Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 29.08.2014 г.

КРАЙ ШАХТЕРСКИЙ-РОДИНА МОЯ

Автор: Е.А. Карасова
журналист

Край снегов, равнин и гор.
Край далекий – сердцу близкий.
Человеку здесь простор!
Здесь гольцы за руки взявшись,
Водят стройный хоровод.
И стоят, до звезд поднявшись,
Скалы кварцевых пород

Валентина Павленко

Говорят, чтобы любить Север нужно здесь родиться, но сколько людей со всех уголков России когда – то приехали на Мамскую землю и полюбили ее навсегда! Шахтеры вложили свой труд, знания и опыт в развитие Мамско-Чуйского района, и потому он стал таким дорогим и родным для них на всю жизнь.
Так же как многие другие в 70-х годах прошлого столетия приехал в наш край за шахтерской копейкой Сергей Орлов после службы в армии. Все остальные друзья – однополчане поработали и уехали. А Сергей остался жить в поселке Горно-Чуйском, потому что запала ему в душу местная девушка Галина. Что приглянулось ему в статной Галине — ее славянская красота, унаследованная от польских предков, или северный напористый характер — он не признается, а вот Галина Иосифовна помнит, как выделила Сергея среди всех приезжих парней за его красивую походку. «А я милого узнаю по походке…» — была такая песня, вот и Галина так нашла себе милого — суженого.
— Ни у кого такой красивой походки нет как у Сергея, даже бабушка Подлипаева так всегда говорила мне, — вспоминает Галина Иосифовна начало своей супружеской жизни.
Внешние качества важны только на первом, конфетно-буфетном периоде, а для совместной жизни нужны другие качества, но как показала дальнейшая жизнь — интуиция Галину не подвела. Мужа нашла она себе надежного, работящего и заботливого. Галина Иосифовна и Сергей Валентинович Орловы поженились в 1973 году. Жили и работали на участке «Оборонный» на 55-й жиле, потом на жиле №226 участка «Надежный». Там Галина Иосифовна родила двух девочек Жанну и Оксану. Там же, на участке отдала их в ясли, сама работала на выборке слюды на отвале.
— Даже в самые трескучие морозы стояли женщины на отвале. Погрузмашина булыжники вывалит и уедет, управляйся сама, как знаешь. Нам же нужно было всю породу в отвал скидать, слюду выбрать, а камни выкинуть. Слюду грузили в ведра, в ящики, а потом сами уносили, — рассказывает Галина Иосифовна.
Сергей Валентинович начинал работать на участке слесарем, затем выучился на бурильщика. Галина оказалась хорошей женой и хозяйкой, несмотря на тяжелые условия быта, муж всегда был ухоженным, как он вспоминает: «даже стрелки на модных брюках — клеш отутюживала, что они никогда не мялись, в общем заботилась на совесть».
В 1974 году Орловы решили переехать к родственникам мужа в Нижнеудинск. Прожили год, Галина Иосифовна успела поработать на местной слюдяной фабрике — щипала слюду. Работа требовала точности, аккуратности. Слюда отщипывалась тоненьким ножом, у каждой работницы был стол, лампа, и ячейки по размерам слюды. От непрестанного напряжения болели глаза, от неудобной позы у женщин затекали шея и спина, пальцы от ножа уродовались. Галина Иосифовна вспоминает, что были специальные формы – «шестерки», «десятки», работа на фабрике ей нравилась.
В 1975 году Орловы вернулись в район. Приехали на Луговку по вызову, который сделал им директор рудника Луговка Владимир Шабалин. Как рассказывает Галина Иосифовна, прежде Шабалин руководил рудником Горная Чуя, где работал ее отец Иосиф Иванович Мончка. Он приехал в Мамско-Чуйский район в 1946 году, работал «на горе» взрывником, мама — Мария Леонидовна сильно болела. Галина и ее брат Виктор рано остались без матери, отец один воспитывал и поднимал двоих детей.
На Луговке в 1979 году у Орловых родилась третья дочь Евгения. Галина пошла в цех обработки на заготовку слюды. После 12 лет работы заготовщицей, перешла на выборку слюды — сначала на отвал, а потом на фабрику, построенную на жиле №315, на которой она работала до 1993 года, вплоть до ее закрытия.
На фабрике была своя специфика работы. Здесь времени на разговоры, а уже тем более на сплетни и выяснения отношений не было. Выборщицы должны были успевать выбрать слюду, которая идет по ленте.
— Пока на экскаваторе породу привозят, спускают, мы концентрат стараемся быстренько перебрать, – объясняет процесс выборки слюды профессиональная выборщица. – Мелкоразмерная слюда – скраб, перемешан с камнями, биатитом, мы его вручную скидывали на ленту и вчетвером перебирали. Коллектив наш был дружным. Со мной на ленте работала Нина Михайлова, Фаина Минибаева, Галина Кузнецова – это вся моя бригада. Работы всегда хватало, бывало, 31 декабря работали, чтобы план дать, не дашь – премии не будет. И мы старались, — рассказывает Галина Иосифовна.
Сергей Валентинович за годы работы освоил несколько горных специальностей, работал бурильщиком, компрессорщиком и взрывником на жилах №№ 24, 257, 420. 

