развития слюдяного края вспоминают то время с особым чувством. Благодаря добыче слюды в поселках велось масштабное строительство, при непосредственном участии шахтеров проводилось обустройство всей инфраструктуры.
— Когда я приехал в поселок, там были одни бараки, стояла контора, кузница – все в кучке. Один год рудник Согдиондон дал высокий план по групповой слюде, и тогда было предложено капитальное строительство поселка, — вспоминает бывший маркшейдер рудника Согдиондон. – Мы проводили геодезические работы для строительства. В те годы были отстроены большая котельная, цехколка, четырехэтажный дом, две пятиэтажки, двенадцать 12-ти квартирных домов, здание конторы рудника. Тогда же мы закрыли ручей, который проходил вдоль поселка. С этим ручьем было много мучений – его затапливало, и в период строительства было принято решение закрыть ручей сплошняком — то есть установить стойки и крышу. Мы закрыли ручей, вплоть до самой реки, засыпали, и до сих пор он не портит людям настороения.
У Александра Адольфовича и Людмилы Федоровны уже появились двое детей — дочь и сын, была работа, которая нравилась, надежные друзья, хорошие коллеги, и для полного счастья не хватало квартиры. Долгое время семья с разнополыми детьми ютилась в небольшой комнатке, квартиру обещали, но не выделяли. Сдали в эксплуатацию очередной 12-ти квартирный дом. Семья ожидает обещанного новоселья, а тут начальство говорит, дескать подождите немного, к нам едет специалист – нужно ему квартиру выделить. А «выбивать» блага Александр Адольфович не привык, это было не в его характере, впрочем, и супруга относилась к бытовой неустроенности и несправедливости стоически.
— Терпение и труд — все перетрут, — говорит Александр Адольфович и добавляет, — прежде всего в людях я ценю хорошее и спокойное отношение друг к другу. Сказали — выделят, значит надо ждать. Я сам по себе человек не конфликтный. И на горе с рабочими никогда не ругался, людей беречь надо! Рабочий человек в почете должен быть, ведь все блага создает рабочий, а не чиновник какой – нибудь. С начальством ругани никогда не было. Что толку ругаться?! Сколько не ругайся — все брызги на тебя полетят, — делится жизненным опытом мой собеседник, такая философия жизни.
В 1976 году семья дождалась трехкомнатной квартиры в хорошем районе. В беседе с Александром Адольфовичем я узнала, что Согдиондон территориально делился на различные районы, которым народ дал характерные названия. К примеру, окраина поселка называлась «Курский вокзал» — по названию большого барака, которого тоже называли «курским». Жить там было не престижно. Это был так называемый район трущоб. Элитным считался район, в котором были отстроены благоустроенные двухквартирные дома, согдиондонцы прозвали его «Красной горкой». Элитное жилье выделялось только начальству, уже в постсоветское время Александр Адольфович с семьей купили там квартиру, в которой прожили до переезда в райцентр.
Общий трудовой стаж Александра Адольфовича составляет более 50 лет, в поселке Мама он работал в МГК диспетчером, затем ушел на заслуженный отдых. В осеннее — весенний период Александр Адольфович был занят на огороде, а зимой без работы бывало скучно. И вот однажды его сын, который работает механизатором в ООО «Аэропорт», пришел к отцу и сказал, что его ждут в аэропорту.
— Я старый, немощный человек, кто меня может ждать? – рассказывает, шутя, Александр Адольфович. – Оказалось, что директор аэропорта Трофим Иванович Бутаков предложил мне должность рабочего по благоустройству. И так в аэропорту я почти два года.
Дети Александра Адольфовича Шмидт и Людмилы Федоровны Подкаменных живут и работают в поселке Мама. Есть внук, внучка и правнучка, которой недавно исполнилось 4 месяца.
За годы работы Людмила Федоровна Подкаменных была отмечена различными наградами, медалью к столетию Ленина, имеет медаль РСФСР за доблестный труд, ее биография внесена в книгу почета комбината «Мамслюда». Александр Адольфович Шмидт также отмечался различными премиями, благодарностями, но свою главную награду «Почетный строитель России» от министерства строительства РФ он получил из рук директора комбината Николая Семеновича Чекашкина. Это событие произошло уже на закате деятельности ГОКа «Мамслюда». Как говорится в русской пословице: «Почет и славу собирают по капле».

«Адольф Эдуардович Шмидт попал под безжалостную машину репрессий. Он был сослан в Вологодскую область на лесоповал. Затем к главе семейства переехала его жена с двумя детьми.»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

306