Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

04.11.2014 12:06 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 82 от 28.10.2014 г.

Вечно молод и вечно живой…

Автор: Д.И. Никифоренко
Учитель МСОШ

Вечно молод и вечно живой…

Представьте себе, что вы сейчас вдруг сказали, придумали что-то такое, что ваши слова покажутся чрезвычайно важными всем людям, и даже тем, кто будет жить лет через 200. И они их будут повторять и волноваться. Так вот, такое чудо произошло 2 века назад. Пятнадцатилетний мальчик, которого бабушка ласково называла Мишель и баловала, как маленького, создал несколько шедевров, которые сейчас где-нибудь за тысячи километров отсюда, в лондонской библиотеке, читает, предположим, юноша-студент или седой профессор и волнуется. Им и в голову не приходит, что общаются они с мальчишкой, даже если знают, когда и кем написано! Не чудо ли?
Каким он может показаться читателю? Мудрым старцем, прожившим нелёгкую жизнь и перед смертью открывшим, что она прошла впустую? Нет, стихи писал юноша, любящий, ранимый, разочарованный, страдающий. С душой – океаном. А в глубинах её – разбитые надежды. И вся она, как океан, выплеснулась в творчество.
Многие шедевры Лермонтова были созданы им, когда поэт был ровесником сегодняшних 9 – 11-классников. Чем жил 15-летний поэт 200лет тому назад? Перебросить мост через века между духовным миром поэта и миром мыслей и чувств сегодняшних школьников – задача, которую поставили перед собой учителя русского языка и литературы Мамской СОШ, наметив большое количество мероприятий, посвящённых 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Узнать побольше о поэте и одновременно проверить свои знания позволил устный журнал с показом презентации «М.Ю.Лермонтов. Он, как жизнь, и глубок, и велик» и брейн-ринг, которые провели школьные библиотекари Никишина Г.С. и Зуева Н.В. Творчески подошли к этому вопросу учащиеся 9-11 классов: были выпущены яркие, красочные литературные газеты с интересными фактами биографии поэта – «Лермонтов-художник» (Бейрехова Л.,Шумарина К.), «Дуэли Лермонтова» (Мотус П., Потоцкий Д.), «Кавказ в жизни Лермонтова» (Иванова Н, Кузнецова А, Грачёв Ю, Паршин С, Фёдорова В), «Адресаты любовной лирики» (Солянкина Н, Харченко А), «Лермонтовские места» (Никифоренко И, Струев Д), «Потомки М.Ю.Лермонтова» (Власенко О, Власенко А, Васильева О, Игумнов А).
В течение недели по классам были проведены различные мероприятия: литературные игры по произведениям М.Ю. Лермонтова, викторина «Знаете ли вы М.Ю.Лермонтова?», конкурс знатоков «Известные строки поэта», чемпионат кроссвордистов по биографии и творчеству поэта. Самыми активными стали следующие учащиеся: Полякова Л, Кнауб Ж, Брычка К, Гришова А, Фёдорова В, Бейрехова Л, Шумарина К, Николаенков С, Конкина Т, Кафтанова Д, Солянкина Н.
А ещё всю неделю звучали стихи великого Лермонтова! На конкурсе чтецов «Лермонтовские чтения» для 6-8, 9-11 классов выступили 40 учащихся. Звучали любимые стихотворения поэта — не очень известные, те, что читаются сверх школьной программы, знакомые всем и любимые всеми поколениями «Парус», «Тучи», «Листок», «Выхожу один я на дорогу», и, конечно же, своеобразная «визитная карточка» поэта – «Бородино», это произведение любят ученики всех возрастов. Членов жюри поразило, как много ребят любят поэзию, как тонко они чувствуют лермонтовское слово. Лучшие из лучших выступили на районном конкурсе чтецов, проходившем 21 октября в районной библиотеке, — это учащиеся 6-х классов: Новикова Л, Рамм С, Величко А, Концевых Д; 7-х классов: Орлова Я, Черешнюк Н, Костюк А, Лесковец С, Коваленко Т; 9-х классов: Павлова К, Халейка А; 10-х классов: Солянкина Н, Фёдорова В; 11-х классов: Бейрехова Л, СурковаТ, Николаенков С, Потоцкий Д.Особо выделить хочется выступление ученицы 10 «а» Фёдоровой Влады. Как проникновенно она читала отрывок из романа «Герой нашего времени»! Никого её чтение не оставило равнодушным ни на школьном конкурсе, ни на районном. А как её слушали учащиеся! Как она увлекла их своим голосом, как смогла прочувствовать глубочайший смысл монолога Печорина и пережить каждое произнесённое слово! 

