Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

06.03.2020 09:43 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 06.03.2020 г.

Трудовая закалка поколения Победителей

Труженики тыла Великой Отечественной войны, присутствовавшие на торжественном награждении. Слева направо: М.И. Блинова, М.И. Чаврикова, А.Д. Постникова, Т.К. Нечаева, В.П. Карпов

«Что мы делали - то мы никогда не забудем, как мы работали» - ветеран войны Тамара Константиновна Нечаева вспоминает о своем детстве, опаленном войной

Детство, опалённое войной,

Оно досталось многим к сожаленью.

Не пролетело мимо стороной,

А ворвалось стремительно,

в мгновенье.

Детство, опаленное войной …

Но, несмотря на все невзгоды, беды,

Сражались дети вместе со страной

До радостной минуты, до Победы!

Как мы уже писали, в рамках комплекса мероприятий, посвящённых 75-летию Победы, в администрации Мамско-Чуйского района проходила самая трогательная и значимая акция — награждение ветеранов Великой Отечественной войны юбилейными медалями.

После торжественного вручения юбилейных медалей «75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» ветеранов пригласили на чаепитие. Так, за кружкой чая ветераны вспоминали о том, как и где они встретили это страшное известие о начале войны. Многим из них на то время не было ещё и 10 лет, они были детьми по возрасту, но война опалила их детские души, они рано познали лишения, голод и тяжёлый труд. Линия фронта в годы войны проходила не только по полям сражений, эта линия фронта продолжалась в тылу. Дети наравне со взрослыми приближали день Победы. Это не только дети-герои, а обыкновенные дети, благодаря их труду в тылу, выживали взрослые на фронте.

Ветеран Великой Отечественной войны Мария Ивановна Блинова жила в Казахстане в селе Максимовка Целиноградского района Акмолинской области, когда началась война. С этого дня ощущение вольности и легкости, которые дарит детство — закончились, а великолепные казахские бескрайние равнины, которые сливаются с небом на горизонте стали бесконечной каторгой для детей, вынужденных трудиться на этих нескончаемых полях. Засветло она с сестрёнкой и кучей ребятишек военного времени выходили на огромные поля, чтобы полоть пшеницу от осота, они составляли основную бригаду юных тружеников, которые боролись за урожай пшеницы. Варево из воды и муки составляло их ежедневный рацион, они издирали себе руки в кровь, но усердно, неистово трудились, чтобы победить эту жесткую несправедливую схватку с самой смертью.

- Наша пионервожатая выстраивала нас вдоль поля и распределяла работы, помню, что каждый друг другу помогал. Пшеница была ещё небольшая, а осот уже вымахал. Мама рукавички на нас с сестрой сделает, и к вечеру рукавички уже — в тряпочки. С утра и до обеда, с обеда и до вечера мы выходили на эти нескончаемые поля, — вспоминает труженица тыла Мария Ивановна Блинова.

Труженица тыла Великой Отечественной войны Тамара Константинова Нечаева жила в посёлке Большой Северный, когда встретила известие о войне.

- Что мы делали – то мы не забудем никогда, как мы работали, — рассказывает ветеран войны Тамара Константиновна. — Мы ребятишками заготавливали грибы, ягоды, дикий лук. Берега все были зелёные от этого лука, мы кулями возили его, чистили, а потом сдавали его в общепиты. А люди — то голодные какие были, но у нас ни одного вора не было — детей наказывали жестоко. Палочка возле двери стоит – значит люди видят, что хозяев дома нет. А то и вообще не закрывали двери. Пайка хлеба на столе стояла. Её не прятали. Я никак не забуду такой случай, помню мы пообедали, и мама ушла на работу. Жили одни – уже папки у нас не было. Жили тогда в домах – полуземлянках. И к нам заходит мужчина — маленький такой и весь трясётся. У нас картошка варёная на обед была и очистки лежали на столе — я посуду убирала. Он смотрел на очистки голодными глазами и попросил у меня эти очистки, чтобы съесть. Я тогда ему хлеб отдала какой был в доме. Мама пришла вечером – даже не ругала. Сказала, что сами будем есть без хлеба.

