Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

04.07.2014 04:16 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск № 49 от 04.07.2014 г.

ДА БУДЕТ СЕМЬ ФУТОВ ВСЕГДА ВАМ ПОД КИЛЕМ!

Автор: Е.Карасова
журналист
"Витим — батюшка", — так с уважением называют свою реку мамчане. И все, кто вырос на берегах Витима, понимают, что жизнь северного района напрямую зависит от бесперебойного снабжения в навигационный период, таким же уважением и почетом у северян пользуется профессия речника. Хотя, многое изменилось, и мамских речников, которые работают в навигации, можно по пальцам пересчитать.

Они – достойные продолжатели речных традиций, отчаянные и крепкие духом, настоящие профессионалы. Сегодня практически все ветераны речного дела уже на берегу, ушли на заслуженный отдых, или работают в артели. Но для всех речников первое воскресенье июля – главный день в году, они отмечают свой профессиональный праздник.
День речника оказался незаслуженно подзабытым в календаре особых дат, которые мы отмечаем, так, по крайней мере, считают работники речного флота, которые осуществляют доставку грузов в Мамско-Чуйский район. Наша редакция поспешила исправить эту несправедливость. Ведь День речника — это, наверное, один из самых романтических профессиональных праздников в стране. Ведь кто из мальчишек не мечтал в детстве служить во флоте! Но только те, кто выбрал эту профессию, знают, что за этой романтикой скрывается тяжёлая и опасная работа. Нам действительно повезло жить рядом с прекрасной рекой, которая воспитала не одно поколение речников. Всем, кто связан с работой на реке, мы желаем, прежде всего, надежности. Надежной техники, надежного здоровья, надежных друзей, надежного тыла. Пусть вашей жизни не требуются неожиданные капитальные ремонты!

Регулярные грузоперевозки в наш район совершают несколько судов. Схема движения неизменная — Мамакан-Мама — Мамакан –Мама. Всю навигацию по данному маршруту ходят суда «Витимец» — капитан Анатолий Васильевич Распутин (И. П. — А.В. Боткин), «Фобос» — капитан Александр Леонидович Андрецов (ООО «Рифт»), теплоход «Академик Обручев» — капитан Виктор Владимирович Попов — (Мамская горнорудной компания), «Богатырь» — капитан Альберт Анатольевич Лейкин. Капитан Владимир Ильич Карелин осуществляет пассажирские перевозки на КС «Кристалл» (ООО «Киренское пассажирское управление» гендиректор Н.С. Труфанов); погрузку и разгрузку угля и леса для нужд района – крановщики Константин Андреевич Бейзер и Олег  Александрович Грязнов, все они связаны с работой на реке.

Застать на берегу речных тружеников, чтобы написать хоть три строчки в газету – задача непростая, ведь их профессиональный праздник приходится на горячую пору навигации.
                           Для счастья речнику нужна только работа
Капитан судна «Витимец» опытный речник Анатолий Васильевич Распутин родом из п. Воронцовка. Из истории известно, что Воронцовский затон был построен еще в 1883 году компанией «Лено-Витимское пароходство М.А. Сибякова, И.И. Базанова, Я.И. Немчинова», работающей на золотых приисках реки Бодайбинки. К концу XIX века в Воронцовке находилась главная судоремонтная база, управление пароходства. В советское время в Воронцовском затоне зимовало до 20 барж и 4-5 пароходов. В 1959 году Воронцовский затон закрывают, суда на зимовку уходят в Пеледуй. Добрую сотню лет Воронцовский затон служил речникам.
Анатолий Васильевич — потомственный речник, мама работала во флоте на пароходе «Комсомолец». В 1969 году Анатолий Васильевич пошел в свою первую навигацию, устроился работать матросом на судно, через семь лет стал ходить уже капитаном, работал на всех судах ГОКа «Мамслюда» на СК, СП, БТР и так далее. В 2014 году Анатолий Васильевич вышел в свою 45–ю навигацию. Женат, двое детей.
- Расскажите, что речнику нужно для счастья? — спрашиваю Анатолия Васильевича.
- Для счастья бывалому речнику нужна только работа, — говорит капитан судна «Витимец», — О себе я говорить не умею, могу только работать. Обо мне люди, если нужно, расскажут.
- А.В. Распутин — это самый надежный капитан из всех, с которыми мне доводилось работать, — рассказывает мне моя мама – Светлана Карасова, она много лет проработала в навигации, брала суда в аренду и доставляла груза в наш поселок, осуществляла доставку различных грузов в артели. - Анатолий Васильевич – классный механик, он разбирается во всех двигателях, дипломированный капитан, отличный лоцман — знает малые реки. Такой опасный и сложный участок как «Ленские щеки» он проходил «на раз», — вспоминает Светлана Алексеевна. — Когда я ходила с ним в рейсы, то никогда не боялась за сохранность судна, груза. Анатолий Васильевич — речник хорошей северной закалки.

