Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

16.12.2014 10:02 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 95 от 16.12.2014 г.

ВОСПОМИНАНИЯ О МАМСКИХ ТАЛАНТАХ

Автор: Участница первого состава Коллектива «Мамчанка» Светлана Захарова.

На концерт самодеятельности в поселке Мама я попала в первый раз в середине семидесятых годов, когда мы приехали из рудника Слюдянка на районный смотр самодеятельных коллективов, который проходил в клубе Октябрь. Огромный зал полон участников и зрителей. Вот тогда я впервые увидела молодую пухленькую девушку – Веру Сысоеву, которая пела, и зал ей рукоплескал. Руководил тогда самодеятельностью Виктор Грозин.
Второй раз в 1979 году, когда мы уже переехали жить в Маму, в клубе» Геолог» на большом концерте я была восхищена исполнением трио Натальи Нелепиной, Галины Грозиной и Надежды Елькиной романса «Под луной золотой все живет для любви», и мне захотелось участвовать. С 1980 года я стала участником Мамской районной самодеятельности, музыкальным руководителем которой был Александр Васильевич Сперанский.
Репетиции проходили в старой музыкальной школе в маленькой коморке. Вера Сысоева всегда пела песни о Родине, о России, народные, серьезные. Впервые, в ее исполнении я услышала песни «Оренбургский пуховый платок», «Снег седины» и была поражена проникновенным глубоким теплым голосом, величавым исполнением и по сей день храню эти впечатления.
При клубе Геолог была организована районная художественная самодеятельность. В ней принимали участие люди практически от всех организаций района — ЛТП, ГОКА «Мамслюда», ЖКХ, Разведки, типографии. Сначала участников было немного, ансамбль «Мамчанка» под руководством Александра Васильевича Сперанского, а после его выезда из района музыкальным руководителем коллектива «Мамчанка» стала Светлана Васильевна Чудинова. В ансамбле «Сударушки» пели люди старшего поколения, и мы принимали участие. Руководила этим коллективом Раиса Ивановна Али-Заде, и, когда она выехала из района, им стала руководить Вера Леонидовна Сысоева. Огромный хор под руководством Александра Шелеста — 2 ряда женщины и один ряд мужчины. Пели мы песни о России, больше всего нас волновала песня «Хлеб всему голова». Помню, как Николай Павлович Шишмарев и Виктор Прокопьевич Федореев говорили, что с работы и бегом на репетицию — от пения аж мурашки бегут по коже и хочется петь и петь. А песня «Ой зимушка, ой зимушка, не много ли снежка» так и несла нас с горы на саночках в белых полушалочках. Основной костяк этого коллектива занимался и в «Мамчанке», и в хоре, и в коллективе «Сударушки». Позже был организован еще один коллектив «Русская песня». Были сольные номера Евгении Николаевны Любавской, Веры Сысоевой, Светланы Захаровой, дуэт — Раисы Али — Заде и Светланы Захаровой и трио с Валентиной Федоровной Павленко. Геннадий Кищенко играл на гармони и пел залихватские частушки. Актовый зал клуба «Геолог» был всегда полон зрителей, и всегда на концертах присутствовал руководитель Мамско-Чуйской геологоразведочной экспедиции – Анатолий Максимович Стеценко. Он любил эти мероприятия и после каждого концерта по его распоряжению председателем профсоюзного комитета Шуб Ю.М. к окончанию концерта уже был накрыт стол, чтобы мы, уставшие и голодные, могли вкусно поесть. После концертов каждому вручались небольшие памятные подарки, и весь вечер мы уже всей самодеятельностью пели все подряд, что было в репертуаре. Это было так здорово и мощно. Эти впечатления я храню с большой любовью и по сей день.