Завершающим декаду Литературы мероприятием стала литературная гостиная «Вечно молод и вечно живой». Праздник удался! Это чувствовал каждый, кто участвовал в сценарии и кто присутствовал на мероприятии. Была особая атмосфера, когда с удовольствием читаешь стихи, играешь свою роль, слушаешь и наблюдаешь за происходящим.
Итак, кабинет музыки Мамской СОШ, красиво оформленная сцена, в зале гости и участники спектакля. Руководитель школьного МО учителей русского языка и литературы Никифоренко Д.И. произносит вступительное слово: « Мы отмечаем 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Юбилей, которого так долго ждал этот великий поэт. Так вышло, что 100-летие со дня рождения не отмечалось, так как шла 1-я мировая война, а 100-летие со дня смерти совпало с началом Великой Отечественной войны. Сегодня мы наконец имеем возможность и огромное желание отметить этот долгожданный юбилей».
На экране появляются кадры из фильма «Война и мир» со сценой великосветского бала, слышны звуки вальса А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», начинают вальсировать пары, как вдруг в зал вбегает молодой человек с известием о гибели Пушкина и рукописным вариантом стихотворения «Смерть Поэта». Кто же автор этих «возмутительных» строк? В зале появляется Лермонтов. Эту роль в течение спектакля будет исполнять ученик 9 «б» Зыков Филипп. Какой же он молодец! Мало того, что он внешне похож на Лермонтова, так он ещё так блестяще вжился в образ поэта! Многие литературоведы отмечают исповедальный характер лирики Лермонтова, и хотя герой его одноимённой поэмы «Мцыри» восклицает: «А душу можно ль рассказать?», на протяжении всего праздника Лермонтов будет «рассказывать всю свою жизнь».
Ведущими праздника были ученицы 10-х классов Бизяева Светлана и Мурынкина Екатерина. Они помогали поэту рассказывать о себе, на экране один за другим появлялись слайды: вот маленький Лермонтов, любимая им Москва, Тарханы, дорогие для него люди — родители, бабушка, которая стала в его жизни самым главным человеком (роль Арсеньевой Е.А., бабушки поэта, в спектакле сыграет Влада Фёдорова); Н.Иванова и В.Лопухина — те, кого он так трогательно и самозабвенно любил; пейзажи Кавказа, такими их видел и изобразил Лермонтов-художник; Петербург, сын французского посла Барант, из-за дуэли с которым Лермонтов второй раз был сослан на Кавказ (учащиеся 9 «б» проинсценировали сцену дуэли. Сначала дрались на шпагах. Потом перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились.) и, наконец, тот самый Мартынов… Символично, что когда учащиеся 9 «б» класса показывали сцену дуэли Лермонтова с Мартыновым, не воспроизвёлся звук того страшного рокового выстрела, даже техника была против такой чудовищной несправедливости! Лермонтов для нас навсегда останется «вечно живым».
Творчество поэта было представлено во второй части спектакля. Стихотворения М.Ю.Лермонтова и стихотворения А.Дементьева о нём читали К.Павлова, И.Никифоренко, С.Бизяева, А.Кузнецова, Д.Верескун, К.Мурынкина, В.Негода, К.Кутилов, С.Николоаенков. Были показаны инсценировки к различным произведениям М.Ю.Лермонтова. Здесь, что очень радует, были особенно активны мальчики. Егор Луцкий и Дмитрий Потоцкий представили эпизод из поэмы «Мцыри», когда в тёмной келье с чуть дрожащей свечой умирающий Мцыри исповедуется перед старцем монахом. Девятиклассники А.Игумнов, С.Комаров и С.Шубников показали сцену из «Бородино», как старый солдат в гусарском ментике, сидя у костра, в окружении более молодых воинов в нарядных киверах рассказывает: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи…». Очень украсили номер декорации и костюмы, а драматизма рассказу придали идущие на экране кадры Бородинского боя из кинофильма « Война и мир». Десятиклассники В.Негода, С.Паршин, Д.Верескун, В.Онохов, И.Чувашов разыграли сцену сговора против Печорина из романа «Герой нашего времени». Как гнусны мысли и поступки заговорщиков, какую боль мы слышим в словах Ивана Чувашова — Печорина: «За что они меня ненавидят? За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет!» Учащиеся 10 «б» Н.Солянкина, А.Харченко и А.Долбня приготовили отрывок из поэмы «Беглец». Мать отвергает сына-беглеца, бежавшего с поля боя и не отомстившего за смерть отца и брата. Финал трагичен: «И наконец удар кинжала Пресёк несчастного позор… И мать поутру увидала … И хладно отвернула взор». Всю драматургию смогли сыграть «артисты», а костюм беглеца – настоящая черкесская папаха, черкеска с гозырями и кавказский кинжал – так помогли им в этом! И смерть главного героя вышла такой натуральной, что Алёша Долбня сорвал громкие, бурные овации.
Эмоционально усилило и украсило праздник выступление вокального ансамбля музыкальной школы и сольное исполнение ученицы 10 «а» класса Кузнецовой Арины. Трогательно, волнующе прозвучали в их исполнении романсы на стихи М.Ю.Лермонтова «Горные вершины», «И скучно, и грустно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю». Спасибо вам большое!
Спектакль длился полтора часа, но кто это смог заметить? По ощущениям он был столь же короток, как жизнь того, кому он был посвящён. До сих пор отказываешься мириться с тем, что так вот, дико и нелепо, оборвалось на полуслове творчество М.Ю.Лермонтова, замолк его неповторимый голос. Вдумайтесь в это стёртое слово – неповторимый! Один лишь раз в бесконечном бытии своём природа создаёт такое прихотливое сочетание атомов, каким являлся человек, носивший имя Лермонтова. Один раз – и как до этого не было, так и дальше не возникнет. Ему не было и двадцати семи!.. Иллюзия смыкается с действительностью, и Лермонтов живёт среди нас. Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца. Как был прав поэт, когда сказал о себе: «Мой гений веки пролетит».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

273