Матросу судна «Витимец» Игорю Николаенкову невероятно повезло, ведь свой первый опыт работы он получает от «речного волка», капитана со стажем, старшего товарища Анатолия Распутина. Игорь пришел в прошлом году из армии, и Алексей Боткин – владелец судна «Витимец» всязл его к себе на работу.
- Поработал и затянуло, — рассказывает начинающий мамский речник Игорь Николаенков, — В этом году решил поступать в Новосибирскую академию водного транспорта. Из родственников никто на реке не работал, но мои дядька и дед служили во флоте.
Вот так Алексей Боткин дал работу, а парень нашел себе профессию по — душе.
Алексей Владимирович Боткин работает на своем судне рулевым мотористом, сам — потомственный речник, его отец — Владимир Иванович всю свою жизнь отдал реке. Алексей начинал работать во флоте в артели «Восход» на судне «Монюкан», затем они с отцом приобрели в собственность свой первый пароход, сами перебирали двигатель, приводили судно в порядок. За годы работы на реке ему довелось работать со многими опытными речниками мамского флота. Работал с отличным капитаном, докой речного дела – Александром Владимировичем Бутсановым. В этот день «Витимец» отправлялся в рейс до Пеледуя, поэтому команде особо разговаривать было некогда. Баснями сыт не будешь, пока есть работа – надо работать.
                                Никакой романтики, один прагматизм
На берегу рядом с другими судами в отстое стоит колесный пароход «Корнилов», как говорят, ему место — в музее, но судно еще на ходу. Свой родной пароход охраняет от мародеров его капитан Владимир Ильич Карелин. Он ходил на "Корнилове" с 1989 года, и до того сроднился с этим металлическим механизмом, что теперь относится к нему, как к старшему товарищу, которому не очень повезло с работой.
Когда я называю пароход «Корнилов» «последний лаптежник на Витиме», то капитан поправляет меня:
- Не лаптежник, а колесный пароход, — строго говорит Владимир Ильич. Он работает во флоте около 40 лет, с 16 лет на реке. Был в биографии Владимира Ильича такой факт – ходил на рыболовецком катере на Дальнем Востоке. Глагол «плавать» не применителен по отношению к работе речников, поэтому они на судах «ходят». Как еще в шутку говорят речники, плавает что-то другое.
В настоящее время Владимир Ильич осуществляет пассажирское сообщение на КС «Кристалл», порт приписки — ООО «Киренское пассажирское управление».
Работаем на местном речном сообщении по линии Мама- Колотовка — Витимский — Мусковит, четыре раза в неделю, — рассказывает мне капитан Карелин. – Если наберется народ, то идем в рейс до Бодайбо. Но меньше десяти человек везти не выгодно. Бензин дорогой, а стоимость билета до Бодайбо составляет – 1900 рублей. В прошлые годы в район приходило «Полесье» компании ООО «Верхнеленское речное пароходство», но сегодня мало, кто совершает поездки водным путем. Слабый пассажирский поток, поэтому рейсы отменили, — делиться информацией к размышлению капитан КС «Кристалл».
- А местные рейсы совершать выгодно, их датируют?
- Тоже не выгодно, никто их не датирует, иной раз выходим в «минус». В первый рейс в этой навигации мы вышли 29 мая, доставляли учащихся школ района на Маму, чтобы они сдавали ЕГЭ.
Завожу речь о романтике речной профессии, но Владимир Ильич меня обрывает: - Романтика – это когда люди на природу отдыхать поехали, а у нас здесь работа, точно также, как на производстве. Ответственность лежит на каждом высокая, головой отвечаешь за пассажиров или груз. Поэтому, какая романтика — один прагматизм.