Концертные костюмы нам приобретал и оплачивал Анатолий Максимович Стеценко – (руководитель Мамско-Чуйской геологоразведочной экспедиции, т.к. клуб был на ее балансе) по первой просьбе Раисы Ивановны Али — Заде – она была директором клуба «Геолог» и участником самодеятельности, приобретали нам туфли, кокошники, шили и расшивали платья в ателье, как для ансамбля, так и для каждого солиста и к каждой песне. Мы чувствовали эту заботу, внимание со стороны руководства и старались оправдать их надежды.
С концертами мы объездили все поселки, и всегда залы были полны зрителей. ГОК Мамслюда и Мамско –Чуйская геологоразведочная экспедиция работали на полную мощность, в районе проживало 20 тысяч населения, так что недостатка в зрителях не было. Также была активно развита самодеятельность поселковая, и, когда съезжались на районный смотр в поселок Мама, общий концерт длился до позднего вечера, и зал оставался забитым до отказа.
Летом и зимой мы выезжали с концертами по рудничным поселкам. В руднике Витимский в актовом зале зрители сидят в шубах, а мы выходя на сцену снимали пальто, трясясь от холода, пели. В Колотовке в клубе отличная акустика, теплый прием, в столовой нам устраивали чаепитие с вкуснейшими сухариками. В поселке Мусковит отличное здание клуба и такая акустика, что поёшь и сам слышишь, как поёшь, не нужен и микрофон. Согдиондонский дом культуры нас поразил своим величием и красотой, теплым приемом зрителей. Мы туда выезжали частенько, пробиваясь через снежные заносы Согдиондонского перевала, мы выезжали с концертом на несколько дней в рудника Чуя и Согдиондон. Сначала в руднике Чуя был большой клуб, потом его закрыли, и петь нам приходилось в здании, построенном посреди площади, куда перенесли и клуб, и управление. Начался упадок производства.
Приходилось нам выступать с концертом и в нашем совхозе на участке Тетеринск. В малюсеньком домике с 10 посадочными местами, и там свои номера небольшому коллективу зрителей мы исполняли добросовестно. А вот поездка на Усть -Чую, в совхоз ГОКа «Мамслюда» нам не забыть уже никогда. Районный отдел культуры арендовал и оплатил нам «Зарю». Загрузив всю аппаратуру пошли вниз по Витиму на Лену. Погода стояла солнечная, ясная, теплая — начало сентября. Природа поражала своим величием. Совхоз Усть — Чуя расположен на берегу реки Лена. Пологие берега, не очень высокие горы и поселок, утопающий в цветах, черная жирная земля, огромные клубни картофеля, который копали жители у себя на огородах. Встретили нас тепло, концерт шел на ура. Зал был полон зрителей. После каждой песни нам дарили букеты цветов и очень долго не отпускали со сцены, мы не сопротивлялись а пели и пели. В 11 часов вечера отключили стационарный свет и завели дизельную электростанцию, и танцы — до утра. Александр Васильевич Сперанский играл самозабвенно. Разошлись после 2-х часов ночи довольные и усталые.
А утром нас пришел провожать весь поселок. Цветов надарили столько, что Заря превратилась в сплошной яркий букет, загрузили все до цветочка, чтобы не обидеть так тепло нас принявших зрителей.
Эта поездка поистине незабываема.
С коллективом хора мы выступали на областном смотре хоров в г. Иркутске. Смотр проходил в концертном зале политехнического института, были большие 

коллективы из разных городов области. Мне запомнился большой хор из города Нижнеудинска — города моей юности. Исполнение нашего хора было отмечено особо, так как мы действительно пели народным пением, и многие участники из других городов нам говорили: «Вы поете — как артисты». Мы исполнили песни «Хлеб всему голова» и «Кнопочки баянные». Народному пению нас научил руководитель нашего хора Александр Шелест.
Поразил нас актовый зал, большой, современный, огромная сцена, а акустики практически нет. Поет огромный хор, а звук теряется где-то в верхах, на сцене, и не идет в зал.
