Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

01.03.2019 08:37 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 05.03.2019 г.

Иван Михайлович Юрик 80 лет со дня рождения

Десять лет назад, в марте 2009 года, в районной газете публиковался большой очерк «Машиносчетная». Сегодня есть повод вернуться к нему, вспомнить человека создавшего в свое время современное структурное подразделение комбината.

С Иваном Михайловичем поближе я познакомился в 1973 году. Тогда машиносчетное бюро располагалось в бывшем здании суда, во дворе службы связи. Обычно с ним по утрам здоровались, перекидывались парой фраз о погоде, о воде, благо Витим рядом.

Я тогда был кандидатом в партию, а он членом бюро парторганизации управления ГОКа «Мамслюда».

Шла подготовка к выборам. Мне — партийное поручение — быть агитатором в малосемейном общежитии по Комсомольской 40. Проживали в нем в основном молодые рабочие с мехцеха, гаража, пилорамы.

Вечером обошел общежитие, переписал избирателей. С некоторыми знаком по комсомолу. Сделал небольшой реечный стенд, повесил в коридоре. На стенде — брошюрки о выборах, биография кандидата

и таблица коридорного шахматно-шашечного турнира. В которой игроки ежевечерне отмечали результаты коридорных баталий.

Вдруг Иван Михайлович приглашает зайти к нему. Захожу.

- «… сегодняшнюю газету читал? ».

-« Нет». Протягивает газету, небольшая заметка,

в ней — агитаторы не работают с избирателями, адреса — Советская 14, Комсомольская 40, Пролетарская 3.

-«… про те общежития не знаю, а по Комсомольской сделано все что надо …».

Утром подхожу к связи, у ворот стоит Иван Михайлович:

- «… были вчера в общежитии, все как надо …».

С того момента говорили не только о погоде, но и производственных делах. Также объединял журнал «Катера и яхты». Выходил раз в два месяца, в «Союзпечать» поступало три номера, стоил один рубль, по тем временам достаточно дорого. Мне всегда удавалось приобрести журнал, а от читателей не было отбоя.

Все имели моторы и лодки.

В следующие выборы мне поручили избирательный участок в клубе «Октябрь».

Откроем газету с очерком «Машиносчетная». Первые электронные машины на мамской земле.

В 1972 году комбинат «Мамслюда» приобретает 15 ЭКВМ «Искра 11М»

(электронная клавишная вычислительная машина), размером с добрый чемодан, четыре действия, один регистр памяти. А получилось так, Иван Михайлович Юрик был в командировке в Москве, в Главке, где защищал заявку на счетную технику, на приеме у начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Шелеста, тут приносят телеграмму такого содержания :- «Курский завод «Счетмаш» поставляет вашему управлению в следующем квартале 16 ЭКВМ «.

Начальник управления выругался, — как я их буду делить?». Юрик: -«Отдайте их нам». Шелест:-«Вы сможете их оплатить». Юрик с его телефона звонит на Маму, директору Кузакову Михаилу Георгиевичу:-«есть возможность приобрести электронные машины, цена 2,5 тыс. руб. за штуку, сколько брать» -«бери все». Легковой автомобиль «Москвич» стоил в то время 5 тыс. руб. Одну машину Шелест оставил в управлении, а 15 отдал «Мамслюде».

Разом все предприятия ГОКа получили по электронной машине, машина стояла в бухгалтерии на отдельном столе, бухгалтер готовил бумаги, садился, считал, затем садился другой, по окончанию работы машина закрывалась чехлом.

В отношениях с людьми Иван Михайлович всегда был сдержан, говорил ровно, не повышал голоса. Любил порядок и требовал его от подчиненных. Как собеседник – интересный человек. Имел большой жизненный опыт. Щедро делился своими знаниями, а что не знал, не стеснялся спросить у других.

Развернем газету.