Молодой коллега опытного речника Владимира Карелина — рулевой моторист — Борис Юрьевич Сидоров работает во флоте с 2007 года. Борис родом из п. Горно-Чуйского, окончил Пеледуйское речное училище, но речное дело познал только работая на судне.
- Теория резко отличается от практики, - говорит Борис Сидоров, - Приходишь работать на судно, здесь все – по –другому: швартовы — это чалки, а чалки – это веревки, — смеется молодой речник.
Сегодня речникам КС «Кристалл» тоже в рейс, они должны вовремя доставить жителей Витимского куста к моменту прилета авиарейса.
Сохраняется в мамском флоте преемственность, передают свой опыт бывалые речники молодым. Значит, есть надежда на сохранение лучших флотских традиций, безаварийную работу, своевременную бесперебойную доставку грузов в район.
                                         Один за всех и все за одного
Пока экипаж теплохода «Академик Обручев» МГК был в очередном рейсе, я побеседовала с генеральным директором МКГ Валерием Перфильевым и его заместителем Виктором Сверкальцевым о команде, о прошлом речного флота в районе.
- Экипаж теплохода «Академик Обручев» выполняет часть работ в интересах Мамской горнорудной компании, доставляет запасные части для техники, то есть обеспечивает всем необходимым для производственной деятельности нашего предприятия, — рассказывает генеральный директор МГК Валерий Перфильев. – Вторая задача экипажа — оказание коммерческих услуг сторонним организациям.
— 80% от объема всех работ, которые выполняет команда судна, составляют коммерческие грузы, то есть работают на район, — дополняет заместитель генерального директора Виктор Сверкальцев.
- Вы, старожилы района, расскажите немного о прошлом нашего мамского флота, — обращаюсь я к руководителям.
- Свой флот был в Мамско-Чуйской экспедиции, в ГОКе «Мамслюда», в районе работало много достойных капитанов, настоящих профессионалов речного дела, — рассказывает Валерий Васильевич. – Труд речников всегда ценился, профессия считалась заслуженной и почетной.
– В руднике Витимский была самоходка «Кижи» и СК «Легенда», которая работала на ОРС. Три катера БМК — 130 (буксирный малый катер – примечание автора.), которые возили грузы для нужд рудника, — вспоминает Виктор Васильевич. – На БМК-130, а затем на КС-100, которая позже была приобретена рудником Витимский, работал знаменитый капитан Трофименко Иван Афанасьевич. Ответственный был товарищ, исполнительный.
В свое время Виктор Васильевич работал начальником участка Колотовка, который был подразделением рудника Витимский. Именно тогда он и познакомился с капитаном Иваном Трофименко, которого земляки ценили за отзывчивость и понимание. По первому зову шел он к людям навстречу.
— Очень человечный, отзывчивый был капитан. Рожениц, больных — всех перевозил из Колотовки. И в ночь, и в шугу, и в непогоду, мог выйти в рейс, — рассказывает Виктор Сверкальцев о легендарном капитане. – Ему сказали: «Надо ехать», и он всегда готов: «Надо, так надо, поехали». Иван Афанасьевич был первоклассным судоводителем, знал наши реки: весь бассейн от устья Витима, выше Бодайбо и реку Маму до самого Монюкана. Умер, светлая ему память...
- Сейчас капитаном на теплоходе «Академик Обручев» работает Виктор Владимирович Попов, прежде он ходил на СК «Кижи». На сегодняшний день, он, наверное, самый лучший капитан на Маме, — говорит заместитель генерального директора МГК. — Игорь Репин и Александр Труфанов — рулевые мотористы, команда дружная, исполнительная, дисциплинированная, работоспособная, — так отзывается об экипаже судна «Академик Обручев» руководитель.
- «Один за всех и все за одного», — этот принцип жив по сей день и помогает решать задачи самой высокой сложности, такие как безопасность судоходства, сохранность и доставка грузов в район, — подвел итог нашей беседе генеральный директор МГК Валерий Перфильев.
                              Экипаж теплохода  «Академик Обручев»
Когда душные, жаркие дни сменились долгожданными ливнями, которые немного развеяли смок от лесных пожаров, к мамскому берегу причалил теплоход «Академик Обручев» и я познакомилась с командой судна МГК.
Хозяева реки встретили меня на своем рабочем месте. Капитан — Виктор Попов, опытный судоходчик с широкой добродушной улыбкой. Виктор Владимирович рассказал, что он родом из Алексеевска Киренского района — поселка речников. Его дед работал во флоте, потом ушел в кузницу. Родители Виктора Владимировича вместе ходили на пароходе, совершали дальние рейсы. Он вспоминает, как они его брали с собой прокатится до Усть-Кута, Виктор с детства уже получал первые навыки речной профессии. Затем отец ушел на берег, был начальником литейного цеха поселка Алексеевск. А Владимир выбрал речную профессию, после школы окончил Пеледуйское речное училище.
- Первая навигация была в 1979 году, я начинал свой путь в должности машиниста на пароходе «Тобол», который работал еще на паровом двигателе, — рассказывает капитан Владимир Попов. – Затем служил в Забайкальском крае в Борзе, после армии работал на СТ-69, который совершал рейсы до Алдана, Вилюя, мы возили уголь Джебарики-Хая. Потом ходил на рефрижераторе «Куйбышев».