Валентин Петрович Карпов – один из старейших жителей нашего района, был привезён ребёнком в наш край в 1931 году на Зарю. В то время этот противоположный берег нашего райцентра представлял собой совершенно дикую, неприспособленную ни для жилья, ни для сельского хозяйства территорию. Руками этих переселенцев, лишенных крова и средств к существованию, возделывались плодородные в последствие земли для жизни последующих поколений.

- С 1931 года я здесь живу, с тех пор, когда нас привезли на Зарю, — рассказывает старожил нашего района, ветеран Великой Отечественной войны Валентин Петрович Карпов. — Мы сами здесь обустраивались. Понятно — условия были тяжёлые. И я хорошо помню, что школа наша располагалась в большой избе, срубленной по-стариковски: в одной половине избы три семьи и в другой также. Вход один, посерёдке стояла печка, от которой все грелись, жили за перегородками. Я в школу ходил именно в такую избу. Читал возле такой печки букварь. Потом отец перестроил уже отдельный домишко на две семьи.

Я шестой ребёнок в семье – последний, в армию пошёл самый старший в семье – муж сестры Лизы. Передо мной был брат Костя. Он пошёл в армию в 1945 году, воевал на Востоке. Но я помню, как провожали в армию в первые дни войны. На пассажирской барже собрали новобранцев. На берегу – куча провожатых. Как только гудок парохода загудел — все заплакали, помню этот оглушительный рёв плача. Провожали. Плакали. Все -все плакали – помню, как сейчас.

Валентину Петровичу было 11 лет, когда закончилась война, это известие он встретил, когда уже осиротел — умерла мама. Приходилось много работать, чтобы выжить.

- Мы в некоторой степени были подневольными – из нас, детей, организовали бригаду и мы работали в колхозе, занимались хозяйством на Заре. Все какие работы под силу пацанам можно было выполнять – мы делали, и в свободное время мы занимались раскорчёвкой деревьев.

Окончил я начальную школу на Заре, потом учился в п. Мама. Чтобы школу отапливать — мы в летнее время занимались заготовкой дров. Учился тогда я в 5-х – 6 -х классах. Единственное, чем хорошо было, за то, что мы заготавливали дрова – нас кормили. Как я встретил День Победы? На этом же месте, где потом был клуб «Октябрь», на площади состоялось два митинга. Первый был 1 мая, когда взяли Берлин, а второй — состоялся в День Победы.

Ветеран Великой Отечественной войны, участница легендарного народного ансамбля «Сударушки» Александра Даниловна Постникова жила на территории, оккупированной фашистами.

- Война началась, мне ещё было 9 лет, десятый шёл, — рассказывает свидетельница военных событий Александра Даниловна. — Мы жили в городе Балашихе в Подмосковье, там и встретили известие о войне. Родители, когда война началась, думали, что Москву раньше захватят, потому отправили меня и мою сестру Галину Игнатьевну (Г.И. Григорьева – ветеран ветеринарии. Живет в п. Мама с 1975 года, — прим. автора) к маминой сестре в Тульскую область в Тепло — Огорёвский район. Там мы пошли в школу.

Как-то утром я собралась в школу, сумочку надеваю, дверь открываю — и мне навстречу немцы идут. Я свою тётю бабушкой звала. Я её окликнула, она только из печки хлеб доставала горячий. Немцы тут же заходят в дом и кричат: «Давай, матка, хлеба, молока давай!». Один немец у нас поселился. Фашисты у нас пробыли не много. Где-то в середине декабря ушли – подступали наши. Когда немцы уходили соседнюю деревню подожгли, дома-то с соломенными крышами, вспыхивали один за другим, там вся деревня сгорела. Мы думали, что и нас сожгут, но нет, Бог миловал. Когда пришли наши — есть нечего: фашисты кур съели, коров зарезали...