Технические возможности машиносчетного бюро были полностью использованы, дальнейшее совершенствование механизированного учета можно было производить только на перфорационных машинах. На них информация с первичных документов переносилась на перфокарты и могла многократно обрабатываться в различных формах. Перфорационные машины работают на Иркутской слюдяной фабрике. Юрик знакомится с перфорационной техникой, методами подготовки и обработки информации. Возможности перфорационной техники многократно превосходят возможности бухгалтерских машин.

Например: — лицевой счет имел двадцать начислений и десять удержаний, то на перфорационных можно было иметь сотни. Отпадала необходимость в заполнении лицевых счетов, сразу шифровались первичные документы, табельный номер, шифры удержаний, начислений, шифр производственных затрат.

Иван Михайлович выступил на производственном совещании в комбинате с докладом о работе машиносчетной станции Иркутской слюдяной фабрики, о возможностях перфорационных машин. Получил поддержку со стороны директора, главного бухгалтера. Была образована группа из бухгалтеров и экономистов для детальной проработки этого направления, группу возглавил Николай Николаевич Жуков, главный бухгалтер Витимской экспедиции.

Для создания машиносчетной станции требовалось: помещение, не менее двух комплектов перфорационных машин, то есть: два табулятора, две сортировки, два итоговых перфоратора, шесть цифровых перфораторов, два электромеханика для обслуживания, два инженера-проектировщика для составления программ, операторы. Материалы на год — контейнер перфокарт.

Проанализировав, просчитав все варианты, группа дала заключение — надо переходить на новый технический уровень механизации учета.

Проблему с помещением решили так — надстроить третий этаж на службе связи. С техникой — подать заявку на получение оборудования в навигацию 1975 года. Конструкторский отдел разработал проект, Комбинат вел большое строительство, проблема была не с материалами для стройки, а с кадрами. Плотники разобрали крышу связи, каменщиков не было, подрядилась одна бригада со стороны, сложила угол, прораб посмотрел и сказал: — « вы не строители, не будем портить материал». Пришли строители из стройучастка и сложили этаж, плотники закрыли крышу, к осени 74 года коробка была готова, и в зиму приступили к отделке.

Построить помещение и приобрести технику – это только половина решения, вторая половина не менее важная – подготовить квалифицированный, ответственный персонал. Подобрать и обучить такие кадры, на которые можно положиться, которые не подведут. Эта задача была решена. Подобранный Иван Михайловичем костяк коллектива просуществовал до закрытия станции.

А это, как переводили на «перфорацию» самое большое предприятие комбината – рудник Луговку, с 2000 работающих.

. Уже были переведены на перфорацию и обкатаны ЛТП, СМУ, ОМТС и управление, они все вместе давали порядка 1200 человек. Сделали эти предприятия, стали бить Луговку, набили перфокарты, сделали контроль, подготовили массивы к обработке, с девяти вечера приступили к обработке, Сортировали на свода, сортировки часто заминали, приходилось перебивать карты, двух табуляторов не хватало, приходилось часто перестраивать, менять программные доски. Сделали свода, стали сортировать на расчетные листки, два цеха были очень большими, с такими еще не работали. Рассортировали, погнали на табуляторе расчетный листок. Иван Михайлович сидел за столом и сверял табуляграммы с контрольными цифрами, которые не шли, искали ошибки, переделывали, к четырем часам утра Луговка было готова. Разобрали документы, подкололи табуляграммы по цехам, упаковали в чемоданы. Рано утром приехал луговский шофер, Василий Шаруха, за документами.

До обеда было тихо, после обеда телефон взорвался претензиями с Луговки.

-«ни что не идет, что там напечатали, делайте на «Аскотах». Иван Михайлович и Людмила Бобко выехали на рудник, разбираться. Приехали усталые, злые.