В коллективе «Мамчанка» в первом составе участвовали Раиса Ивановна Али — Заде, Валентина Федоровна Павленко, Татьяна Николаевна Тюрюмина, Вера Леонидовна Сысоева, Мария Самарина, Светлана Андреевна Захарова, Анна Николаевна Зайцева, Зина Зайцева, аккомпанировал Александр Васильевич Сперанский. В определенные периоды состав коллектива менялся, участие принимали Людмила Белоконова, Тамара Никодимовна Соловьева, Екатерина Николаевна Николаенко, Наташа Галимова, Римма Валерьяновна Мурынкина, Людмила Ромдельевна Тараданова, Галина Николаевна Овчаренко, Инна Мирчева, зав отделом культуры района Светлана Васильевна Чудинова — с приятным нежным голосом первой партии.
У Раисы Ивановны Али — Заде был сочный сильный голос второй партии и с голосом Светланы Захаровой — сопрано в дуэте они звучали великолепно созвучно, как одно целое. Вера Леонидовна Сысоева пела вторую партию и была нашим штатным народным, сольным исполнителем. Татьяна Николаевна Тюрюмина исполняла третью партию и держала ее четко, создавая фундамент, она у нас была одна с музыкальным образованием. Анна Зайцева и Зина Зайцева пели первую партию, Маша Самарина вторую, а в целом это было полное созвучие, мы чувствовали друг друга и применяли максимум своего таланта.
Валентина Федоровна Павленко читала свои стихи.
В 1987 году участники коллектива «Мамчанка» стали лауреатами второго Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвященного 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции и награждены медалями.
В 1994 году Иркутским комитетом по культуре ансамблю «Мамчанка» и «Сударушки» было присвоено звание народного, и нас с Согдиондонским ансамблем пригласили на телевидение. Ансамбль «Мамчанка» исполнил песню «Кнопочки баянные», дуэт Раисы Али-Заде и Светланы Захаровой исполнил песню «Одинокая гармонь». Записывали нас последними. Мы голодные, уставшие сидели на полу. Из комнаты оператора наблюдали как записывали других и ворчали, что не могут записаться с первого раза. Нас, коллектив «Мамчанка» и Согдиондонский ансамбль, записали с первой пробы. Оператор отметил «Ну, ребята, у вас голоса, и поете вы превосходно». И вот мы на съемках. Все для нас ново и необычно. Весь коллектив усадили под огромным красочное панно, а наш дуэт с Али-Заде и Сашу Авдонькина посадили отдельно на первый ряд трибун, где были другие коллективы и в помощь Авдонькину Саше подсадили мужичка с малюсенькой гармошечкой с колокольчиками. Волновались очень, но засняли нас с первого раза. Наши, расшитые на груди алые шелковые платья смотрелись ярко, нарядно, хоть и были пошиты из дешевого искусственного шелка.
После записи нас из зала не выпустили, а пересаживали с места на место для оживления и украшения трибун нашими яркими платьями. Хотелось пить, есть и другие дела, но из зала нас не выпускали. Вера попыталась протиснуться между стеной и огромным панно, на котором были размещены разные удивительные поделки, вплоть до унтиков размером с указательный палец, расшитых бисером, чтобы сбежать, так как очень устали, но оно вдруг все закачалось, мы думали вообще завалиться ну и прекратили все попытки исчезнуть. Терпели.
На съемках телевидения так же был наш художник, Виктор Гротэн со своими картинами, было взято интервью о его творчестве.