Известно, что районы Тульской области находились в оккупации сравнительно недолго — от нескольких дней до трех месяцев. Однако за это время нацисты расстреляли, повесили и сожгли более четырех тысяч человек. Среди них — дети, женщины и старики. В период оккупации в Тепло — Огорёвском районе царил беспредел: немцы грабили, отбирали еду, одежду, скотину, издевались над жителями, заставляли готовить и стирать. По воспоминаниям нашей мамчанки Александры Даниловны, их семью как-то обошло стороной это горе, над ними так не измывались, но голод царил страшный. Мороженая картошка – «кавардашка», — как её называет Александра Даниловна, да в лесу – орех, – это все чем можно было утолить голод, хотя тот же орех приходилось детям собирать и сдавать для нужд фронта. Но были моменты, когда немцы проявляли человеческие качества по отношению к русским жителям захваченной ими земли. Александра Даниловна рассказала, что немецкий врач принимал тяжелые роды у ее двоюродной сестры. И ещё один случай запал в память труженицы тыла.

- В одном на всю деревню двухэтажном здании немцы держали пленных. Пленные спускали вниз свои котелки и просили, чтобы их забрали – это разрешалось. В одном из пленных моя двоюродная сестра узнала сестриного мужа. Она написала записочку и бросила в этот котелок, немец прочитал записочку, посмотрел и отпустил этого мужчину. Он у нас так и жил, пока русские не пришли, спасся, остался живой, а потом на фронт ушёл.

Как-то в деревне, когда после косьбы траву убирали, я тоже там работала. И вот я там увидела бугорок, на котором росли цветочки, красные-красные и липкие. Я спросила у одной женщины, что за цветы такие необычные, нигде такого нету, только здесь. А она мне сказала, что здесь наших пленных троих расстреляли и закопали. И вот их кровь выходит – это память по неизвестному солдату. Сколько их там, в братских могилах захоронено, — в задумчивости сказала ветеран войны Александра Даниловна Постникова.

Ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель Маргарита Иосифовна Чаврикова, когда узнала о Победе, училась уже в педагогического техникуме в городе Киренске.

- В годы войны нам всем приходилось работать. Я работала с 10 лет. Только закончился учебный год, и всё – на работу, каждое утро. Хочется погулять, но ведь утром на работу. Батька был грозный, голос не повышал только хмыкал. И все сразу понимали, что нужно заниматься делами. Нас в семье было четверо детей — три брата и я. Все работали, папу в армию не брали – была бронь, он занимался заготовкой зерна для Родины, для Отечества. А братья были еще молодыми, один — с 1924, второй — с 1928 года, третий — с 1930 года, я родилась в 1933 году, братья потом служили, все с войны вернулись, брат Николай был пулемётчиком…

Я работала с 10 лет и по сей день, хоть на 4 костях, но ползаю, а что поделаешь: жить — то надо! – сказала ветеран Великой Отечественной войны Маргарита Иосифовна Чаврикова.

Надо жить! Это фраза звучала в каждом воспоминании ветеранов. Ради нашей жизни на земле они трудились с детства, стойко терпели лишения и страдания. Наши ветераны проявляли свои подвиги не только в годы войны, но и в послевоенное время. Они показали, как надо трудиться, как восстанавливать страну из руин и как сделать Советский Союз великой державой своего времени.

И сегодня, находясь уже в преклонном возрасте, невзирая на свои болезни, наши ветераны, наши дети войны, к которым относится моя бабушка Валентина Сергеевна Обаленичева, не перестают работать. Это их привычка к труду, желание всегда приносить пользу, превозмогая боль и усталость во что бы то ни было — трудиться. Эта трудовая закалка поколения победителей помогла нам завоевать Великую Победу!

Надо сказать, что памятных наград были также удостоены труженики тыла Великой Отечественной войны, которые по состоянию здоровья не смогли присутствовать на торжественной церемонии, это Алефтина Павловна Петрова, Анна Алексеевна Кулинич и Анн Степановна Варнова. Мы отдаём дань их труду и заслугам, и надеемся, что также сможем рассказать о них на страницах нашей газеты.

Евгения Карасова

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

23