Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

21.11.2014 11:04 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88 от 21.11.2014 г.

Жестокое обращение с детьми

Автор: Статью подготовила Педагог-психолог ОГБУ СО «КЦСОН Мамско-Чуйского района» В.М. Иванова

Каждый год у нас в стране увеличивается количество детей, оказавшихся перед угрозой смерти от рук их собственных родителей. Это подтверждается документально и подчёркивает серьёзность проблемы.
Корни проблемы жестокого отношения к детям следует искать в семье. Семья – это основное звено общества, и, казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании детей. В то же время мы сталкиваемся с социальными последствиями неполноценного воспитания во многих семьях. Воспитание детей является серьёзной и важной обязанностью родителей, которые абсолютно, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто и никогда этому не учил. Единственный выход из создавшейся ситуации, по мнению доктора педагогических наук Пилиповского В.Я., — организация педагогического просвещения родителей, где будут анализироваться основные причины жестокого обращения с детьми и пренебрежения их воспитанием, а также рассматриваться программы обучения родителей, разработанные с целью предупреждения возникновения подобных проблем.
Жестоко относящиеся к детям люди настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить потребности своих детей. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребёнку или не заботящийся о нём, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введённым в заблуждение, страдающим от какой-либо патологии, жалким и беспомощным.
В словаре — справочнике «Детство», подготовленном сотрудниками научно- исследовательского института детства, Российского детского фонда, жестокое обращение с детьми определяется как «любые умышленные действия или бездействие родителей, воспитателей или других лиц, от которых ребёнок находится в зависимости, наносящие ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушающие развитие личности ребёнка, его психическое развитие или социализацию».
Насилие многолико и может проявляться в самых разных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек и не осознаёт этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой». Мы также можем добавить, что понятие, «насилие» является более узким понятием, нежели понятие «жестокое обращение с ребёнком», поскольку последнее включает также неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, пренебрежение основными нуждами ребёнка, нередко – оставление его в опасности, а кроме того, — вовлечение ребёнка в совершение противоправных и антиобщественных действий, склонение его к употреблению алкоголя, наркотиков и одурманивающих веществ.
Виды жестокого обращения
с ребёнком
Среди видов жестокого обращения с ребёнком различные исследователи выделяют:
• физическое;
• сексуальное;
• психическое насилие;
• эмоциональное насилие как разновидность психического;
• пренебрежение основными нуждами ребёнка;
• экономическое насилие как разновидность такого пренебрежения.
Кроме этого, хотелось бы ещё отметить:
а) эксплуатацию ребёнка;
б) вовлечение ребёнка в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, склонение его к употреблению наркотических или психотропных веществ.
Теперь, давайте разберём каждый из видов жестокого обращения.
Физическое насилие – нанесение ребёнку физических повреждений, включая телесные наказания. Физическое повреждение может быть самой различной степени тяжести: создать риск смерти или вызвать тяжёлое постоянное обезображивание, продолжительную потерю или ухудшение функции части тела или органа, вызвать длительную или кратковременную боль.
Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослого или с целью извлечения прибыли (вовлечение детей в занятие проституцией и порнографию), развратные действия в отношении несовершеннолетних, демонстрация детям порнографической литературы.
Психическое (эмоциональное) насилие — это такое угнетающее воздействие на психику ребёнка, которое причиняет ему душевное страдание, держит ребёнка в страхе, препятствует его нормальному развитию и выполнению социальных задач. К психическому насилию относят, прежде всего, постоянные угрозы, шантаж, клевету, унижение человеческого достоинства ребёнка, словесные оскорбления, брань и ругань в его адрес, грубое обращение с ребёнком. В качестве разновидности психического насилия иногда выделяют так называемое эмоциональное насилие – воздействие на психику ребёнка с целью унизить его значимость в своих глазах и глазах окружающих, постоянная критика ребёнка, издевательство над его поступками, высказываниями и чувствами, высмеивание ребёнка, использование обидных прозвищ, присвоение кличек, игнорирование его чувств или циничное отношение к ним, демонстрирование ребёнку своего равнодушия, нежелания общаться с ним и уделять ему внимание, манипуляции, создание необоснованных препятствий для общения с другим родителем, родственниками или сверстниками ребёнка, применение наказаний, унижающих человеческое достоинство ребёнка и т.д. К психическому или эмоциональному насилию, несомненно, нужно отнести и насилие, применяемое на глазах у ребёнка к другому человеку или к животному, например, избиение или унижение матери, брата, сестры, домашних животных и т.д. Психическая жестокость порой может принести даже больший вред, нежели физические наказания, повлечь тяжёлое повреждение психики, неврозы и соматические расстройства, вызвать у ребёнка ощущение ненужности, желание уйти из семьи, образовательного или воспитательного учреждения, породить чувство протеста, которое, в свою очередь, может привести к различным последствиям — от совершения антиобщественных противоправных действий до самоубийства.