С ансамблем «Сударушки» мы вылетали на 3 дня в Иркутск для участия в областной выставке народного творчества, которая проходила в областном доме профсоюзов. Прилетев в Иркутск, нас разместили в гостинице «Сибирь», а потом повезли в дом профсоюзов. Пришли наши бабушки — Вера Сысоева, Мария Степановна Зайцева, Раиса Ивановна Али — Заде, Раиса Александровна Белоконова, Михаил Сергеевич Сергиенко с супругой, Александр Николаевич Авдонькин – баянист, Геннадий Кищенко, Светлана Андреевна Захарова и маленькая девочка Оксана Игоревна Сысоева. Мама Вера ансамбль возглавляла, а маленькая – кнопочка баянная — дочь Оксана замыкала. (Участие в ансамбле «Сударушки» ранее принимала и Галина Борисовна Чепкасова, удивительная, талантливая женщина, рукодельница, была еще Люба – бывшая выборщица слюды из рудника Слюдянка, очень жаль, что фамилии многих участников память не сохранила). Пришли старенькие, измученные перелетом серенькие женщины. Нас встретила директор дома профсоюзов, отвела в комнату, чтобы мы могли переодеться, посмотрела на нас и сказала: — «Я хотела пригласить телевидение, ну да ладно, так обойдемся» и ушла. Мы переоделись. Одели свои расшитые яркие юбки, нарядные кофты, став парами с песней «Бодайбинка», по узкому коридору пошли к широкой лестнице и по ней на второй этаж к зимнему саду с бассейном. Мы с маленькой Оксаной замыкали это шествие, и вид этого шествия меня поразил тем, что как только мы с песней «Бодайбинка» вышли, такие яркие, необычные и в основном пожилые женщины, народ оставил свои выставочные экспонаты и потянулся за нами на второй этаж. Аккомпанировал Александр Николаевич Авдонькин.
Разместились мы по периметру бассейна зимнего сада среди зелени и цветов. Тетя Наташа (она работала в школьном интернате сторожем) и Раиса Александровна Белоконова установили свои прялки, стали прясть. Тетя Наташа в резиновых калошах и толстых шерстяных чулках, это так выглядело здорово. Заиграл баян, и зазвучали песни. Пели полтора часа без перерыва, все народные, какие у нас были в репертуаре. Вера Сысоева запевала, а мы все подхватывали и пели. Ни единой ни малейшей ошибки -все прошло одним махом. На галерке мы с Оксаной играли на ложках и приплясывали. На завершающей песне «При лужке, лужке, лужке» Вера вышла и, взмахнув руками, как крылами, поплыла перед ансамблем лебедушкой, в этот момент (видимо не сдержав эмоций) из толпы зала выскочил невысокий мужичок и заключил ее в свои объятия, она его слегка приобняла, отвела и поплыла дальше такая пышная русская красавица. Директор дома профсоюзоа волновалась и сокрушалась о том, что не пригласила телевидение, она и не предполагала, что из глуши может приехать такой коллектив. Потом нас повезли в другой театр, где проходил детский концерт народного творчества. Ставили нас в пример, восхищались, а потом весь вечер нам звонили в гостиницу и просили еще выступать, но мы улетали обратно уставшие и довольные, 3 дня закончились.
Принимая участие и в Областном смотре художественной самодеятельности «Сияние России», года не помню, Мамчане вновь заняли все первые места. Смотр проходил в городе Иркутске в кинотеатре «Пионер». Среди солистов первое место заняла Евгения Николаевна Любавская за исполнение песни о России. В ее адрес комиссией были высказаны восхищения за профессиональное проникновенное исполнение. Когда Женя пела, зал замирал, по телу бежали мурашки, а из глаз катились слезы от переизбытка чувств. Первое место присуждено и дуэту Раисы Али — Заде и Светланы Захаровой за исполнение песен «О неизвестном солдате» и «Волжские припевочки». Первое место занял и ансамбль «Мамчанка» за исполнение песни «Зачем березонька лесная весенним утром расцвела».
В Очередной смотр «Сияние России» (года тоже не помню) в Иркутск коллектив «Мамчанки» не выезжал, но тем не менее заняла первое место по области.