Виктор Владимирович немногословен. Его рабочий стаж – 34 навигации, уложились в несколько строчек газетного текста. А ведь за ними километры сложных речных путей, непростых самостоятельных решений и высокой ответственности. По его рассказу я понимаю, что он без пафоса гордится своей профессией, и ему особенно дороги рейсы, которые он совершал в Якутию на рефрижераторе «Куйбышев».
- Профессия речника в советское время была престижной, а сейчас работы нет даже в посёлке речников, в Алексеевске весь флот распродали, — сокрушается потомственный речник. — Когда я работал – там романтика была. Сегодня главный стимул для меня в работе — осознание того, что делаешь хорошее, нужное дело.
В Мамско-Чуйский район опытный речник попал, что называется по велению сердца, приехал за своей женой и остался жить и работать в п. Витимский. Они вырастили сына, который живет и работает в Иркутске, он подарил им уже трех внуков – двух девочек и парня. Внуки – новый центр притяжения, но все же они далеко. Чтоб не жить одним Поповы взяли на воспитание приемных детей – все девчонки. Старшей — уже 14 лет, младшим по 10 лет.
- Желательно, чтобы наши дети жили на большой земле, — рассуждает о будущем своих детей капитан, - но сам я пока не хочу выезжать из района
О коллективе капитан говорит с теплотой:
- В команде разногласий нет, коллектив устоявшийся, мы вместе делаем одно дело, и я ценю в них ответственное отношение к работе.
Капитан Виктор Попов за время работы не пропустил ни одной навигации, все 34 лета – на реке, за штурвалом.
- А что еще нужно для счастья бывалому речнику? – задаю я вопрос капитану.
- Мечтаю скататься в Крым, — говорит Виктор Владимирович. И я искренне пожелала капитану летнего беззаботного отдыха на черноморском пляже.
- Какой отпуск летом? Отпуск у нас только зимой, — отвечает на мой вопрос речник Игорь Репин.
Игорь Репин работает 8 лет на теплоходе «Академик Обручев», прежде работал в комбинате «Мамслюда». Также не пропустил ни одной навигации, разве что по уважительной причине – служил в армии. Во флот его привел родной дядя Владимир Ильич Карелин, когда Игорю было 15 лет. Зарабатывать собственную трудовую копейку понравилось, и он остался служить речному делу. Игорь окончил курсы в ГМШ п. Мама и уже, как он сам говорит, лет 18 — 20 работает во флоте. К сожалению, не всегда рабочий стаж входит в трудовую книжку.
Игорь с женой Еленой воспитывают двоих детей — дочку Веронику и сына Илью. На выбор профессии своего сына он влиять не собирается: «Это — дело личное», — говорит речник.
И мечтают речники о дальних рейсах, хотя бы в Усть-Кут.
- Прежде мы ходили до Усть-Кута, в Садки, было интересно. Сейчас нет таких грузоперевозок, — говорит Игорь Репин. - Главное в нашей работе – это выполнять поставленную руководством задачу.
У Александра Труфанова, жена Александра и три наследника. Парни пока еще слишком малы, чтобы пойти по отцовским стопам. На выбор будущей профессии Александра повлиял речник Владимир Иванович Боткин.
- Я давно хотел работать во флоте и Владимир Иванович взял меня к себе на судно. Работал на судах «Богатырь», «Витимец», на «Фобосе» ходил, — рассказывает речник Александр Труфанов. - На Академике Обручеве у меня уже четвертая навигация, общий стаж – 10 лет, по трудовой – 8 лет.
- Что в работе речника является самым важным. Речник – это профессия или призвание? — спрашиваю Александра Труфанова. И он, не рассуждая о высоких материях, отвечает просто – «важно, чтобы работа была вообще». Это понятно, ведь семью кормить надо.
- Если нет работы, то судьба не завидная, — говорит речник Александр. — Вон на берегу стоит последний на Маме колесный пароход «Корнилов», как памятник.
«Был курс наш — в завесе туманов,
Из портов все грузы ушли.
Теряя в отстое своих капитанов,
Ржавели в тоске корабли», — печальные строчки из песни речников.
И чтобы не прощаться на минорной ноте, я желаю бравым речникам успешной навигации, попутного ветра и хорошо отметить свой профессиональный праздник с родными. А речники говорят мне, что наверняка, они будут в это время в рейсе. Как и большинство других речников Лены и Витима они встречают этот день за штурвалом, ведь навигация не должна останавливаться даже в праздник. Тем не менее, тост за речников:
За годы былые, что с честью прожили,
За верность высоким заветам.
Да будет семь футов всегда под килем!
Да будут Вам многие лета! -
Беседа вышла короткой, ведь у команды — цейтнот, напряженный период — навигация, и некогда болтать. И вот сделав разворот, теплоход «Академик Обручев» лёг на курс: вверх по Витиму, совершая свой очередной рейс в навигацию 2014 года по маршруту Мама – Мамакан.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

633