Меню
12+

Районная газета "Мамский горняк"

12.05.2017 08:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 12.05.2017 г.

Мой прадед воевал за Родину, за Победу и за будущую жизнь!

Автор: Юнкор Ольга Захарова

История моего прадеда по отцу Денисенко Андрея Михайловича — участника Великой Отечественной войны, имеющего три боевых ордена Красной звезды, награжденного медалями «За отвагу» и «Взятие Будапешта», мне известна по воспоминаниям моей бабушки Светланы Андреевны Захаровой и моего отца Андрея Ровельевича Захарова.
Мой прадед Денисенко Андрей Михайлович родился 11 июля 1911 года в селе Марченко Воронежской области под городом Россошь в большой семье, где помимо него ещё были четыре брата и четыре сестры. После окончания школы был призван на действительную службу, а тем временем его семья была переселена в Иркутскую область на станции Ук, которая находилась в 30 километрах от города Нижнеудинска. Мой прадед Андрей Денисенко отслужил пять лет, затем женился на Марии Михайловне Карпенко, в которую был влюблён с юности. Свою семью они уже создавали здесь в Сибири, в 1938 году родился первенец Николай, в 1940 году родилась дочка Нина, которая, к несчастью молодых родителей, умерла ещё в младенчестве. А в 1941 году 22 августа появилась на свет моя бабушка Светлана Андреевна Денисенко, сейчас – Захарова. Но свою новорождённую дочь Андрей Михайлович сразу не увидел, так как пошёл на фронт воевать, ведь бабушка родилась через месяц после начала Великой Отечественной войны.
Денисенко Андрей Михайлович служил в 34-й танковой части под командованием маршала Ф.И. Толбухина. Мой прадед отважно сражался за Родину, прошёл всю войну и дошёл до Будапешта в составе войск 3-го Украинского фронта под командованием маршала Ф.И. Толбухина. Штурм Будапешта был одной из самых кровавых городских битв за всю историю Европы. Потери Красной Армии в ходе осады венгерской столицы и связанных с ней операций составили 24056 человек ранеными и 80026 — убитыми. Эта цифра приблизительно соответствует половине всех потерь, которые понесли советские войска в Венгрии в годы Второй мировой войны. То есть можно говорить о том, что каждый второй советский солдат, погибший в Венгрии, пал во время освобождения Будапешта.
Из истории известно, что в ходе Будапештской операции 26 декабря 1944 г. войска 2-го Украинского фронта под началом маршала Р. Я. Малиновского и 3-го Украинского фронта маршала Ф.И. Толбухина окружили столицу Венгрии. Вражескому гарнизону предложили капитулировать, но ультиматум был отвергнут, а парламентёры убиты. После этого началось длительное и ожесточенное сражение за венгерскую столицу. Из взятых войсками Красной Армии столиц Европы Будапешт занял первое место по длительности уличных боев. Это было связано с тяжелой оперативной обстановкой на внешнем кольце окружения, где германское командование неоднократно пыталось пробить кольцо окружения, используя крупные подвижные бронетанковые соединения. Кроме того, советское командование, желая сохранить памятники архитектуры и не причинять городу сильных разрушений, избегало применять тяжелую артиллерию и штурмовую авиацию, что затягивало ход боевых действий.
По воспоминаниям моего отца, дед рассказал такой случай, который произошёл с ним при взятии Будапешта во время уличных боёв. Советская армия через громкоговорители призывала немцев и венгров сдаваться. В то же самое время наши противники продолжали развешивать по городу агитационные листовки и плакаты. Вот содержание одного из них: «Еврейство и Советы – это смерть для Венгрии». А также среди мадьяр, то есть венгров (само название — мадьяры, в переводе с венгерского означает — европейский народ угорского происхождения) ходили слухи, что русские солдаты пытают военнопленных, засыпая им в раны соль. И вот мой прадед Андрей Михайлович со своим другом Санчо загнал в угол одной из венгерских маленьких улочек 12 мадьяр и предложил им сдаться. Однако мадьяры, имея в руках ещё сабли, боялись сдаваться. Через друга Санчо прадед им объяснил, что они останутся в живых, если сдадутся в плен, их никто не будет пытать, иначе, по законам военного времени, он будет вынужден их уничтожить. А это были молодые парни, ещё моложе, чем мой прадед. И вот танкист Андрей Михайлович Денисенко взял в плен 12 мадьяр и сохранил им жизнь. За это семья спасённых им мадьяр впоследствии отблагодарила его. Взятие Будапешта продолжалось 100 кровавых дней, дед был ранен, с ранением в плечо он находился на лечении в одном из госпиталей венгерского города, и вот семья тех самых спасённых ими венгерских воинов пришла его навестить. Они подарили деду никелированные ножницы и чайный сервис. В настоящее время эти ножницы хранятся в нашей семье как реликвия и память о дедушкиных сражениях, о том, что мой прадед – из поколения Победителей.
Послевоенное время – тоже тяжелое время лишений, голода и разрухи, но главное — без войны. В 1947 году в семье Денисенко родился сын Григорий. Бабушка вспоминает: времена были голодные, кушать хотелось сильно, постоянно мучил голод. Как-то, когда наступила весна, моя бабушка, а ей на ту пору было шесть или семь лет взяла маленькое ведерочко и побежала на поле, увидела как из-под плуга вывалилась большая картошина, она ее схватила и принесла домой, картошка была замороженная, бабушка половинку картошки порезала на рябчики ( то есть кружочками) и пожарила на раскаленной печи. А её мама, моя прабабушка её обняла и заплакала. Бабушка не понимала тогда маминых слёз. Мама плакала, потому что ее дети голодали. Теперь бабушка это понимает, и с горечью вспоминает, как это страшно драться с родным братом из-за еды. Тяжёлое было время.
После войны прадед работал механиком, хорошо знал технику, электротехнику, затем работал машинистом на лесопильном заводе. По словам мой бабушки, когда её папа стал работать и надолго уезжал, они выживали как могли. Местные власти заставляли выращивать кроликов. Вот и в их семье было кроликов 300 штук. Кроликов резали на мясо, шкурку мой прадед выделывал и сдавал.
Бабушка помнит как сейчас:
- Заходит отец и ставит на табуретку коробку полную конфет и рыбу. Мама увидела, заругалась: «Зачем, итак есть нечего».
А он ответил: «Пускай, хоть дети наедятся».
Потихоньку семья вставала на ноги, вели подсобное хозяйство. Прадед работал на заводе, а прабабушка — дояркой. Построили для своей семьи дом на выделенной земле, прадед выкладывал сам печку, этому мастерству он научился на войне. Семья все, от мала до велика, работали: садили овес, пшено, картошку. Затем завели корову, и тогда семья зажила.
Мой прадед всегда говорил: «Не предавайте родной земли, власти приходят и уходят, а Родина остается!»
Прошло много лет после Победы нашего народа над захватническими войсками фашистов. А для прадеда ещё гремели залпы орудий. И вот моя бабушка Светлана Андреевна Захарова вспоминает, как –то по телевизору показывали военную хронику. Прадед увидел наступление танков, подскочил и с воодушевлением вскричал: «Мой танк пошел!». Такими глубокими, незаживающими ранами были его воспоминание о страшной войне…
Мой прадед Андрей Михайлович Денисенко умер в Тайшете 23 декабря 1985 года, там и похоронен.

Спец. выпуск молодежной газеты "Максимум"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

48