Весь концерт записали на видео в музыкальной школе (бывший клуб Геолог) под руководством Елены Васильевны Крохта. Запись производила Раиса Петровна Белкина. Ансамбль народных инструментов под руководством Людмилы 

Гавриловны Мишиной исполнял мелодию «Славное море священный Байкал», и на этом фоне Светлана Захарова читала стихи «О Речке Мама», написанные проходчиком рудника Луговка Михаилом Ермаковым.
«Далеко за Байкалом есть река, стлаником поросшие подпирают ее берега.
Речка быстрая и упрямая, в ней вода чиста, холодна.
Имя так близкое каждому Мама почему-то носит она».
И далее звучала песня «Я лечу над Россией». Таким было начало концерта. Далее шли дуэты, соло Веры Сысоевой — нашей жемчужины.
Ансамбль «Мамчанка» исполнял русские народные песни, песни о русской природе, о любви, песни военных лет. До глубины души тронуло исполнение песни «Что ты плачешь, солдат, у святого огня», когда мы ее пели мурашки бежали по телу, и в последнем куплете Вера Сысоева делала движение головой на «Равняйсь», это было так по настоящему, что от переизбытка чувств хотелось плакать. Эту песню мы репетировали очень долго, я все никак не могла взять одну восьмую (не имея музыкального образования я не понимала, как). И вот перед концертом, расшивая всю ночь концертное платье, я пела ее, пытаясь понять, что это за одна восьмая. И вот концерт, мы всем коллективом уговариваем Шелеста спеть эту песню, а он отказывает категорически, указывая на то, что я не беру одну восьмую. И я запела за его спиной, он резко повернулся и сказал – «взяла, видимо всю ночь пела», и мы исполнили ее единожды, а память и чувства остались на всю жизнь. Все песни, которые были спеты, прошли через сердце каждого участника, вызывая глубокие душевные переживания и уважение к руководителю, который заставлял нас работать и добиваться полного музыкального соответствия.
Однажды к нам приехали участники самодеятельности из Иркутска из Столбовки (училище МВД).
Привезли голосовую аппаратуру. В коллективе был директор училища МВД, две девушки и еще несколько товарищей. Аппаратуру установили в клубе «Геолог». Мы с интересом наблюдали за всем происходящим и очень хотелось попробовать попеть в микрофон с аппаратурой. Нам предложили выступить вместе сними и разрешили. Первой стала петь Вера Сысоева, потом мы с Али-Заде — дуэтом, ну а «Мамчанку» только услыхали, сказали: «Нет, мы будем петь сами, а то на вашем фоне мы будем выглядеть не очень, вы и без аппаратуры хорошо поете». Вот такой был с нами казус.
Как-то перед Днем Победы Раиса Ивановна Али — Заде предложила пройти по предприятиям и в рабочих коллективах дать небольшие концерты. Взяли с собой костюмы для разных номеров и пошли в управление ГОКа «Мамслюда».
Актовый зал был пуст. Мне пришлось одеть концертное платье и в этом виде пройтись по кабинетам и персонально пригласить моих коллег на концерт, уговаривала, настаивала.
И вот зал заполнился. Мы начали исполнять сольные номера, трио, дуэты, ансамблем менялись номера, менялись костюмы, в этом маленьком зале все звучало великолепно.
Исполнялись песни военных лет о солдатах, о вдовах, о победе, и вот зал сначала опустил голову, а потом мы увидели на глазах слезы. После концерта мы приняли слова глубокой благодарности от пожилых зрителей этого небольшого управленческого коллектива.
В День Победы мы ездили в больницу, по домам, где проживают ветераны войны, которые не могут ходить.
Трудное это дело петь, когда хочется плакать, когда видишь человека, который прошел войну, был молод и красив, защитил нашу Родину, всю осмысленную жизнь посвятил рождению Мамско-Чуйского района, такое с нами произошло, когда в теплый солнечный день мы пели Александру Трофимовичу Бисикало, сидящему в кресле в своем дворе. Запомнился мне фронтовик — танкист, который жил на улице Витимской, туда, ближе к аэропорту, как он был рад нашему визиту, и сам исполнил нам песню о танкистах. Такой я никогда не слышала. Мы собирались ее записать и потом исполнять, но не успели – он ушел. Пели и в профилактории для отдыхающих горняков района.