В предыдущий месяц, зарплату сделали на «Аскотах», а затем продублировали на перфорации, что бы бухгалтера, в спокойной обстановке разобрались и вникли в тонкости дела. Но не все к этому отнеслись ответственно, кто разбирался и вникал у тех и претензий было меньше, пример: большой цех 02 пошел копеечка в копеечку, а малые цеха с 20-30 работающими не шли. Оказалось, что документы с контрольной зарплаты, некоторые бухгалтера вообще не смотрели, не вникали, так они и лежали не разобранные… Были неверно проставлены шифры….. Претензии были с обеих сторон. К следующей «зарплате» луговчане документы подготовили более качественно и соответственно более качественно сделана станцией работа. Через полгода луговчане уже не вспоминали про «Аскоту».

Осенью 1975 года комбинат получил первую электронную фактурную машина «Зоемтрон-382», машину собрали, а она не пошла.

Стояла в углу закрытая чехлом. Вдруг вызывает меня

Иван Михайлович — «…. срочно покупай билет и завтра вылетай в Курск, дали место на «382»…».

Через два дня я был в Курске, пришел к директору: — «откуда», — «с Мамы»,

-«как там Иван Юрик», — «… нормально, запустил станцию»,

-« толковый мужик у вас начальник ».

Классный руководитель и преподаватель машины – Евгений Анатольевич Катаев, автор учебников и альбомов по электронным машинам, небольшого роста, аккуратный, отглаженный, говорил ровным голосом, кто не понимал материал, оставлял после занятий — объяснял, кто не хотел учиться – отчислял. Я опоздал на два дня, пропущенный материал осваивал и сдавал после занятий. Знания давали очень качественные. Опоздать на урок можно было только раз, второй и следующие – жди за дверью перемены. Катаев водил группу в театр на спектакли, в Дом просвещения на лекции.

С Сибири я был один, в основном курские, с Краснодарского края и Коми.

Ко мне подошел паренек : -«…я родился на Колотовке, помню гору Арарат…».

Заканчивали машину, готовились к экзаменам, меня вызывают к директору:

-«пришла телеграмма, остаться на ЭКВМ «Искра-111».

Надо так надо.

«Искру» учили на Котовой горе, старая часть города, вся в садах, преподаватель – женщина, группа со всего Союза, дисциплина по сравнению с «Зоемтроновской» вольная.

Сдали экзамены, хорошо отметили и разъехались по стране.

По приезду стал заниматься новой фактурной машиной. С машиной шла контрольная программа, каретка вставала в стартовое положение и больше не подавала признаков жизни. Электронный блок был опечатан, снять пломбу мы не имели права, могли потерять гарантию. Снял, разобрал и прозвонил пульт управления до разъема– все идет, прозвонил кабеля – идут, прозвонил материнскую плату от разъема до платы управления, все 63 дорожки идут. Тупик. Включил машину, стал ловить сигнал прибором. С клавиатуры сигналы все выходят, на материнскую плату сигнал «L» не приходит, стал проверять разъемы, разбирал разъем, поджимал гнезда. Собрал разъемы, включил машину, каретка встала в стартовое положение, загорелась зеленая лампочка, набрал цифры, с волнением нажал клавишу «Start-1», машина отпечатала цифры и встала в следующую графу. Отпечатал строку, каретка вернулась в исходное положение, снял итоги. Все идет. Порядок. Собрал машину, закрыл кожухами, немного погонял. Операторы заглядывают. Все идет. Время на обед, с обеда задержался во дворе со связистами, немного опоздал, захожу на станцию. Операторы окружили машину, Иван Михайлович сидит за клавиатурой, «Зоемтрон» стучит очередями литерными рычагами, мигает зеленой лампочкой.

Следующая работа — создание программ для машины, написать программу было полдела, сложнее было распаять диодную матрицу, дорожки очень тонкие, хлипкие, повторную пайку не выдерживали. Сделал программы «Счет-фактура», «Товаро-транспортная», почасовая и тонн/км. Отпечатал инструкции по пользованию программами и машиной. Теперь оператор мог самостоятельно научиться и работать на машине. Следующий месяц товаро-транспортные для ЛТП выписывали на «382», время работы сократилось в два раза.