Жестокие наказания за проступки вообще наносят непоправимый вред не только физическому здоровью, но и развитию личности ребёнка в целом. Психологически этот вред заключается в следующем:
1) родители (или родитель — отец или мать), систематически наказывающие ребёнка, подростка, фактически выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример. Психологи говорят, что вследствие этого у ребёнка задерживается формирование идеального Я;
2) частое физическое наказание вызывает у ребёнка, подростка состояние фрустрации, т.е накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещается на доступных ему объектах, прежде всего, на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех тревожных ситуациях;
3) частое наказание наносит ущерб самооценке личности ребёнка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легкоранимое самолюбие;
4) систематическое физическое наказание в раннем детстве может привести к утрате способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, воспитателям, часто наказывающим, вырабатывается негативизм, который впоследствии может перейти во враждебность.
Об отрицательных последствиях частого физического наказания писал ещё А.С.Макаренко, говоря об авторитете подавления: «этот авторитет только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребёнке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство».
Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.
Эксплуатация — это присвоение взрослым результатов труда ребёнка, использование ребёнка для извлечения прибыли (дохода), зачастую незаконными способами.
Эксплуатация может включать в себя:
- привлечение несовершеннолетнего родителями или лицами, их заменяющими к выполнению работы, непосильной для несовершеннолетнего, приносящей вред его физическому, психическому или нравственному здоровью, с целью извлечения дохода (прибыли) или без таковой;
- получение прибыли и иного дохода за счёт привлечения ребёнка работодателем к труду с нарушением норм трудового законодательства (установленных норм рабочего времени, применения труда ребёнка на запрещённых работах и т.д.);
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений или таких антиобщественных действий, как занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, склонение его к употреблению наркотических средств или психотропных веществ мы считаем отдельным видом жестокого обращения с ребёнком, т.к. употребление этих веществ в любом возрасте, а особенно в детском, изменяет нормальные функции организма, отрицательно влияет на поведение, нередко приводит к таким заболеваниям как алкоголизм, наркомания или токсикомания, и тем самым, лишает ребёнка будущего. Хотя ребёнка могут и не принуждать к употреблению таких веществ, а просто давать «попробовать», очень часто подобное обращение может сочетаться с физическим, сексуальным, психическим (эмоциональным) насилием, эксплуатацией и другими видами жестокого обращения с ребёнком.
Российское законодательство предусматривает защиту несовершеннолетних практически от всех видов жестокого обращения, хотя, по мнению специалистов, часто не содержит эффективных механизмов такой защиты. Поэтому ещё и социальные службы занимаются защитой прав ребёнка, которые своевременно выявляют случаи жестокого обращения с детьми, определяют его вид и принимают установленные в нормативных актах меры по отношению к лицам, практикующим такое обращение , а также к реабилитации и адаптации ребёнка, пережившего такое обращение.
Я понимаю, уважаемые родители, что быть родителем нелегко, но поймите, что Ваш ребёнок — это не машина, в которую Вы закладываете любую программу, если не знаете или сомневаетесь, лучше обратитесь вовремя за советом и рекомендацией к профессионалам (психолог, соц. педагог в соц.учреждениях, в д/с, в школе, психиатр и др.), которые помогут Вам разобраться и понять индивидуальные особенности Вашего ребёнка для его же успешного развития и социализации в обществе.

Удачи, любви, терпения Вам, дорогие мои родители!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1349