- На Луговке у нас была комсомольско-молодежная бригада, проводились соревнования «Лучший по профессии», за успехи отмечали премиями. Я бурил на СБУ-125 (самоходная буровая установка), — разъясняет мне Сергей Валентинович, в чем заключалась его работа, — я бурю скважины, компрессор уже работает, воздух к станку подает, а я за ним слежу. Сделав скважин 50, все заглушаю, еду за аммонитом, а затем вместе с мастером мы проводим взрывные работы. Пока экскаватор работает, снова приступаешь к бурению. Вот и весь процесс. И если я не сделаю свою работу, то человек 50 рабочих останутся без работы. Здесь ответственность нужна.
— И, наверное, для работы взрывником требуются мужество и смелость, работа ведь опасная, — добавляю я к словам буровика – взрывника Сергея Валентиновича.
— Да, взрывник ошибается только однажды, — говорит мне мой собеседник, — когда подписывает заявление на работу взрывником.
Трагические случаи тоже не являлись редкостью, но Орлова Бог миловал. Сергей Валентинович рассказал случай, который произошел с ним на буровых работах в одной из штолен в Согдиондоне.
— По-моему, этот случай произошел в 2000 году, мы отбурили, я пошел заряжать, зарядил, поджег, спустился. Ждем взрыва, а он не происходит, пришлось лезть по стенке вверх, лезу и думаю, вдруг сейчас как шарахнет. Оказалось, что катушка до пятака не догорела, осталось около 3-х сантиметров. Я поджег и пулей побежал вниз по штольне. Тогда я уцелел, повезло.
Свой поселок Орловы любили, семьей ходили в кино, в клуб на различные мероприятия, даже не останавливало то, что приходилось перебираться через реку, не дожидаясь переправы. Вместо моста на другой берег была перекинута железная балка, шириной не больше 10 сантиметров. Это было рискованно, но другого пути не было. Случалось люди падали с этой балки, но трагических случаев Орловы не припомнят.
— Работали мы тоже на противоположном берегу, если работу закончишь раньше, добираешься домой часа в три ночи. Лодок нет, вот и идешь по этой балке в кромешной мгле, домой-то хочется, — объясняет Сергей Валентинович.
Общий трудовой стаж у супругов Орловых почти одинаковый – около 30 лет. За самоотверженный и доблестный труд они получали благодарности, премии, которые торжественно вручались на больших праздниках. Фото Галины Иосифовны красовалось на доске почета в районе и в поселке. Эти воспоминания для них самые дорогие, свою молодость они потратили на тяжелый труд, заработали страшные профессиональные заболевания, связанные с работой на слюде. Но это время они вспоминают с теплотой и признательностью.
— Мы были очень доброжелательны друг другу, много общались. А сейчас люди живут обособленно, не рассчитывая на поддержку со стороны, — рассуждает Галина Иосифовна. – Это все деньги портят людей. В прежнее время разница между заработной платой директора и рабочего была небольшая, хотя директор отвечал за огромный коллектив и производительность труда. Теперь между начальником и человеком труда – материальная пропасть.
В поселке Мама Орловы живут уже 14 лет, занимаются огородом, до последнего времени держали поросят и кур. Сергей Валентинович любит собирать ягоды, грибы — отправляет их внукам в Иркутск, рыбачит.
— У нас шесть внучат: четыре внучки и два внука, самая старшая уже университет закончила, самой младшей – 2 годика, — рассказывает Галина Иосифовна. – У нас хороший район, и хочется, чтобы дети и внуки здесь пожили. Я люблю свой шахтерский край, здесь вся жизнь прожита. Нам здесь хорошо.
Обозревая ретроспективно всю историю слюдодобычи, заготовки и выборки слюды, можно увидеть, что несмотря на все трудности люди совершали подвиг, и делали свое предприятие лучшим в стране. Остаются воспоминания о хороших временах и нетронутые богатства недр, ожидающие своего часа.

«- Даже в самые трескучие морозы стояли женщины на отвале. Погрузмашина булыжники вывалит и уедет, управляйся сама, как знаешь. Нам же нужно было всю породу в отвал скидать, слюду выбрать, а камни выкинуть. Слюду грузили в ведра, в ящики, а потом сами уносили»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

244