Вечерами, во время отчета, было время поговорить. Иван Михайлович рассказывал о себе. Родом из Закарпатья. Край хватил лиха в первой половине двадцатого века, жили при венграх, при чехах, при поляках. В 39 году пришли Советы, в 41 году –немцы, в 44 — снова Советы. Жил в большом селе. Рассказывал о зверствах «лесных братьев» -бандеровцев. На лесозаготовках бандеровцы сожгли бригаду лесорубов … Зверски убили председателя сельсовета…

После школы окончил электро-техническое училище, служил в армии, сержант, артиллерист. После демобилизации, в ноябре 1960 года, по комсомольской путевке прибыл в «Мамслюду». Работал на Луговке сначала электрослесарем, затем – зам. гл. энергетика, избирался председателем профкома рудника Луговка. По истечению срока полномочий пошел в бурильщики.

В 1966 году получил предложение организовать бюро автоматизации и механизации бухгалтерского учета в комбинате.

Согласился. Прошел годичное обучение в Курске.

С января 1969 работники «Мамслюды» стали получать на руки «расчетки» по зарплате и квитанции по квартплате. Видя такой прогресс, руководство Мамской Геологоразведочной Экспедиции предложило скооперировать работу по дальнейшему совершенствованию механизации бухгалтерского учета.

Что было и сделано на взаимовыгодных условиях.

Запуск машин и создание программ — это относительно простое дело, основное — убедить и заставить бухгалтеров принять новые методы работы, создать единую систему бухгалтерской документации. Человек, который 10-20 лет делал одни и те же операции, далеко не всегда принимает новое радушно, дело доходило до настоящего саботажа.

Были разработаны лицевые счета по зарплате и квартплате, форма настолько удачная и практичная что существовала треть века, вплоть до компьютерной программы — «С1».

В механизации учета был такой фактор, который официально не

учитывался, но реально существовал — экономия личного времени трудящегося.

Человек получал перед зарплатой расчетный листок и квитанцию за услуги ЖКХ. По расчетному листку видел все начисления и удержания, включая комуслуги, плату за радио, электроэнергию, телефон, за детсад, за кредит, перевод денег на сберкнижку.

Сегодня 21 век, кругом компъютеры, электронные карты, смартфоны и т.д, а сделать платежи – надо побегать.

Иван Михайлович кроме производственной, вел большую общественную работу, был членом бюро, избирался секретарем парторганизации управления комбината, к любой работе относился ответственно. Как-то назначили председателем избирательной комиссии, проводил подготовку к выбором, и выборы в клубе «Октябрь». Посмотрел на урны, ящики для бюллетеней сделанных в 50-е года, покрашенные в блеклые тона. В столярном цехе заказал новые, протравил морилкой, покрыл лаком. Заказал новые разборные кабинки для голосования, ввернули 16 шурупов – собрали, вывернули – разобрали, все красиво и аккуратно.

Был прирожденным лидером и умелым организатором. За что ни брался, всегда доводил дело до конца и с хорошим результатом.

Приведу пару примеров. Откроем газету.

Где-то в апреле 1980 года, появилось объявление, что в МЧГЭ состоится организационное собрание по созданию лодочной станции. В то время действовала одна лодочная станция «Заря», созданная под руководством Кошелева Николая Георгиевича. На собрание пришло много народу, с комбината было человек двадцать. Было много шуму, гвалта, составляли списки, кого-то принимали, кому-то отказывали, с комбината приняли только двух геологов.

Когда рассказал Юрику, что комбинатовским отказали, ответил: — «… нечего было и ходить, надо организовать свою лодочную, обойди и составь список наших желающих…».

Спустя несколько дней в мастерскую заходят Иван Михайлович и Юрий Хакимович Ахмедзянов, секретарь парторганизации. Посмотрели списки желающих, решили — надо организовать. Юрик пошел в поссовет за отводом земли, Ахмедзянов к директору за деньгами. Поссовет отвел землю, Юрий Андреевич Елистратов дал денег. После майских праздников на «Эре» отпечатали большие объявления, что в субботу, в 9 утра, на берегу Мамы состоится организация лодочной станции, при себе иметь инструмент.

