12+

РАЙОННАЯ ГАЗЕТА "МАМСКИЙ ГОРНЯК"

Главная / Статьи / "Романс о романсе"
24.05.2019 15:05
  • 20
  • 2

Категории:

"Романс о романсе"

Чудесный восхитительный вечер с таким названием прошел 11 мая в детской музыкальной школе.

Переступив порог музыкальной школы, зрители сразу попали в салон Х1Х века, где их встречали элегантные дамы в вечерних платьях.

Обстановка и небольшое число зрителей создавали камерность мероприятия.

Очаровательные ведущие Анна Сосун и Маргарита Сенатова поведали нам историю развития русского романса, которая сопровождалась живым исполнением.

Романс принадлежит к числу лучших сентиментально-лирических вокальных произведений.

Так называемый «старинный русский романс» — явление чисто российское и многонациональное, необыкновенно консервативное и родившееся из многих источников. Его источники — это городской фольклор, бытовое, домашнее, салонное музицирование, цыганские напевы.

Создателями русского романса были великие композиторы, такие как Глинка, Чайковский, Рахманинов, Бородин, они писались на стихи гениальных поэтов — Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Кольцова.

Один из таких романсов «Я помню чудное мгновение» исполнила М. Сенатова под аккомпанемент И. Скалиуш.

В основе этого романса — подлинные истории любви А.С. Пушкина к Анне Керн, и М. Глинки к дочери А. Керн – Екатерине.

В Х1Х веке романс, несмотря на сословные барьеры, стал достоянием всего русского общества. Бывало так, что одну и туже песню можно было услышать и в крестьянской избе, и в дворянской усадьбе. Народные песни становились основой для романсов, а романсы, написанные на стихи классиков, становились народными. Примером такого слияния стал романс А. Варламова на стихи Н. Цыганова «Красный сарафан», который исполнила Катя Гоман, выпускница ДМШ. В дуэте К. Гоман и М. Сенатовой прозвучал романс «Ночи безумные».

Удивительно, но юной исполнительнице удалось передать «то бесконечно хорошее, страсть, отлетевшее счастье, выразительность мелодии», свойственных романсу.

Романс — это, так правило, драматический монолог, исповедь, он исполняется от первого лица и позволяет исполнителю выразить переполняющие его душу и сердце чувства и размышления. Именно такие исповеди мы услышали в исполнении Маргариты Сенатовой под аккомпанемент И. Скалиуш. Это романсы «Побудь со мной», «Эй, друг, гитара», «Темно-вишневая шаль», «Калитка» и другие. И. Скалиуш исполнила романс «Белой акации гроздья душистые». Мелодичные и сентиментальные, порой наивные, но всегда искренние и лиричные русские романсы … . В них пели о самом потаенном – о любви и верности, о разлуке и тоске.

Трогательно и проникновенно прозвучал романс «Утро туманное» в исполнении Анны Сосун, аккомпанемент Елены Крохта.

Стихотворение «Утро туманное» И. С. Тургенев написал в ноябре 1843 года под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера – анархиста М. Бакунина. В нем слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, по родине, которую автор добровольно покинул и жил «на краю чужого гнезда» в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствующий прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны. Бывают стихи-пророчества, стихи-отражения, и этот романс стал отражением любви И.Тургенева к Полине Виардо.

Не менее впечатляющим стало инструментальное исполнение романсов. Это романс «Я встретил вас» на слова Ф.Тютчева, исполненный трио в составе С.Подгайной, Е.Крохта, Н.Рамм и «Романс» Д. Шостаковича в исполнении Ивана Комышева.

Во многих романсах узнается вальс. Русский вальс вобрал в себя национальную напевность и мелодичность, сдержанность и благородство, мечтательность и элегичность. Песни-вальсы писали Алябьев, Гурилев, Варламов, Булахов. Мы и сегодня с удовольствием слушаем их. Романс «Средь шумного бала случайно» прозвучал в исполнении М.Сенатовой.

Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Маска скрывала ее лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Они говорили недолго — суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала». Это стихотворение будет одним из лучших в любовной лирике, но знаменитым оно станет тогда, когда превратится в романс П.И.Чайковского. А слова к нему написал Алексей Толстой, он посвятил его своей будущей жене Софье Миллер.

Вальс, несомненно, обогатил народную песню и городской фольклор. В песне-вальсе может высказаться вся жизнь. Популярный романс Листова «Я помню вальса звук прелестный» исполнила Анна Сосун.

Отголоски нежных вальсов, страстных танго и выразительных фокстротов ненавязчиво напоминают нам о подлинных историях страстей и жизненных идеалах, которые характеризуют русский романс.

«Аргентинское танго» в исполнении Стаса Зенго, танго «Утомленное солнце» в исполнении Натальи Рамм, медленный фокстрот «Уходит вечер» в исполнении М. Сенатовой стали этими чудесными отголосками.

Пользуясь случаем, хочется поблагодарить коллектив ДМШ за их просветительскую миссию, уважение к своему зрителю, любовь к своей профессии и музыке.

В. Сильченко, Л. Сильченко,

восторженные и благодарные

слушатели

Фото предоставлены ДМШ

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Читатели на сайте

Вверх