Пели на проводах зимы и на всех поселковых мероприятиях.
В последние годы уже под руководством Людмилы Ромдельевны Тарадановой мы выезжали в город Бодайбо. Приняты были великолепно, там оказались бывшие жители поселка Мама, Усть -Чуи, Воронцовки, Паршино. Аплодировали, обнимали, плакали, мы привезли им кусочек Родины из времен их молодости.
В Маме в клубе «Геолог», теперь музыкальная школа, проводились различные вечера типа «А ну-ка бабушки», где принимали участие бабушки и внуки. Тамаре Никодимовне Соловьевой за сольное исполнение песни «А на тротуаре гололед» присвоили звание «Мисс обаяние».
Вот так мы и пели, и пели. Дома оставались дети, частенько не сготовленный ужин, не вымытая посуда, а мы все спешили петь. На выездах спали где придется, бывало и на полу. Бывало и возвращались не пробившись через дорожные снежные заносы на перевалах. В автобусе весь путь звучали песни, иногда дремали. Саша Авдонькин садился в конец автобуса и начинал играть «А ну — ка убери свой чемоданчик…», и мы просыпались, пели частушки, кто какие знает, и хохотали.
Уже в наши современные дни коллектив «Мамчанка» был приглашен на предвыборную агитационную работу в Областную администрацию по выбору в губернаторы области господина Говорина. Девчата объехали многие города и районы области со своими концертами, и везде были тепло приняты и оценены по достоинству. Пели в домах культуры, пели на улице в агитационных пунктах.
Хочется особо сказать о Вере Сысоевой – посвятившей себя самодеятельности – любимому занятию. На репетиции ходила с маленькой дочуркой. Была активным участником всех мероприятий, какие проводились в клубе «Октябрь», а потом и «Победа».
Она и поет, она и вечер ведет, на проводах зимы руководит и поет со своими «Сударушками», она и в конкурсах различных типа «Семеновна» руководит. Особо по своему ее любили наши старики, когда она на праздниках ветеранов вела вечера. Запоет с ними любую песню, задаст тон, обнимет и потанцует, с теплыми словами вручит небольшой приз. С ней было тепло и уютно. Нам ее сейчас очень не хватает.
Многолетний труд коллектива художественной самодеятельности района внес огромный вклад в развитие талантов среди современной молодежи. Сегодня в доме культуры «Победа» работает новый коллектив под руководством Людмилы Ромдельевны Тарадановой, Людмилы Воробьевой. Много молодых исполнителей песен, танцевальные детские и подростковые группы, сохранилась и «Мамчанка» в обновленном составе под руководством Мурынкиной Татьяны Владимировны. У нас не было электроаппаратуры, даже микрофон один на всех, пели, как говориться, живьем. Сейчас в здании произведен ремонт, заменены кресла, сцена оборудована световой рампой и все новое электронное оборудование, микрофон каждому исполнителю. Здорово и уютно.
Хочется вспомнить и международный фестиваль народного творчества, которые проводились в Советском Союзе в Москве. Туда выезжал инструментальный ансамбль Любавских, с солисткой – Евгенией Николаевной Любавской, занявшей первое место с песней о солдате «Алексей, Алешенька, сынок». Смотрела трансляцию по телевидению и была горда за наш край. Вот такие таланты рождала наша Мамская северная земля.
Пусть меня простят те, кого я упустила и чьи фамилии забыла. Очень жаль, но время неумолимо стирает грани. Кто жив — тем блага, а кто уже ушел, тем память вечная за их талант у нас останется в сердцах.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

361