Народу пришло прилично, подошли две грузовые машины, Юрик объявил:

- «..у кого есть инструмент в одну сторону, у кого нет — в другую сторону...».

Тех, кто был без инструмента, отправил по домам. Назначил пятерых бригадиров: две бригады будут строить боны, две – кладовки, одна — будку. Бригадиры сами набирают людей. Отправили одну машину на пилораму за необрезной плахой, другую на лесосклад за вершинником. Отбили линию под кладовки, разметили, стали копать ямки под столбы. Привезли плаху, рассортировали — добрую на боны, дефектную на кладовки. Боны делались по единому стандарту. Пришла машина с вершинником. К обеду вся территория лодочной станции напоминала большой муравейник, визжали бензопилы, стучали топоры и молотки. Моя бригада, шесть человек, делала боны. Работу закончили, когда кончился материал. Через две недели на яру лежала 91 бона, стояла будка для дежурного, построенные кладовки разделены противопожарным брандбауром, туалет, забор, установлены металлические ворота, подведена электроэнергия, телефон, изготовлены латунные бирки. Для маркировки бирок я изготовил из машинного шрифта матрицу – л/с «Горняк».

За утерю бирки полагался штраф — 5 руб. Первого июня состоялось открытие лодочной станции «Горняк», спустили боны на воду, в шапку положили бумажки с номерами, и каждый вытянул свой номер. Дежурный принял станцию.

Каждую весну проводились районные соревнования санитарных дружин,

приезжали команды с рудников. Было две сильных дружины — комбината и экспедиции. Всегда первое место в упорной борьбе завоевывала дружина экспедиции. Стаценко Анатолий Максимович, начальник МЧГЭ, лично контролировал подготовку своей команды, Бжевская Любовь Ивановна — командир дружины, человек требовательный, настойчивый и соответственно подготовка была на должном уровне.

Командиром дружины комбината была Ходикова Лидия Борисовна, подготовка к соревнованиям велась на должном уровне. В 1982 году курировал подготовку и отслеживали ход соревнования и судейства Иван Михайлович. Дружина управления комбината заняла первое место.

В августе 1982 года Иван Михайлович пригласил меня в кабинет: — «.. меня направляют директором в Лесо-транспортное предприятие, принимай станцию...».

Надо так надо. Принял материальный подотчет, расписался в приказе, работа шла по накатанной колее, вечерами в «зарплату» заезжал Юрик, интересовался ходом работы, обстановкой на станции, давал дельные советы, рассказывал о своей работе на новом месте.

1 июля 1987 года избирается председателем Мамского поселкового Совета депутатов трудящихся. На День шахтера, 30 августа, проводит грандиозное поселковое мероприятие «Праздник улицы Октябрьской». На следующий год – «День добрых соседей Северной улицы».

Летом 1991 года назначен директором Многоотраслевого Предприятия Коммунального Хозяйства, где работает до октября 1994 года, до выхода на пенсию по возрасту. 27 марта 1994 года избирается депутатом в первую Думу Мамско-Чуйского района.

12 августа 1996 года, в конце рабочего дня я был в мастерской,

вбегает оператор Тамара Николаевна:

- «.. Иван Михайлович … сердце…».

Он был не из тех людей, которые берегут свои сердца...

Март 2019 г. В.В. Сильченко.

PS. В музее Мамской средней школы большая коллекция вычислительной техники. Экспонаты для нее собирали

с семидесятых годов. Иван Михайлович мечтал сохранить историю развития счетной техники на мамской земле. Сохранили.

Такой экспозиции вычислительной техники не имеет ни один школьный музей Иркутской области. Сомневаюсь, что есть подобное и в соседних областях.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

26